• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация медиа в России в условиях новой коммуникационной реальности

Приоритетные направления развития: менеджмент
2012

1. Объектом исследования является меняющаяся под воздействием технологических условий медиасреда.

2. Предмет исследования – развитие новой медиасреды в регионах России.

3. Цель работы: выявить связи между социально-экономическим развитием регионов и региональными медиасистемами, произвести классификацию регионов по моделям организации коммуникационной среды и изучить трансформацию телевизионного многоканального вещания в контексте переконфигурации индустриальных агентов и взаимосвязей между ними и выявить влияние данной трансформации на медиаконтент телевидения (транслируемые ценности, идентичность) и трансформацию бытовых медиапрактик потребителей.

4. Теоретической базой исследования являются: теория стратегического менеджмента и медиаменеджмента, теория медиапотребления, диффузии инноваций, культурного доминирования, теория cultural studies, работы в сфере регионалистики и медиаэкологии.

5. Эмпирической базой исследования стали материалы открытых баз данных органов государственной власти и статистики, база интервью с региональными вещателями, собранных в 2009 и 2010 гг. в рамках проектов программы фундаментальных исследований, база глубинных интервью и этнографических наблюдений, собранная в результате полевого исследования в рамках настоящего исследования в сельской местности (Мантуровский р-н Костромской области) в объеме 35 домохозяйств и около 100 респондентов.

Ключевым эмпирическим методом стал метод глубинных интервью с этнографическими элементами наблюдения за медиапотреблением (в том числе с применением фотографии).

6. Основные выводы исследования предполагают, что существует набор ограничений для линейного развития новой коммуникационной среды. Данные ограничения связаны с переконфигурацией рынка телевещателей, в результате которой будут разрушены локальные (городского и муниципального уровня) идентичности. Второй набор ограничений связан с диспропорциональным развитием медиа в регионах, причем диспропорции обусловлены не социально-экономическими факторами, а в первую очередь, факторами территориально-географическими. Третий набор ограничений связан с тем, что население, получающее доступ к многоканальному цифровому вещанию (в первую очередь в сельской местности), отнюдь не трансформирует свои бытовые практики и картину мира, адаптируя их к современному образу жизни. Наоборот, более широкий набор каналов используется в сельской местности для утверждения и поддержания уже сформировавшихся ценностных установок.

7. Областью применения результатов исследования является законодательная практика и регулирование медиа в регионах, а также деятельность в сфере производства контента средств массовой коммуникации. Кроме того, результаты исследования могут лечь в основу преподавания журналистики и смежных наук (социологии, политологии, культурологии). 

8. Степень внедрения результатов исследования. Результаты исследования могут позволить разработать более гибкую систему мер поддержки производства контента, учитывающую ограничения в сфере географических факторов (диспропорции медиарынков), более точно отражающую потребности локальных общностей, что может соответствующим образом сказаться на проектировании системы цифрового телевидения с учетом региональных потребностей. Кроме того, результаты исследования позволяют косвенно судить о результативности политики внедрения многоканального телевидения, которая не вполне учитывает интересы сельских и локальных общностей и в значительной степени игнорирует сложную и разветвленную структуру локальных медиапрактик.

 

 

     

Публикации по проекту:


Давыдов С. Г., Кирия И. В., Новикова А. А., Чумакова В. П. Медиа-потребление и «конструированная реальность» жителей северного села // В кн.: Дезурбанизация и природный капитал: миграционные тренды, инфокоммуникация и новые сельские поселения / Под общ. ред.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова. М. : [б.и.], 2013. С. 121-159.
Адемукова Н. В. Популярные телеканалы и телепередачи в сельской местности // В кн.: Материалы XX Международной молодежной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013». М. : МАКС Пресс, 2013.
Давыдов С. Г., Кирия И. В., Новикова А. А., Чумакова В. П. Медиа-потребление и "конструированная реальность" жителей северного села // В кн.: Потенциал ближнего Севера: экономика, экология, сельские поселения. К 15-летию Угорского проекта: коллективная научная монография / сост. и под ред. Н.Е.Покровского и Т.Г.Нефедовой. / Сост.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова; науч. ред.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова. М. : Логос, 2014. Гл. 5. С. 162-211.