• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновационные формы взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий

Приоритетные направления развития: экономика
2012

Объектом исследования являются учреждения культуры и организации творческих индустрий.

Основными задачами исследования являются: (1) рассмотрение институциональных, экономических, культурологических аспектов взаимодействия учреждений, опирающихся в своей работе на культурное наследие, и организациями творческих индустрий; поиск инновационных форм такого взаимодействия; (2) обобщение российского и зарубежного опыта использования потенциала предпринимательской деятельности в области творческих индустрий; (3) разработка концепции модернизации культурной политики и региональных стратегий развития культуры с учетом принципиально новых условий развития сферы культуры; (4) исследование отраслевых особенностей инновационных форм взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий.

В ходе работы были использованы качественные методы исследования, опросы потребителей и производителей культурных благ и услуг, экспертные опросы. В части теоретического анализа акцент был сделан на систематизации теоретических подходов к рассмотрению понятийного аппарата исследования в целом, к формированию методологии исследования взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий. В части информационной базы исследования было проведено исследование методов оценки деятельности учреждений культурного наследия, а также сбор, систематизация и изучение фактографического и эмпирического материала в сфере разнообразных практик взаимодействия творческих индустрий и культурного наследия. Были получены и проанализированы эмпирические материалы о формах налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, потенциале предпринимательской деятельности в области творческих индустрий, особенностях потребительского поведения посетителей учреждений культурного наследия, формирования гастрономических брендов в рамках взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий.

Новизна исследования заключается в систематизации понятийного аппарата в сфере системы взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий; в выявлении и описании основных практик взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий на базе использования инновационного потенциала развития сферы культуры; в исследовании отраслевых особенностей развития творческих индустрий и культурного наследия; разработке концепции модернизации культурной политики и региональных стратегий развития культуры с учетом принципиально новых условий развития сферы культуры.

Результатом исследования стало формулирование теоретико-методологических принципов взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, проведение развернутого анализа практик взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в том числе на межнациональном уровне; разработке предложений по дальнейшей активизации инновационных форм взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий. Среди наиболее значимых результатов исследования следующие:
  1. Исследование теоретико-методологических проблем взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, в том числе, определение роли культуры в современном социально-экономическом пространстве; описание места творческих индустрий в экономическом и социокультурном развитии; выделение основных областей взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий; разработка подходов к построению модели инновационного взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, разработка принципов систематизации инноваций в сфере культуры в целом и в части налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий; определение возможностей развития творческих фирм и креативных кластеров. В рамках анализа теоретико-методологических вопросов исследования взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий проведен анализ понятийного аппарата исследования, показано место творческих индустрий в системе социально-экономических трансформаций, раскрыта роль творческих индустрий в инновационных процессах, п р оведена систематизация особенностей сферы культуры как объекта социально-экономического анализа, описаны основные методологические подходы к исследованию культуры, существующие в современной теории, проведено описание подходов к сфере культуры с позиций экономической оценки;  систематизированы наиболее распространенные современные методики сбора и анализа информации применительно к исследованиям культуры как социально-экономического феномена. Показано, что изучение взаимосвязей экономики и культуры в существующих экономических моделях оценки требует определения и выбора не только количественных, но и качественных показателей. 
  2. Подробно рассмотрены возможности налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, выводы базируются на результатах экспертного опроса, п р оведенного в Санкт-Петербурге в 2012 г., что позволило выделить и описать основные проблемы функционирования организаций культурного наследия и творческих индустрий, определить направления и факторы взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий. Особое значение имеют результаты, которые дали возможность выделит значение и роль культурного наследия и творческих индустрий в развитии туристского продукта дестинации (на примере Санкт-Петербурга).
  3. В части изучения и выбора методических принципов анализа взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий проведен анализ возможности использования методов оценки деятельности учреждений культурного наследия для прогнозирования посещаемости государственных музеев (на примере Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный военно-морской музей» и его филиалов), сделан прогноз посещаемости музея на базе статистических данных и индивидуального анализа исследуемых музеев. Кроме того определены возможности применения кластерного подхода для налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий (на примере событийных кластеров), описаны модели и инструменты социально-культурного партнерства, тенденции и ресурсы развития культурных событий в Санкт-Петербурге.
  4. В отчет представлены результаты исследования потенциала бизнес - образования в сфере творческих индустрий на основе старательного анализа работы творческих вузов России, Финляндии и Эстонии, Латвии, рассмотрено и обосновано важное значение бизнес-образования как основы развития творческих индустрий, а также становления предпринимательства в сфере творческих индустрий, п р оведен анализ особенностей подготовки кадров для развития предпринимательства в сфере творческих индустрий в указанных странах, в ходе исследования был выявлен предпринимательский потенциал студентов творческих вузов в Санкт-Петербурге в сравнении с потенциалом студентов из других стан.
  5. Анализ отраслевых особенностей взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий проведен на основе изучения взаимодействия академической музыкальной культуры и творческих индустрий сквозь призму потребительских предпочтений; анализа особенностей и развития музейных фестивалей, гастрономического культурного наследия и культурного туризма. В отчете представлены результаты анализа потребительского поведения посетителей учреждений культурного наследия (по материалам опроса посетителей Большого з ал а филармонии Санкт-Петербурга) и приведено описание результатов изучения  гастрономических брендов в рамках взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, дана классификация гастрономических брендов территории, особенности формирования гастрономических брендов в зависимости от типа поселения, выделены предпосылки формирования гастрономического бренда Санкт-Петербурга.
  6. В ходе исследования был проведен ряд опросов, которые поз волили сформировать эмпирическую базу исследования. Среди опросов: экспертный опрос специалистов в области организации и управления культурой; опрос посетителей культурного события «Ночь музеев -2012», и руководителей музейных организаций, участвующих в этом событии; опрос студентов творческих вузов Санкт-Петербурга ; опрос посетителей Б ольшого зала Филармони и им. Д.Д. Шостаковича. В качестве эмпирической базы исследования были использованы фактографические данные о развитии отдельных отраслей и организаций сферы культуры Санкт-Петербурга.
В отчете на основе проведенного авторами анализа описаны инновационные подходы к налаживанию взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в российской практике управления культурой, описана инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения на примере Санкт-Петербурга. В качестве одного из перспективных направлений развития инноваций авторами предложено внедрение сбалансированной системы показателей в управление организациями культуры, а также более активное использование креативных практик при организации общегородских событий, таких, например,  как «Ночь музеев».

Публикации по проекту:


Хорева Л. В., Матецкая М. В. Взаимодействие организаций культурного наследия и творческих индустрий: импульс развития сферы культуры (по материалам экспертного опроса) // В кн.: Культурное наследие и творческие индустрии: время, место, действие. Сборник трудов сотрудников Лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Науч. ред.: В. Э. Гордин. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2012. Гл. 3. С. 90-109.
Хорева Л. В. Взаимодействие организаций культурного наследия и творческих индустрий: импульс развития сферы культуры (по материалам экспертного опроса) Гл. 3. С. 90-109.
Иванова Ю. В. Творческие индустрии как новый фактор экономического и социокультурного развития // В кн.: Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ Вып. 7. СПб. : Астерион, 2013. С. 152-167.
Dedova M. Development of Public Cultural Services Management: Study of the Night of Museums, in: Current Trends in Public Sector Research. Proceedings of the 17th International Conference, Šlapanice, 17-18 January 2013. Brno : Masaryk University, 2013. P. 21-28.
Гордин В. Э. Факторы развития творческих индустрий Северного измерения. Factors for Northern Dimension creative industries development // В кн.: Развитие партнерства в творческих индустриях Северного Измерения. Developing partnerships in creative industries of Northern Dimension / Отв. ред.: И. Н. Кизилова. СПб. : Профи-Центр, 2013. С. 5-7.