• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гражданское население СССР в годы Второй мировой войны: жизнь и смерть в оккупации

Приоритетные направления развития: право, гуманитарные науки
2012
Подразделение: Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий

Объектом исследования являются различные аспекты существования гражданского населения на оккупированных нацистской Германией и ее союзниками территориях СССР в годы Второй мировой войны. Предметом исследования служат источники личного происхождения – дневники, письма, воспоминания и материалы «устной истории» – интервью.

Целью исследования является реконструкция опыта военных лет разных категорий советского населения, прежде всего – гражданского населения оккупированных территорий, включающего такие полярные группы, как евреи, обреченные нацистами на уничтожение, и коллаборационисты, ставшие одной из опор оккупационного режима. Этот опыт включает стратегии выживания в гетто и концлагерях, гражданскую позицию (патриотизм, коллаборационизм и промежуточные формы), повседневность с ее бытовыми и кулинарными практиками, гендерные роли и их вариативность в годы войны, смещение рамок детства; изучение оккупационного опыта и памяти об этом времени, со всеми ее модификациями и трансформациями, проливает и на послевоенную жизнь советского еврейства, во многих отношениях обусловленную влиянием войны. Целью работы является также описание и анализ источниковой базы по заявленной проблематике и введение в научный оборот ряда уникальных источников личного происхождения, хранящихся как в отечественных, так и в зарубежных архивах.
Источниковая база исследования состоит из источников личного происхождения – воспоминаний и интервью советских евреев и свидетелей Холокоста на советских территориях, с одной стороны (несколько сотен интервью из нескольких коллекций (Мемориальный музей Холокоста, Вашингтон); Институт иудаики, Киев), и мемуаров коллаборационистов, с другой.

В результате работы над проектом были сделаны, в частности, следующие выводы:
  • Значительное количество источников, необходимых для более полного и глубокого изучения нацистской оккупации советских территорий и коллаборационизма, хранится в архивах и библиотеках американских университетов (прежде всего, Гарвардского и Колумбийского университетов и Гуверовского института при Стэнфордском университете). Объем и ценность этих материалов таковы, что  назрела необходимость создания аннотированного указателя материалов по истории Второй мировой войны на территории СССР, находящихся в архивах США.
  • Память советского еврейства о войне и Холокосте не монолитна: образы Холокоста различны, память о нем и о войне в целом варьируется от центрального события в жизни и истории до нуля. Тип памяти зависит от многих факторов – от  времени и места фиксации памяти (записи интервью) до возраста и типа опыта военных лет.
  • Влияние Холокоста на еврейскую идентичность также было различным, более того – диаметрально противоположным: от укрепления ее перед лицом враждебного мира и утверждения в мнении о необходимости эндогамии до осмысления своего спасения во время геноцида в секулярно-реалистической парадигме и обращения к ассимиляции как решению своего личного «еврейского вопроса».
  • «Устная история» Холокоста – это история, рассказанная тогдашними детьми, следовательно, при изучении этих источников принципиально важно учитывать специфику детского опыта. Две полярные характеристики, определяющие специфику детского опыта существования в оккупации, — это максимальная уязвимость детей и в то же время их максимальная перспективность в плане выживания за счет мобилизации различных ресурсов.
  • Еврейское сообщество в лице разных своих групп и представителей, с разной скоростью и разной интенсивностью, но все-таки отходило от традиции и забывало свою религиозную культуру. Библия, стержень религиозной книжности,  постепенно теряла свое главенствующее значение для идентичности и еврейское сообщество из сообщества «книжников» превратилось в так называемое «текстуальное сообщество», а затем и вовсе забыло свой прежний книжный ассортимент и стало культивировать «начитанность» как важное качество нового советского человека.
  • Оккупационные режимы на территории СССР существенно различались — в зависимости от региона и от оккупантов; в частности, своей спецификой обладал румынский оккупационный режим в Одессе, более мягкий, чем немецкий, и, по мнению части населения, подкрепленному вполне объективными наблюдениями, повседневная жизнь в городе была вполне нормальной.
Конкретными результатами работы стала подготовка к публикации мемуара сотрудника городской оккупационной администрации Михаила Дмитриевича Мануйлова «Одесса в период Второй мировой войны, 1941-1944» (подготовка текста к публикации, комментарии, аналитическая статья). Научное издание этого мемуара, продолжающее серию «История коллаборационизма», открытую мемуарами Л.Т. Осиповой и В.Д. Самарина, подготовленными к печати в рамках этого же проекта в прошлом году, продолжит изучение советского варианта этого общеевропейского феномена периода Второй мировой войны и его региональных особенностей. Вторым результатом является написание монографии «Советские евреи в годы войны: частная история и коллективная память», основанной на интервью с украинскими евреями, пережившими войну. Исследовательские результаты также опубликованы в виде статей в научных журналах, апробированы в докладах участников проекта на российских и международных конференциях, а также использованы в учебных курсах в НИУ ВШЭ.
Область применения результатов проекта достаточно широка: аналитические выводы, а также вводимые в научный оборот источники личного происхождения могут широко применяться в изучении и преподавании истории Второй мировой войны и Холокоста, истории советской повседневности, города, национальной политики, семьи; истории второй волны русской эмиграции.

Публикации по проекту:


Зеленина Г. С. «Вся жизнь среди книг»: советское еврейство на пути от Библии к библиотеке // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С. 60-85.
Зеленина Г. С. «Еврейское крещение» в советский период: практика и оценки // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 11. С. 128-137.