• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение роли рефлексии в процессе развития способностей

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012
Подразделение: Институт содержания образования

Руководитель: Шадриков В.Д. – директор Института содержания образования НИУ «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, профессор

Объектом исследования выступают рефлексия и рефлексивность в деятельности.

Целью настоящего исследования является изучение роли рефлексии и рефлексивности в процессе развития способностей.

Цель исследования раскрывается в следующих задачах:

1.      Теоретический анализ подходов к определению понятий рефлексии и рефлексивности.

2.      Разработка теоретической модели рефлексии и рефлексивности на основе проведенного анализа данных понятий.

3.      Анализ существующей методической базы для исследования и диагностики процессов рефлексии и рефлексивности.

4.      Разработка качественного методического инструментария для исследования рефлексии и рефлексивности.

Исследование проводилось в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» со студентами различных факультетов в возрасте 18-24 лет. Общее число испытуемых принявших участие в исследовании составило 80 студентов.

На основании полученных данных настоящего исследования были сделаны следующие выводы:

·         Разработаны теоретические подходы к определению понятий рефлексии и рефлексивности. Рефлексия понимается как процесс познания себя (процесс мышления, направленный на субъекта, в его различных качествах и проявлениях: потребности, мотивы, эмоциональные состояния, переживания, явления совести, знания, личностные качества, действия, деятельность, поведение). Рефлексивность понимается как качество личности, проявляющееся в направленности познания на себя и характеризующее уровень развития рефлексии.

·         Рассмотрена проблема рефлексии в контексте развития познавательных способностей (на уровне субъекта деятельности), показано, что процессы развития рефлексии и процессы развития познавательных способностей тесно связаны и взаимообусловлены.

·         Проведен анализ методической базы для исследования и диагностики процессов рефлексии и рефлексивности, в ходе которого установлено, что методик, позволяющих изучать рефлексивные процессы в структуре деятельности и в структуре познавательных способностей, на сегодняшний день не существует.

·         На основе психологической функциональной системы деятельности разработана теоретическая модель рефлексии и рефлексивности. В неё входят следующие компоненты:

-         Степень осознанности основной потребности и мотива действия, деятельности и поступка.

-         Характеристика цели действия, деятельности и поступка.

-         Оценка внешних и внутренних условий действия, деятельности и поступка, нормативных способов деятельности.

-         Принятие решений в ходе реализации действия, деятельности и поступка.

-         Разработка программы (плана) действия, деятельности и поступка.

-         Реализация действия, деятельности и поступка.

-         Оценка промежуточных результатов действия, деятельности и поступка.

-         Качественные и количественные характеристики полученного конечного результата.

·                  Разработан методический инструментарий для исследования рефлексии и рефлексивности, представляющий собой опросник, представленный двумя независимыми блоками. Первый блок состоит из 56 закрытых вопросов, позволяющих выявить уровень представленности рефлексивных механизмов в различных компонентах деятельности на основе результатов самооценки респондентов. Второй блок состоит из 9 открытых вопросов, позволяющих выявить специфику и уровень развития рефлексии в структуре деятельности на основе объективных показателей. К методике прилагаются опросные бланки, ключи, таблицы показателей для оценки открытых вопросов, формы представления результатов.

·                  Проведена первичная апробация методики. Выборка составила 80 человек (возраст от 18 до 24 лет). Результаты апробации показали валидность и надежность представленного инструментария в пределах рассмотренной выборки. Они также позволяют сделать предварительные выводы о роли рефлексии и рефлексивности в процессе развития способностей.

Результаты настоящего исследования в части разработанной методики могут быть рекомендованы специалистам-исследователям и практическим психологам в качестве инструмента для решения широкого круга задач в сфере школьного, вузовского и профессионального образования, при проведении коррекционно-развивающей работы, профориентации, консультирования в различных сферах социальной практики.

Знания об особенностях проявления рефлексивных механизмов в деятельности, уровня рефлексивности в отношении различных задач деятельности, могут быть использованы при организации индивидуального и дифференцированного подходов к учебной деятельности и профессиональной подготовке в школах, вузах, профессиональных училищах, корпоративных университетах, на рабочих местах и т.д.

Публикации по проекту:


Shadrikov V. D., Dikova M. Students' development in different educational systems // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2013. Vol. 2. No. 1. P. 229-234.
Dikova M. The Diagnostic Technique of Activity, Action and Deed Reflection, in: ACP 2013: The Official Conference Proceedings 2013. Ostrava : The International Academic Forum, 2013. P. 485-500.
Шадриков В. Д. The role of reflection and reflexivity in students’ ability development // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Т. 6. № 2. С. 55-64.