• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная организация школы

Приоритетные направления развития: социология
2012
Подразделение: Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" (Санкт-Петербург)

Руководитель проекта: Даниил Александрович Александров

Подразделение: Лаборатория социологии образования и науки

Проект выполнен в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

1.    Объект исследования: школы, ученики, учителя, учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, учреждения внеклассного образования.

2.     Цель исследования: Установление взаимосвязи между социальной организацией школы и академическими успехами, образовательными планами, учебной мотивацией, общей самооценкой, чувством принадлежности учащихся. В фокусе исследования находятся возможности внешкольной и внеклассной активности учащихся в социализации детей.

3.    Информационная база исследования:

·       Наши собственные данные, собранные в опросах 2010-2012 гг. (опросы школ в Санкт-Петербурге и Московской области: 150 школ, более 11000 школьников).

·       Данные, собранные в опросах 2012 г.: анкетирование 50 школ в Московской области (3500 школьников, 850 учителей). Анкетный опрос учреждений начального и среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге (этот опрос является первой волной лонгитюдного исследования).

·       Вторичные данные: открытые базы данных международных межстрановых исследований PIRLS, TIMMS, PISA.

4.     Результаты исследования:

Эмпирические результаты: в ходе опроса школ в Московской области были собраны данные о социо-экономических, социально-психологических и демографических характеристиках детей-мигрантов и их семей, в сравнении в аналогичными данными о местных российских детях. В опросах учреждений начального и среднего профессионального образования собрана демографическая информация и социо-психологические характеристики подростков, которые покидают общеобразовательную школу после 9 класса и продолжают обучение в альтернативных учебных заведениях, дающих общее образование (профессиональные лицеи и колледжи).

Аналитические результаты: в этой области наше исследование было сфокусировано на роли школьного контекста и его влиянии на те или иные характеристики учащихся. В первом исследовании изучалось, как социометрическая популярность школьников связана с их учебными достижениями в контексте школ и классов с разным уровнем академической мотивации и образовательных ожиданий. Были обнаружены разные эффекты для мальчиков и девочек, указывающие на гендер-специфичные эффекты. Результаты демонстрируют, что в классах с низкой академической культурой мальчики, которые хорошо учатся, непопулярны, тогда как в классах с высокой академической культурой связь оценок успеваемости и популярности среди сверстников положительна.

Во втором исследовании сравнивался эффект социального окружения на уверенность в своих силах по математике в странах с выраженной стратификацией школьной системы (Чехия и Россия) и в странах, где стратификация отсутствует (Норвегия и Швеция). Многоуровневый анализ проводился на данных TIMMS (2007) для учеников 8-х классов, отдельно для каждой страны. Вопреки ожиданиям, ни для одной из четырех стран не был обнаружен негативный BFLP эффект. Напротив, высокие образовательные достижения окружающих (товарищей по школе) были положительно связаны с индивидуальной уверенностью в своих силах. Эффект «отраженной славы» был обнаружен только для стран со стратифицированной школьной системой. Практический вывод из этой работы заключается в том, что от обучения в сильной школе больше выигрывают школьники, которые хуже учатся.

5.     Внедрение результатов:

Две основные части нашего исследования, а именно изучение социального и этнического неравенства между школами и внутри школ, а также изучение внеклассного и внешкольного образования и его влияния на социализацию подростков, были использованы в рекомендациях правительству по выработке новой концепции образования в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году («Стратегия 2020»).

Результаты нашего мониторинга адаптации мигрантов в школах Московской области, а также разработанный для этого исследования оригинальный инструмент для оценки ряда социо-психологических характеристик школьников и учителей, был предоставлен образовательным органам Правительства Московской области.

Все школы, профессиональные лицеи и техникумы, участвовавшие в наших опросах, получили детальные индивидуальные отчеты, описывающие профиль данного учреждения и его ранги в общем рейтинге образовательных учреждений. Также были представлены комментарии по эффективности работы и рекомендации по ее улучшению.

Публикации по проекту:


Titkova V., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Sociometric popularity in a school context / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2013. No. 10.
Баранова В. В. Языковая социализация детей мигрантов // Антропологический форум. 2012. № 17. С. 157-172.
Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S., Evgeny Kochkin. Educational pathways and trajectories of rural students. I. Local educational systems / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012.