• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа международной оценки компетенций взрослых

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012

Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) представляет собой проект, нацеленный на получение и анализ информации о компетенциях взрослого населения, об их влиянии на успешность человека в технологически и информационно насыщенной среде. В рамках программы PIAAC проводится оценка компетенций взрослого населения в возрасте 16-65 лет в трех областях: навыки чтения и понимания прочитанного (literacy), грамотности в обращении с числовой информацией (numeracy) и способности решения проблем в технологически насыщенной среде (problem solving). В Российской Федерации настоящее исследование является первым прецедентом оценивания компетенций взрослого населения. Изучение компетенций взрослого населения позволит сформировать научную позицию, описывающую необходимые и достаточные навыки и компетенции взрослых, динамику ключевых компетенций в онтогенезе, дифференциальные различия между группами населения стран. Исследование открывает понимание природы и особенностей компетенций взрослого населения Российской Федерации, а также изучает некоторые факторы, влияющие на развитие навыков взрослых в различных ситуациях – дома, на работе.

В настоящем отчете представлен анализ первичной информации, полученной в результате основного тестирования населения. Анализ выполнен на выборке Российской Федерации. В исследовании принимали участие респонденты, проживающие более чем в 100 населенных пунктах России, различающихся по критериям «центр-периферия», тип населенного пункта, количество населения. Всего было собрано 5142 кейса, каждый кейс включает данные биографической анкеты и данные выполнения тестовых заданий. В настоящем отчете представлен анализ более ста переменных биографической анкеты.

Объектом исследования является социально-демографический портрет взрослого населения и сформированность компетенций взрослого населения Российской Федерации в области чтения, в области обращения с числовой информацией, в области решения проблем в технологически насыщенной среде.

Цель работы: анализ первичных результатов измерения социально-демографических характеристик и тестирования компетенций .

Первичные результаты анализа данных биографической анкеты позволили сделать следующие обобщения и выводы.

Сформирован первичный социо-демографический портрет и первичный образовательный портрет выборки Российской Федерации. Отмечена вовлеченность респондентов в образовательный процесс. Задачи профессионального развития стимулируют людей принимать участие в образовательных мероприятиях. Кроме того, проанализирована общая характеристика трудового статуса респондентов, а также навыки коммуникативной компетентности: навыки взаимодействия с коллегами, навыки устной речи, навыки планирования и организации рабочего времени и деятельности, навыки ведения переговоров, которые являются необходимыми и чрезвычайно востребованными в работе в современных условиях.

Навыки чтения очень востребованы в профессиональной деятельности. Частота чтения тех или иных видов документации зависит от профессиональных задач.

Навыки письма более сложные и специфические по сравнению с навыками чтения, они востребованы реже, но, тем не менее, необходимы современному работнику. Навыки обращения с числовой информацией не столь востребованы, как навыки чтения и письма. Респонденты отметили необходимость и использование компьютерных навыков на работе. В повседневной жизни навыки чтения используются достаточно активно, в то время как навыки письма - достаточно редко. Навыки математической грамотности (за исключением навыка использования калькулятора) не используются никогда большинством респондентов в повседневной жизни, а компьютерные навыки используются достаточно часто.

Респонденты отметили наиболее используемые стратегии обучения новому: соотнесение нового и известного, поиск дополнительной информации в случае непонимания. Большинство респондентов продемонстрировали интенсивную включенность в политическую жизнь страны, наличие собственной позиции о деятельности правительства. Более половины респондентов отметили низкий уровень социального доверия по отношению к другим людям.

По результатам данного исследования разработан ряд рекомендаций по изменению образовательной ситуации в стране.

Программа PIAAC впервые предоставляет возможность оценить социально-демографический портрет российской популяции в образовательном и профессиональном контекстах в масштабах страны, а также получить информацию о необходимости и востребованности ключевых навыков в профессиональной деятельности. Анализ данных настоящего отчета оперирует первичными данными и, следовательно, не может быть в полной мере распространен на всю популяцию. Однако можно говорить о первичных тенденциях образовательно-профессиональных характеристик населения страны. Результаты исследований подтверждают важность компетенций для эффективного функционирования рынка труда и экономической успешности страны и социального улучшения жизни индивидов и общества в целом. Результаты могут служить полезным инструментом для политических деятелей и деятелей образования в качестве аналитического материала для разработки мер по усилению политики и программ, которые могут внести значимый вклад в экономику и социальный прогресс.

Публикации по проекту: