• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012

Объект исследования - образовательные результаты школ, функционирующих  в разных  социокультурных контекстах.

Цель исследования   –  выявить ключевые закономерности в генезисе и воспроизводстве неравенства в общем образовании в различных географических, демографических и социокультурных ситуациях, определить связь неравенства в образовании с другими социокультурными факторами, выявить тенденции и источники возможного изменения ситуации.

Эмпирическая база исследования.
Данные статистики, характеризующие социально-экономическое развитие территорий; данные образовательной статистики, характеризующие кадры, ресурсную базу общеобразовательных учреждений; данные государственной итоговой аттестации учащихся (ГИА, ЕГЭ), региональных мониторингов в сфере образования; данные социальных паспортов общеобразовательных учреждений, характеризующие контингент обучающихся.

Данные представлены по всем общеобразовательным учреждениям трех субъектов РФ.

Методология и методы исследования
Методология:
-      теория воспроизводственной функции образования и культурного капитала (Bourdieu P.);
-      теория социального капитала (Coleman J.),
-      модель «эффективной школы» (Mortimor P ., Marzano R.),
-      «новая модель школьной эффективности» (Hargreaves D.).

Методы:
-      статистический анализ;
-      сетевой анализ;
-      полуструктурированное интервью;
-      анкетирование.

Результаты работы:
  • собрана расширенная база эмпирических данных, характеризующие функционирование общеобразовательных учреждений, контингент общеобразовательных учреждений, социокультурный контекст функционирования общеобразовательных учреждений; диверсифицированы инструменты статистического анализа комплекса контекстных данных;
  • разработана  модель анализа образовательных результатов школ с учетом социокультурного контекста, территориальной специфики (включая степень депривированности территории);
  • определены факторы дифференциации по качеству образования общеобразовательных учреждений, обучающих детей с разным социально-демографическим, экономическим и культурным статусом в условиях территорий разной степени депривированности;
  • выявлены основные подходы в образовательной политике и модели программ, направленные на выравнивание возможностей школ в обеспечении  качественного образования, сокращение отставания учащихся из наиболее социально  уязвимых групп.
    Новизна полученных результатов заключается в апробации и адаптации для анализа образовательного неравенства в странах с переходной экономикой современных моделей контекстуализации образовательных результатов и анализа социального капитала школ. Впервые в отечественных исследованиях для определения различий в образовательных результатах школ осуществлен сбор, качественный и количественный анализ данных, характеризующих территориальный (социокультурный) контекст функционирования образовательных учреждений.
  • Результаты исследования  использовались в аналитическом сопровождении разработки следующих документов государственной образовательной политики: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р; в пилотных проектах по разработке и сопровождению программ улучшения результатов школ, работающих   в сложном социальном контексте (республика Карелия, Ярославская область, Москва).
Полученные результаты исследования могут быть использованы для решения следующих прикладных задач:
  • аналитическое и методическое сопровождение деятельности федеральных и региональных органов власти в сфере образования по обеспечению доступности качественного образования,
  • разработка инструментов контекстуализации образовательных результатов для использования в системе оценки качества деятельности образовательных учреждений,
  • разработка  программ и проектов улучшения результатов школ, работающих   в сложном социальном контексте,
  • разработка образовательных программ (магистратура, повышение квалификации) подготовки управленческих кадров системы образования.