• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыТенденции изменения общественного спроса на высшее образование в России и оценка экономических последствий реструктуризации сектора высшего образования

Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в России и оценка экономических последствий реструктуризации сектора высшего образования

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012

Область основных научных интересов данного исследования направлена на изучение динамики общественного спроса на высшее образование в разрезе укрупненных групп специальностей и влияние этой динамики на перспективы формирования региональных экономик. Изучениеплатежеспособности семей и потребительского спроса на образовательные услуги в условиях превышения предложений со стороны сектора высшего образования. В условиях изменения принципов государственного субсидирования и внедрения процессов интеграции и оптимизации особую актуальность приобретает оценка экономических последствий реструктуризации сектора высшего образования.

Объектом исследования является система высшего профессионального образования в России с совмещением характеристик внешних условий функционирования университетов, таких как платежеспособный спрос населения, изучение динамики общественного спроса на высшее образование в разрезе укрупненных групп специальностей.
 
Цель исследования – изучение динамики общественного спроса на высшее образование в условиях демографического спада и сжатия платежеспособности семей, вызванного финансовым кризом, и влияние экономических последствий реструктуризации сектора высшего образования.

Основные задачи исследования включают в себя:
  1. Разработку методологии и инструментария анализа динамики общественного спроса на высшее образование;
  2. Формирование базы данных и программно–информационного модуля, позволяющего собирать и обрабатывать необходимые данные по укрупненным группам специальностей в разрезе регионов
  3. Исследование динамики общественного спроса на высшее образование по группам специальностей в условиях демографического спада и сжатия платежеспособности семей, вызванного финансовым кризисом;
  4. Социологические исследования образовательных возможностей в условиях массовизации высшего образования в сравнительной перспективе. Тенденции в развитии элитного и массового образования в условиях массовизации. Анализ теоретических социологических концепций, которые могут помочь в понимании феномена массовизации и его значения для трансформации высшего образования и общества;
  5. Анализ процессов реструктуризации сектора высшего образования в России.

Методология проведения работ
Методологические подходы, используемые в рамках исследования, базируются на сочетании моделей и методов социологического и статистического анализа. Для социологических исследований разработан инструментарий массовых опросов населения на ценность высшего образования, социальные настроения, которые находят отражение в высоких установках на получение высшего образования.

Для анализа тенденций изменения общественного спроса на высшее образование использована методология оценки динамических рядов системы высшего образования с применением набора инструментария по оценке потребительских расходов низкодоходных и высокодоходных групп населения по уровням образования. По структуре образовательной и финансовой деятельности учреждений ВПО проведен анализ общественного спроса по укрупненным направлениям подготовки студентов (а также прием первокурсников и выпуск специалистов) в различных регионах России.

Для оценки дифференциации населения по доходам используется распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения. Этой цели служат децильные, квантильные группы населения.
Эмпирическая база исследования
Для проведения исследований по динамике общественного спроса на высшее образование по группам специальностей была сформирована база данных и программно–информационный модуль, позволяющий собирать и обрабатывать необходимые данные по укрупненным группам специальностей в разрезе регионов для проведения эмпирических исследований. Основой для наполнения базы данных являются формы федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования.

Результаты работы
В результате проведенного исследования:
  • представлены теоретические разработки развития концептуальной модели общественного спроса на высшее образование;
  • разработана методология исследования динамики общественного спроса на высшее образование по группам специальностей в условиях демографического спада и сжатия платежеспособности семей, вызванного финансовым кризом;
  • представлены результаты оценки динамики общественного спроса на высшее образование в разрезе федеральных округов и регионов РФ по укрупненным группам специальностей.
  • представлены результаты анализа приема первокурсников и выпуска специалистов по востребованным и популярным направлениям профессионального обучения.
  • разработан инструментарий для социологических исследований массовых опросов населения на ценность высшего образования, социальные настроения, которые находят отражение в высоких установках на получение высшего образования.
  • установлены предположения в ходе социологических исследований по развитию платного сектора в образовании, которые не ведут к повышению географической, а вместе с ней и социальной мобильности молодых людей.
  • представлены результаты анализа процессов реструктуризации сектора высшего образования в России и способы таких преобразований посредством организационной интеграции, характерными формами которой являются слияние и поглощение высших учебных заведений.
В процессе проведенных работ представлены аналитические результаты исследования тенденций общественного спроса на высшее образование, которые позволили выявить существенные отличия в разных периодах функционирования сферы профессионального образования. Приводится динамика общественного спроса на высшее образование по группам специальностей в условиях демографического спада и сжатия платежеспособности семей, вызванного финансовым кризом. Основное внимание было уделено процессам интеграции и оптимизации в системе высшего образования, которые способствуют повышению качества подготовки обучающихся и обеспечению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Значимость работы
Проведенные исследования по изучению изменений общественного спроса позволили установить взаимосвязь факторов платежеспособности семей с их потребительскими ожиданиями на фоне существенного превышения предложений со стороны государственного и частного сектора высшего образования над возможностями спроса потребителей на образовательные услуги. Изменение тенденций общественного спроса на профессиональное образование характеризуется реакцией потребительского поведения семей в рамках определенной демографической ситуации на предложения со стороны образовательных учреждений.

В ходе научных исследований получены результаты процессов реструктуризации сектора профессионального образования и их связь с конкурентоспособностью высшего образования по укрупненным группам специальностей и уровнем развития региональных экономик. При изучении механизмов оптимизации сектора высшего образования на базе объединения учебных заведений разного уровня основное внимание уделялось выявлению противоречий и проблем, возникающих в процессе реструктуризации высшего образования. Интеграционные процессы в области высшего профессионального образования, развернувшиеся на базе объединения финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, направлены на повышение качества подготовки студентов и конкурентоспособности на рынке труда.

Итоги внедрения результатов
Основные результаты работы по исследованию тенденций изменения общественного спроса на высшее образование в России и оценке экономических последствий реструктуризации сектора высшего образования получили распространение в виде публикаций статей в международных реферируемых журналах и ведущих российских рецензируемых научных изданий, включенных в перечень ВАК, презентаций докладов на научных семинарах и международных конференциях.

Область применения
Область применения концептуальной модели общественного спроса на образование направлена на изучение возможностей потребительского спроса на образовательные услуги и их соответствие предложениям со стороны сектора высшего образования. Данный подход позволяет проводить анализ востребованности по укрупненным группам специальностей и уровнем развития региональных экономик. Анализ теоретических социологических концепций в области равенства образовательных возможностей в условиях массовизации высшего образования в сравнительной перспективе и тенденций в развитии элитного и массового образования в условиях массовизации содействуют пониманию феномена массовизации и его значения для трансформации высшего образования и общества. Это будет способствовать поиску решений, ориентированных на оптимизацию и интеграцию системы высшего образования и направленных на повышение качества подготовки обучающихся и обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Публикации по проекту:


Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М., Николаенко Е. А. Реструктуризация высшего образования в современной России // В кн.: Сборник докладов I Международной научно-практической конференции «Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте». 30-31 октября 2012 г. в ИНИОН РАН. М. : ИНИОН РАН, 2013. С. 384-392.
Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М., Николаенко Е. А. Подготовка научных кадров в современной России // В кн.: Сборник докладов XIII Международная научная конференция “Модернизация России: ключевые проблемы и решения”. ИНИОН РАН 20-21 декабря 2012 г. М. : ИНИОН РАН, 2012.
Abankina I. V., Abankina T., Nikolayenko E., Seroshtan E., Filatova L. The Effects of Reform on the Performance of Higher Education Institutions / Transl.: I. Scherbakova. // Journal of Applied Research in Higher Education. 2012. Vol. 4. No. 1. P. 23-41.
Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М., Николаенко Е. А. Подготовка научных кадров в современной России // В кн.: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Выпуск 8. Ч.2 / Под общ. ред.: Ю. С. Пивоваров. Ч. 2. Вып. 8. М. : ИНИОН РАН, 2013. С. 367-368.
Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Николаенко Е. А., Филатова Л. М. Процессы реструктуризации и тенденции общественного спроса в системе высшего образовании России // В кн.: Регион в период модернизации: социальные институты. Материалы II Международной научно-практической конференции, 5 апреля 2013 г. / Науч. ред.: Д. А. Шпилев. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2013. С. 295-299.
Filatova L., Abankina I. V., Abankina T., Nikolayenko E. Education Development Trends in Russia // Journal of US-China Public Administration. 2012. Vol. 9. No. 10. P. 1198-1214.