• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональная дифференциация в российском высшем образовании

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012

Анализ основных концепций и подходов к анализу институционального многообразия  в высшем образовании разных стран свидетельствует о том, что большинство национальных систем высшего образования являются дифференцированными. Разнообразие миссий, профилей, типов вузов, моделей их поведения – это ответ систем высшего образования на меняющиеся запросы студентов, рынка труда, государства, бизнеса и общества. Поэтому в зарубежных странах определение позиции по отношению к степени дифференциации системы высшего образования на протяжении последних 10 лет включено в число одних из самых обсуждаемых тем и дискуссий, посвященных образованию. 
 
Значительные изменения происходят и на разных уровнях российской системы высшего профессионального образования. Очевидной становится дифференциация российских вузов, происходящая из-за того, что на изменение различных вузов влияют различные группы факторов. Однако состав и роль этих факторов не изучены, как не изучены тренды этих изменений. Без понимания процессов «естественной» дифференциации невозможно строить политику развития системы образования. Все это делает актуальным и своевременным разработку подходов к аналитической систематизации вузов, с помощью которых система высшего образования и происходящие в ней изменения станут более понятными и прозрачными как для вузовского сообщества, так и для внешнего окружения.

Настоящее исследование проводилось с целью изучения процессов дифференциации организаций в системе российского высшего образования и динамики его институциональной структуры.

Дифференциация вузов рассматривается в исследовании как процесс формирования различающихся устойчивых моделей  поведения и организации работы вузов, воспроизводимых в основных областях деятельности, в результатах,  в управлении, в программах и проектах, как интегрированного ответа на конкретно-историческое сочетание факторов внешней и внутренней среды. 

Как показывают результаты исследований, большой размер системы высшего образования еще не является гарантией институционального многообразия. Многое зависит от соотношения сил, влияющих на университет, и от того, насколько эти силы заинтересованы в его развитии и поддержании многообразия системы. Как показал проведенный анализ, именно  ожидания основных стейкхолдеров системы высшего образования – государства, бизнеса, абитуриентов, академического сообщества, инструменты и модели взаимодействия, которые они используют для реализации своих ожиданий, являются одними из важнейших внешних факторов влияния на системную и институциональную динамику российского высшего образования.

В качестве ключевых факторов внутренней среды, определяющих тренды институционального развития российских вузов, в исследовании выделены качества вуза, необходимые для достижения баланса во взаимодействии со стейкхолдерами в процессе ресурсного обмена:
  • способность вуза выделить ограниченный набор приоритетов деятельности, востребованных стейкхолдерами,  и сконцентрировать на них имеющийся потенциал
  • способность вуза определять для себя иерархию (ранжирование) стейкхолдеров и развивать взаимодействие с теми стейкхолдерами, в чьих ресурсах он заинтересован в большей степени
  • способность вуза распределять сферы своих интересов в различных пространственных срезах (территориальном, отраслевом, функциональном и т.д.)  в соответствии со своими возможностями и потребностями ключевых стейкхолдеров.
Воздействие факторов внешней среды становится причиной организационной трансформации вуза - существенных изменений в организационной структуре и культуре, организации основных процессов,  технологии выполнения работ, в структуре мобилизуемых ресурсов и т.д. Внутренние факторы влияют на опережающий характер, достаточность, интенсивность и устойчивость осуществляемых организационных трансформаций вуза.

Сочетание внешних и внутренних факторов определяет динамическую и историческую перспективы формирования устойчивой модели организации деятельности вуза. Результатом формирования различных моделей организации деятельности становится институциональное многообразие системы высшего образования в России.

Основным результатом, обуславливающим научную новизну и практическую значимость проведенных работ, является выделение и описание четырех основных моделей организации деятельности российских вузов, формирующихся под воздействием  проанализированных в проекте факторов внешней и внутренней среды:
  1. модель «Университет-исследователь» с федеральной исследовательской миссией: исследовательское превосходство, конкурентоспособность на международном рынке научно-образовательных услуг
  2. модель «Университет – системный интегратор» с федеральной социально-экономической миссией: основной поставщик научных  решений для развития отраслей и регионов, в том числе для обеспечения высокого качества профессионального образования в федеральных округах
  3. модель «Университет – региональный интегратор» с региональной социально-экономической миссией: массовая подготовка кадров для регионального рынка труда и преимущественно прикладные исследования в интересах предприятий региона
  4. модель «Университет – кадровый конструктор» с локализованной миссией: удовлетворение массового спроса на качественное общее и специализированное образование с учетом (бюджетное) или без учета (платное) региональных потребностей в кадрах, ограниченная исследовательская деятельность, направленная на поддержание актуального содержания читаемых курсов, методологическое развитие содержания программ.
В ходе работ выделенные модели были уточнены и описаны с помощью набора организационных и поведенческих характеристик (дескрипторов), в основе выбора которых лежит системный взгляд на университетскую организацию: ареал деятельности, миссия, образовательные программы, исследовательская деятельность, селективность абитуриентов, функциональные приоритеты научно-педагогического персонала,  партнерства, необходимые для развития миссии, пространственная модель вуза и модель управления.

Для апробации методологии разработана структура кейсов, которые будут иллюстрировать процесс формирования моделей  организации деятельности вуза.  

Предложенный подход описания институционального многообразия российской системы высшего образования  и  динамики ее структуры с использованием совокупности разработанных моделей организации деятельности вуза, может стать основой для научного и аналитического обеспечения государственной политики в высшем образовании,совершенствования системы сбора и анализа образовательной статистики.

Публикации по проекту: