• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная организация школы

Приоритетные направления развития: социология
2012
Подразделение: Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" (Санкт-Петербург)

Руководитель проекта: Даниил Александрович Александров

Подразделение: Лаборатория социологии образования и науки

Проект выполнен в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

1.    Объект исследования: школы, ученики, учителя, учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, учреждения внеклассного образования.

2.     Цель исследования: Установление взаимосвязи между социальной организацией школы и академическими успехами, образовательными планами, учебной мотивацией, общей самооценкой, чувством принадлежности учащихся. В фокусе исследования находятся возможности внешкольной и внеклассной активности учащихся в социализации детей.

3.    Информационная база исследования:

·       Наши собственные данные, собранные в опросах 2010-2012 гг. (опросы школ в Санкт-Петербурге и Московской области: 150 школ, более 11000 школьников).

·       Данные, собранные в опросах 2012 г.: анкетирование 50 школ в Московской области (3500 школьников, 850 учителей). Анкетный опрос учреждений начального и среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге (этот опрос является первой волной лонгитюдного исследования).

·       Вторичные данные: открытые базы данных международных межстрановых исследований PIRLS, TIMMS, PISA.

4.     Результаты исследования:

Эмпирические результаты: в ходе опроса школ в Московской области были собраны данные о социо-экономических, социально-психологических и демографических характеристиках детей-мигрантов и их семей, в сравнении в аналогичными данными о местных российских детях. В опросах учреждений начального и среднего профессионального образования собрана демографическая информация и социо-психологические характеристики подростков, которые покидают общеобразовательную школу после 9 класса и продолжают обучение в альтернативных учебных заведениях, дающих общее образование (профессиональные лицеи и колледжи).

Аналитические результаты: в этой области наше исследование было сфокусировано на роли школьного контекста и его влиянии на те или иные характеристики учащихся. В первом исследовании изучалось, как социометрическая популярность школьников связана с их учебными достижениями в контексте школ и классов с разным уровнем академической мотивации и образовательных ожиданий. Были обнаружены разные эффекты для мальчиков и девочек, указывающие на гендер-специфичные эффекты. Результаты демонстрируют, что в классах с низкой академической культурой мальчики, которые хорошо учатся, непопулярны, тогда как в классах с высокой академической культурой связь оценок успеваемости и популярности среди сверстников положительна.

Во втором исследовании сравнивался эффект социального окружения на уверенность в своих силах по математике в странах с выраженной стратификацией школьной системы (Чехия и Россия) и в странах, где стратификация отсутствует (Норвегия и Швеция). Многоуровневый анализ проводился на данных TIMMS (2007) для учеников 8-х классов, отдельно для каждой страны. Вопреки ожиданиям, ни для одной из четырех стран не был обнаружен негативный BFLP эффект. Напротив, высокие образовательные достижения окружающих (товарищей по школе) были положительно связаны с индивидуальной уверенностью в своих силах. Эффект «отраженной славы» был обнаружен только для стран со стратифицированной школьной системой. Практический вывод из этой работы заключается в том, что от обучения в сильной школе больше выигрывают школьники, которые хуже учатся.

5.     Внедрение результатов:

Две основные части нашего исследования, а именно изучение социального и этнического неравенства между школами и внутри школ, а также изучение внеклассного и внешкольного образования и его влияния на социализацию подростков, были использованы в рекомендациях правительству по выработке новой концепции образования в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году («Стратегия 2020»).

Результаты нашего мониторинга адаптации мигрантов в школах Московской области, а также разработанный для этого исследования оригинальный инструмент для оценки ряда социо-психологических характеристик школьников и учителей, был предоставлен образовательным органам Правительства Московской области.

Все школы, профессиональные лицеи и техникумы, участвовавшие в наших опросах, получили детальные индивидуальные отчеты, описывающие профиль данного учреждения и его ранги в общем рейтинге образовательных учреждений. Также были представлены комментарии по эффективности работы и рекомендации по ее улучшению.

Публикации по проекту:


Баранова В. В. Языковая социализация детей мигрантов // Антропологический форум. 2012. № 17. C. 157-172. 
Иванюшина В. А., Александров Д. А. Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. C. 29-56. 
Titkova V., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Sociometric popularity in a school context / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2013. No. 10. 
Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S., Evgeny K. Educational pathways and trajectories of rural students. I. Local educational systems / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012. 
Valeria I., Alexandrov D. A. Different levels of social organization in the formation of anti-school attitudes among adolescents / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2013. No. 09.