• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Innovative forms of interaction between cultural heritage and creative industries

Priority areas of development: economics
2012
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The objects of the research project are cultural institutions and creative industry organisations. Our main aims are:
(1) to consider the institutional, economic and cultural aspects of interaction between cultural heritage centres and the creative industries, and to search for innovative forms of such interaction, (2) to facilitate a synthesis of Russian and foreign experience in using entrepreneurial potential in creative industries, (3) to devise a concept for modernising cultural policy and regional development strategies in the context of new conditions of cultural development, and (4) to identify the particular features of innovative forms of interaction between cultural heritage and the creative industries.

Within the project we applied qualitative research methods, conducted surveys of consumers and producers of cultural goods and services as well as carrying out expert polls. In the theoretical analysis, we focussed on systematizing approaches in order to develop a methodology for studying the interaction between cultural heritage and creative industries. As part of the information basis of our research we studied methods for evaluating activities undertaken by cultural heritage institutions. We also collected, analyzed and classified factual and empirical material in a variety of practices on the interaction between creative industries and cultural heritage. We obtained and analysed empirical data on building relationships between cultural heritage and creative industries, entrepreneurial potential in creative industries, the distinct features of consumer behavior in cultural heritage institutions, and on the formation of gastronomic brands within the interaction of cultural heritage and creative industries.

Our research is unique in the way we created a conceptual framework in the field of interaction between cultural heritage and creative industries. We identified and described key practices of interaction based on the use of the innovative potential of culture, we studided characteristics peculiar to the creative industries and cultural heritage, and developed a concept for modernizing cultural policy and regional development strategies in the context of new conditions for culture.

As a result of the study, we have formulated theoretical and methodological principles of the interaction between cultural heritage and creative industries, we have analysed in detail the practices within this interaction, both in Russia and internationally, and we have developed proposals for strengthening cooperation. The most significant results of the study are presented below.
  1. A study of the theoretical and methodological problems of interaction between cultural heritage and creative industries, including a definition of culture’s role in the contemporary socio-economic dimension, the position of creative industries in economic and socio-cultural development, the allocation of core areas of interaction between cultural heritage and creative industries, the development of approaches to building a model of innovative interaction; the development of principles of systematic innovation in the field of culture in general and of the networking of cultural heritage and creative industries, and identifying opportunities for the development of creative businesses and creative clusters. Within the analysis of theoretical and methodological issues of the study we considered the conceptual framework; we defined the position of creative industries in the socio-economic transformation as well as their role in the innovation process; we sytematised the features of the cultural sphere as an object of socio-economic analysis; we described the basic methodological approaches to the study of culture, in the current theory in terms of an economic evaluation; we systematized common current methods of data collection and analysis, applied to the study of culture as a social and economic phenomenon. Our research results proved that studying the relationship between economy and culture in the current economic valuation models requires the election of not only quantitative, but also qualitative indicators.
  2. Within the research project we considered in detail the opportunities for cooperation between cultural heritage and creative industries. Our findings are based on the results of an expert survey held in St. Petersburg in 2012, which allowed us to identify and describe the major problems in how they function and to determine the direction and organization of interaction between them. The results that made it possible to define the meaning and role of cultural heritage and creative industries in the development of a destination as a centre of tourism (St. Petersburg, for example) are of particular importance.
  3. We analysed ways to apply evaluation methods to cultural heritage institutions, aiming to predict the attendance of public museums (the Federal State Institution of Culture and Art "The Central Naval Museum" and its branches, for example). Predictions on visits to a museum are made on the basis of statistical data and analysis of particular museums. We also identify opportunities to use a cluster approach to strengthen interaction between cultural heritage and creative industries (e.g. event-clusters) and  describe models and tools of social and cultural partnership, and trends and resources of cultural events in St. Petersburg.
  4. The report presents the results of a study on the potential of business education in the field of creative industries based on a careful analysis of Russian art schools and previous research made in Finland, Estonia, and Latvia. We examined and confirmed the importance of business education as a basis for the development of the creative industries as well as cultivating entrepreneurship within them. We conducted an analysis of the characteristics of training and encouraging entrepreneurship in the creative industries in these countries, and in our survey we found that university students in St. Petersburg had plenty of entrepreneurial potential in comparison with students from other countries.
  5. We conducted our analysis of the features of interaction between cultural heritage and creative industries on the basis of a study of interaction between academic musical culture and the creative industries in the light of consumer preferences. The same applies for our analysis of the features of museum festivals, of gastronomic heritage and cultural tourism. We present the results of our analysis of consumer behavior of visitors to cultural heritage institutions (based on a survey of visitors to the St. Petersburg Academic Philharmonic Concert Hall) and the results of the study of culinary brands within the interaction between cultural heritage and creative industries. We also present a classification of gastronomic brands, the peculiarities of gastronomic brands' formation depending on the type of community, and identify preconditions of gastronomic brand formation in St. Petersburg.
  6. Within the research project we conducted a number of surveys to form the empirical basis of the study. They are: an expert survey in the organization and management of culture, a survey of visitors to the cultural event "Night of Museums – 2012", and of the museum managers involved, a survey of art school students, and a survey of visitors to the St. Petersburg Academic Philharmonic. We also used a study of data on the development of individual industries and cultural organizations in St. Petersburg as an empirical base.
Based on our analysis, the report describes innovative approaches to promote interaction between cultural heritage centres and the creative industries in Russian culture management, it describes an innovative strategy for cultural development and for improving the quality of life following  St. Petersburg as an example. The authors propose the introduction of a balanced scorecard for cultural organizations management, and the use of creative practices in organizing public events, such as the "Night of Museums", as one of the most promising areas of innovation development.

Publications:


Хорева Л. В., Матецкая М. В. Взаимодействие организаций культурного наследия и творческих индустрий: импульс развития сферы культуры (по материалам экспертного опроса) // В кн.: Культурное наследие и творческие индустрии: время, место, действие. Сборник трудов сотрудников Лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Науч. ред.: В. Э. Гордин. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2012. Гл. 3. С. 90-109.
Хорева Л. В. Взаимодействие организаций культурного наследия и творческих индустрий: импульс развития сферы культуры (по материалам экспертного опроса) Гл. 3. С. 90-109.
Иванова Ю. В. Творческие индустрии как новый фактор экономического и социокультурного развития // В кн.: Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ Вып. 7. СПб. : Астерион, 2013. С. 152-167.
Dedova M. Development of Public Cultural Services Management: Study of the Night of Museums, in: Current Trends in Public Sector Research. Proceedings of the 17th International Conference, Šlapanice, 17-18 January 2013. Brno : Masaryk University, 2013. P. 21-28.
Гордин В. Э. Факторы развития творческих индустрий Северного измерения. Factors for Northern Dimension creative industries development // В кн.: Развитие партнерства в творческих индустриях Северного Измерения. Developing partnerships in creative industries of Northern Dimension / Отв. ред.: И. Н. Кизилова. СПб. : Профи-Центр, 2013. С. 5-7.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновационные формы взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий

Приоритетные направления развития: экономика
2012

Объектом исследования являются учреждения культуры и организации творческих индустрий.

Основными задачами исследования являются: (1) рассмотрение институциональных, экономических, культурологических аспектов взаимодействия учреждений, опирающихся в своей работе на культурное наследие, и организациями творческих индустрий; поиск инновационных форм такого взаимодействия; (2) обобщение российского и зарубежного опыта использования потенциала предпринимательской деятельности в области творческих индустрий; (3) разработка концепции модернизации культурной политики и региональных стратегий развития культуры с учетом принципиально новых условий развития сферы культуры; (4) исследование отраслевых особенностей инновационных форм взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий.

В ходе работы были использованы качественные методы исследования, опросы потребителей и производителей культурных благ и услуг, экспертные опросы. В части теоретического анализа акцент был сделан на систематизации теоретических подходов к рассмотрению понятийного аппарата исследования в целом, к формированию методологии исследования взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий. В части информационной базы исследования было проведено исследование методов оценки деятельности учреждений культурного наследия, а также сбор, систематизация и изучение фактографического и эмпирического материала в сфере разнообразных практик взаимодействия творческих индустрий и культурного наследия. Были получены и проанализированы эмпирические материалы о формах налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, потенциале предпринимательской деятельности в области творческих индустрий, особенностях потребительского поведения посетителей учреждений культурного наследия, формирования гастрономических брендов в рамках взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий.

Новизна исследования заключается в систематизации понятийного аппарата в сфере системы взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий; в выявлении и описании основных практик взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий на базе использования инновационного потенциала развития сферы культуры; в исследовании отраслевых особенностей развития творческих индустрий и культурного наследия; разработке концепции модернизации культурной политики и региональных стратегий развития культуры с учетом принципиально новых условий развития сферы культуры.

Результатом исследования стало формулирование теоретико-методологических принципов взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, проведение развернутого анализа практик взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в том числе на межнациональном уровне; разработке предложений по дальнейшей активизации инновационных форм взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий. Среди наиболее значимых результатов исследования следующие:
  1. Исследование теоретико-методологических проблем взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, в том числе, определение роли культуры в современном социально-экономическом пространстве; описание места творческих индустрий в экономическом и социокультурном развитии; выделение основных областей взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий; разработка подходов к построению модели инновационного взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, разработка принципов систематизации инноваций в сфере культуры в целом и в части налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий; определение возможностей развития творческих фирм и креативных кластеров. В рамках анализа теоретико-методологических вопросов исследования взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий проведен анализ понятийного аппарата исследования, показано место творческих индустрий в системе социально-экономических трансформаций, раскрыта роль творческих индустрий в инновационных процессах, п р оведена систематизация особенностей сферы культуры как объекта социально-экономического анализа, описаны основные методологические подходы к исследованию культуры, существующие в современной теории, проведено описание подходов к сфере культуры с позиций экономической оценки;  систематизированы наиболее распространенные современные методики сбора и анализа информации применительно к исследованиям культуры как социально-экономического феномена. Показано, что изучение взаимосвязей экономики и культуры в существующих экономических моделях оценки требует определения и выбора не только количественных, но и качественных показателей. 
  2. Подробно рассмотрены возможности налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, выводы базируются на результатах экспертного опроса, п р оведенного в Санкт-Петербурге в 2012 г., что позволило выделить и описать основные проблемы функционирования организаций культурного наследия и творческих индустрий, определить направления и факторы взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий. Особое значение имеют результаты, которые дали возможность выделит значение и роль культурного наследия и творческих индустрий в развитии туристского продукта дестинации (на примере Санкт-Петербурга).
  3. В части изучения и выбора методических принципов анализа взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий проведен анализ возможности использования методов оценки деятельности учреждений культурного наследия для прогнозирования посещаемости государственных музеев (на примере Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный военно-морской музей» и его филиалов), сделан прогноз посещаемости музея на базе статистических данных и индивидуального анализа исследуемых музеев. Кроме того определены возможности применения кластерного подхода для налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий (на примере событийных кластеров), описаны модели и инструменты социально-культурного партнерства, тенденции и ресурсы развития культурных событий в Санкт-Петербурге.
  4. В отчет представлены результаты исследования потенциала бизнес - образования в сфере творческих индустрий на основе старательного анализа работы творческих вузов России, Финляндии и Эстонии, Латвии, рассмотрено и обосновано важное значение бизнес-образования как основы развития творческих индустрий, а также становления предпринимательства в сфере творческих индустрий, п р оведен анализ особенностей подготовки кадров для развития предпринимательства в сфере творческих индустрий в указанных странах, в ходе исследования был выявлен предпринимательский потенциал студентов творческих вузов в Санкт-Петербурге в сравнении с потенциалом студентов из других стан.
  5. Анализ отраслевых особенностей взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий проведен на основе изучения взаимодействия академической музыкальной культуры и творческих индустрий сквозь призму потребительских предпочтений; анализа особенностей и развития музейных фестивалей, гастрономического культурного наследия и культурного туризма. В отчете представлены результаты анализа потребительского поведения посетителей учреждений культурного наследия (по материалам опроса посетителей Большого з ал а филармонии Санкт-Петербурга) и приведено описание результатов изучения  гастрономических брендов в рамках взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, дана классификация гастрономических брендов территории, особенности формирования гастрономических брендов в зависимости от типа поселения, выделены предпосылки формирования гастрономического бренда Санкт-Петербурга.
  6. В ходе исследования был проведен ряд опросов, которые поз волили сформировать эмпирическую базу исследования. Среди опросов: экспертный опрос специалистов в области организации и управления культурой; опрос посетителей культурного события «Ночь музеев -2012», и руководителей музейных организаций, участвующих в этом событии; опрос студентов творческих вузов Санкт-Петербурга ; опрос посетителей Б ольшого зала Филармони и им. Д.Д. Шостаковича. В качестве эмпирической базы исследования были использованы фактографические данные о развитии отдельных отраслей и организаций сферы культуры Санкт-Петербурга.
В отчете на основе проведенного авторами анализа описаны инновационные подходы к налаживанию взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в российской практике управления культурой, описана инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения на примере Санкт-Петербурга. В качестве одного из перспективных направлений развития инноваций авторами предложено внедрение сбалансированной системы показателей в управление организациями культуры, а также более активное использование креативных практик при организации общегородских событий, таких, например,  как «Ночь музеев».

Публикации по проекту:


Хорева Л. В., Матецкая М. В. Взаимодействие организаций культурного наследия и творческих индустрий: импульс развития сферы культуры (по материалам экспертного опроса) // В кн.: Культурное наследие и творческие индустрии: время, место, действие. Сборник трудов сотрудников Лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Науч. ред.: В. Э. Гордин. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2012. Гл. 3. С. 90-109.
Хорева Л. В. Взаимодействие организаций культурного наследия и творческих индустрий: импульс развития сферы культуры (по материалам экспертного опроса) Гл. 3. С. 90-109.
Иванова Ю. В. Творческие индустрии как новый фактор экономического и социокультурного развития // В кн.: Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ Вып. 7. СПб. : Астерион, 2013. С. 152-167.
Dedova M. Development of Public Cultural Services Management: Study of the Night of Museums, in: Current Trends in Public Sector Research. Proceedings of the 17th International Conference, Šlapanice, 17-18 January 2013. Brno : Masaryk University, 2013. P. 21-28.
Гордин В. Э. Факторы развития творческих индустрий Северного измерения. Factors for Northern Dimension creative industries development // В кн.: Развитие партнерства в творческих индустриях Северного Измерения. Developing partnerships in creative industries of Northern Dimension / Отв. ред.: И. Н. Кизилова. СПб. : Профи-Центр, 2013. С. 5-7.