• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вызовы и перспективы развития гражданской самоорганизации и благотворительности в России в среднесрочной перспективе

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012

Объектом исследования являются процессы гражданской самоорганизации и благотворительная деятельность в современной России.


Цель представляемого в отчете исследования - выявить перспективы развития гражданской самоорганизации и благотворительности в среднесрочной перспективе и выработать на этой основе рекомендации по усилению субъектной роли гражданского общества в условиях перехода к новой модели экономического роста и социальной политики в России.

Эмпирическую базу исследования составили:

  • 346 публикаций российских и зарубежных исследований по основным аспектам темы;
  • ранее собранные данные мониторинга российского гражданского общества;
  • данные государственной статистики и социологических исследований о различных аспектах участия гражданского общества в российском трансформационном процессе;
  • результаты предшествующих исследований Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ;
  • базы данных проекта сравнительных исследований некоммерческого сектора Университета им. Дж. Хопкинса и проекта «Индекс гражданского общества» Международного альянса CIVICUS;
  • данные всероссийского репрезентативного опроса населения для выявления установок населения на участие в гражданской самоорганизации. Объем выборки – 2000 респондентов. Сроки проведения сбора информации – сентябрь-октябрь 2012 года.

Основные результаты выполненного исследования состоят в следующем:

  1. Развитие самоорганизации, благотворительности, иных форм социальной активности, присущих гражданскому обществу, играет в России значительную роль в рамках модернизационных процессов и перехода к инновационной модели экономического роста и социальной политики, обеспечивает макроэкономическую и социальную стабильность.
  2. При формировании представленной в отчете теоретической концепции субъектной роли гражданского общества особое внимание уделено субъектным свойствам групп и коллективов, в т.ч.: взаимосвязанности членов группы; совместной активности; групповой саморефлексивности.
  3. Выделены субъектные характеристики институтов, организаций и отдельных представителей развитого гражданского общества, имеющие особое значение в контексте новой модели экономического роста и новой социальной политики, в т.ч. осознанная ориентация в экономических и социальных отношениях, заинтересованность в саморазвитии и развитии общества, социальная ответственность и готовность к взаимопомощи, самоорганизованность и социальное партнерство и др.
  4. В ходе выполненного исследования проведена классификация форм социальной активности по следующим основаниям: по широте охвата заинтересованных сторон, по источнику инициативы, по целям и характеру, по сфере реализации, по субъекту, по интенсивности или уровню, по временным характеристикам (частоте и длительности), по эффективности для общества, по эффективности для субъекта активности. Ряд перечисленных формально-динамических характеристик были использованы как основания для выделения типов вовлеченности в гражданскую самоорганизацию в ходе массового опроса.
  5. Анализ результатов массового опроса показал наличие достаточно высокого уровня социальной активности россиян, измеряемого с помощью показателей вовлеченности граждан в социальные практики гражданского общества: добровольчество, денежные пожертвования, практики самоорганизации по месту по жительства, а также выражение своего мнения через Интернет. Прослеживается психологическая готовность людей к гражданской самоорганизации: две трети россиян безусловно готовы или скорее готовы к объединению для решения общественных задач. Вместе с тем другие ключевые для развития субъектной роли гражданского общества установки - уровень доверия людей друг к другу и уровень сплоченности, согласия / разобщенности, несогласия – выражены сегодня в России весьма слабо.
  6. Развитие субъектных характеристик требует создания специальных условий и предпосылок, в т.ч. обоснование государством значимости проводимой экономической и социальной политики, создания условий для диалога между государством и всеми заинтересованными сторонами и условий для непосредственного участия заинтересованных сторон в принятии решений, обеспечение прозрачности деятельности всех институтов и организаций и др.
  7. Ожидаемыми результатами актуализации субъектной роли гражданского общества в реализации новой модели экономического роста и социальной политики являются, среди прочего: высокий уровень экономического и социального развития страны; высокие уровень и качество социального и человеческого капитала России, в т.ч. развитие креативного класса; высокая удовлетворенность качеством жизни населения, социальный оптимизм, зрелое доверие и другие позитивные общественные настроения.
  8. Исторический анализ формирования институтов гражданского общества, культуры общественной самоорганизации и моделей государственно-общественных отношений позволяет сделать вывод о том, что становление в России публичной сферы имело особенности: инициативная роль государства в «запуске» процессов гражданской самоорганизации, длительное существование патерналистского типа отношения государства к формирующейся общественности, относительно позднее складывание правовых основ для самоорганизации, а также прав и свобод личности и др. Вместе с тем российский случай формирования гражданской самоорганизации не слишком отличался от европейского с точки зрения динамики и хода осуществления данного процесса.
  9. Установлено, что корпоративное волонтерство развивается в России быстрыми темпами, преимущественно по экстенсивному пути. Уровень профессиональной организации и управления волонтерских мероприятий в России достаточно высок. Выполнено международное сравнительное исследование российского волонтерства с учетом четырех моделей, основанных на комбинации целей волонтерства для компании. В России преобладает организация корпоративного волонтерства в логике бизнес-ориентированных моделей.
  10. Институты самоорганизации по месту жительства в России могут стать адекватным механизмом и субъектом реализации новой модели экономического роста и новой социальной политики. Участие граждан в деятельности органов территориального общественного самоуправления способствует преодолению привычного для российского общества отношения «иждивенчества» по отношению к государству, формирует адекватно самостоятельные сообщества.
  11. Профессиональные организации врачей и учителей вносят пока весьма ограниченный вклад в развитие социального капитала, формально высокий уровень вовлеченности в профессиональные организации является скорее декларативным. Наблюдаются дисфункции во взаимоотношениях государства и профессионалов. В таких условиях модернизационный потенциал профессиональных групп врачей и учителей недоиспользован.
  12. Подростки и молодежь обладают значительным потенциалом гражданской активности. В этих категориях населения выше готовность объединяться для совместных действий. Вместе с тем, их модернизационный потенциал используется сегодня слабо. Требуется разработка мер молодежной политики.
  13. Субъектная роль третьего сектора в сфере оказания социальных услуг развивается на базе сотрудничества государства и НКО. Нормативно - правовая база государственной поддержки социально ориентированных НКО расширяет возможности партнерства структур гражданского общества и государства в данной сфере. Произошедшие 2010 - 2011 г.г. изменения  лежат в русле глобальных тенденций подключения собственных ресурсов гражданского общества к решению задач социальной политики.
  14. Разработана и протестирована в ходе масштабного социологического исследования система дескрипторов доверия / недоверия в сфере гражданской самоорганизации и ее институционального окружения. В системе при интерпретации социологических данных об уровнях доверия учитывается сочетание социально-демографических, экономических, региональных и личностных факторов, что позволяет дифференцировать виды доверия / недоверия. Это повышает прогностическую ценность инструментария и разрабатывать программы формирования оптимального баланса доверия-недоверия в обществе для разных категорий населения.

Степень внедрения. Материалы данного исследования использовались при подготовке информационно-аналитических материалов, направленных в адрес заинтересованных государственных органов и учреждений в 2012 г., в т.ч. по линии аналитического обеспечения деятельности российского Правительства, а также при подготовке учебно-методических материалов для обучения сотрудников НКО, государственных и муниципальных служащих категории «специалисты» и ПСС в рамках Программы поддержки СО НКО МЭР РФ. Материалы исследования использовались при подготовке под эгидой ОП РФ доклада на тему «Глобальный кризис и его последствия: взгляд гражданского общества», представленного на общем собрании Международной ассоциацией экономических и социальных советов и схожих институтов в Рио-де-Жанейро в июне 2012 года  и на встрече в Москве 24-25 октября 2012 года.

Рекомендации по внедрению результатов исследования:

  • в практике государственного и муниципального управления при разработке концепций, федеральных, региональных и муниципальных программ и нормативно-правовых актов в области развития и поддержки гражданской самоорганизации и благотворительности в России.
  • в процессе подготовки кадров государственного управления; в программах учебных заведений различной профессиональной направленности.

Публикации по проекту:


Краснопольская И. И. Корпоративное волонтерство в России: основные характеристики // В кн.: Корпоративное волонтерство в России. Сборник лучших практик / Отв. ред.: Т. Бачинская. Издание второе. М. : Центр развития филантропии «Сопричастность», 2012. С. 36-42.
Tumanova A. S. The Crises of Late Imperial Russia and the Mobilization of Civil Society / Пер. с рус. // Russian Studies in History. 2012. Vol. 51. No. 3. P. 3-6.
Kwaak van der A., Hooft K. ‘., Krasnopolskaya I., Skokova Y., Alexeeva Z. Concept Note for the Impact Assessment of dance4life. Amsterdam : Development Policy & Practice, 2012.
Селивановский А. С. “Техническая” эмиссия облигаций // В кн.: Частное право и финансовый рынок: Сборник статей Вып. 2. М. : Статут, 2014. С. 326-344.