• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Позитивная психология как подход к исследованию и экспертизе качества жизни

Приоритетные направления развития: право, гуманитарные науки
2012

В проекте 2012 года, сохранившим преемственность с проектом предыдущего года, сделан акцент на раскрытии методологии позитивной психологии. Объектом исследования этого года выступили разнообразные позитивные характеристики личности в контексте разработки позитивной психологии как подхода к изучению качества жизни. Среди них: рассматриваемых и исследуемых характеристик: качество жизни, позитивные эмоции, внутренняя мотивация, удовлетворенность трудом, субъективное благополучие, счастье, образ жизни, стиль жизни, жизненная позиция, перфекционизм, отношение к одиночеству, личностные ресурсы, временная перспектива, образы позитивной жизни, практики позитивной психологии.

Целью работы стал методологический анализ и изучение возможностей позитивной психологии в понимании особенностей и закономерностей хорошей жизни. Впервые на русском языке был проделан и представлен всесторонний теоретический анализ проблем истории и методологии позитивной психологии, выполнен ряд эмпирических исследований по заявленной проблематике и проведены международные научные мероприятия. Отчет по проекту содержит 238 страниц, 4 главы, 9 рисунков, 31 таблицу, 258 источников, 1 приложение.

Концептуальную рамку отчета задает анализ позитивной психологии как явления современной психологии. Подробно рассмотрены история, цели и задачи, методология, специфика, проблемы и уязвимые места этого подхода, а также его перспективы в современной психологической науке. Показано, что развитие позитивной психологии идет от поверхностного ко все более глубокому и системному осмыслению своей миссии. Вопреки бытующим мифам, позитивная психология постоянно занимается наведением мостов с разными областями психологии, отмежевываясь от рыночных злоупотреблений «счастьеведения» и применяя строгую научную методологию в изучении качества жизни и благополучия.

В рамках теоретической и методической разработки понятий качества жизни, субъективного благополучия и счастья, а также выявления их психологических детерминант, было проведено сопоставление теоретических подходов к качеству жизни, субъективному благополучию и счастью в русле целого ряда дисциплин: психологии, социологии, экономики и медицины. Предполагавшийся в заявке фокус на проблеме субъективного счастья был расширен до более широких представлений о благополучии и качестве жизни. На основании методологического анализа  используемых диагностических инструментов были адаптированы русскоязычные версии широко употребляемых в этой сфере диагностических методик.

Эмпирические данные, полученные за отчетный период, охватывают широкий круг вопросов. Условно их можно разделить на данные, касающиеся (1) условий психологического благополучия и, в частности, роли личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия, и (2) закономерностей формирования субъективных образов  (имплицитных теорий) позитивных жизненных стратегий.

В рамках первого из этих направлений были завершены два локальных проекта и один большой, включавший в себя целый ряд сотрудников лаборатории.

Первый проект посвящен перфекционизму и его вкладу в психологическое благополучие. Обнаружено, что выявленные в предыдущих исследованиях два разных типа перфекционизма (нормальный и патологический) по-разному соотносятся с психологическим благополучием, что раскрывает амбивалентную природу стремления к совершенству, отражающую как нормальные, так и патологические тенденции.

Второй проект касается позитивной и негативной сторон переживания одиночества как сложного многоаспектного феномена. В целом, как известно из разных работ и подтверждается нашими исследованиями, одиночество является значимым негативным предиктором и удовлетворённости жизнью, и осмысленности жизни, объясняя значительную часть их общей дисперсии, однако это верно лишь если человек склонен относиться к одиночеству как к проблеме. Напротив, принятие одиночества и ситуаций уединения помогает человеку установить более близкие отношения с самим собой и более глубоко пережить ценность отношений с другими, выступая тем самым важным позитивном ресурсом психологического благополучия.

Наиболее значимым выступил проект изучения удовлетворенности трудом, включая разработку рабочей модели, разработку и апробацию методики покомпонентной диагностики удовлетворенности трудом. Работа проводилась на базе одной из российских компаний на некоммерческой основе. Предложенная рабочая модель основана на выделении трех групп компонентов удовлетворенности трудом: социальных, внутриорганизационных компонентов и личностных компонентов. Новый опросник компонентов удовлетворенности трудом позволяет провести диагностику внутриорганизационных и личностных компонентов. По результатам эмпирического исследования 4708 работников, шкалы опросника признаны надежными и валидными. Удовлетворенность трудом связана с лояльностью организации, вовлеченностью в работу и общей удовлетворенностью жизнью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что личностные ресурсы играют двоякую роль в системе трудовой мотивации. Во-первых, личностные ресурсы и трудовая мотивация являются независимыми предикторами психологического благополучия в организации. Во-вторых, вклад личностных ресурсов в показатели психологического благополучия сотрудников зависит от занимаемой должности и характера трудовой мотивации. Это демонстрирует инструментальную роль личностных ресурсов: они задействуются, когда этого требует ситуация, и помогают достигать целей при наличии мотивации к их достижению.

В рамках второй группы исследований поводилось сравнение психологического содержания понятий «счастливая жизнь» и «осмысленная жизнь» и сопоставление содержания этих имплицитных концепций с показателями прямых методик, измеряющих счастье и осмысленность жизни. Теоретический анализ и пилотажное исследование дают основания предполагать, что имплицитные концепции счастья и смысла жизни могут выступать источником систематической ошибки в показателях методик, опирающихся на прямую оценку этих конструктов. Два других исследования были посвящены образу верующего и атеиста и временной перспективе работающих женщин. Полученные результаты свидетельствуют о том, что образы верующего и атеиста связаны для студентов с принципиально различными наборами личностных достоинств: верующему приписывают межличностные и духовные добродетели, атеисту – когнитивные и практические. Удалось  также выделить типы временной перспективы, демонстрирующие различия в показателях личностных ресурсов.

Отдельным направлением, которое будет развиваться в дальнейшей работе лаборатории, стал анализ практики коучинга как позитивно-ориентированного подхода к решению прикладных задач. Можно сказать, что профессиональная миссия коучинга позитивной психологии состоит не только в том, чтобы помочь человеку быть эффективным, но и помочь ему двигаться по траектории осмысленной, сбалансированной, счастливой жизни.

Таким образом, результатами реализации проекта в этом году стали:

1)      представление о современном состоянии дел, векторах развития и перспективах позитивной психологии как подхода и методологии;

2)      разработанная теоретическая концепция соотношения понятий субъективного благополучия, счастья и качества жизни;

3)      ряд психометрических инструментов (опросник перфекционизма, шкала позитивных и негативных эмоций, опросник компонентом удовлетворенности трудом и др.);

4)      ряд содержательных данных эмпирических исследований, описывающих имплицитные представления об атеистах и верующих (в терминах добродетелей), о счастливой и осмысленной жизни, характер связи временной перспективы с психологическим благополучием.

5)      обзор методологии, анализ теоретических оснований и практик коучинга как области использования идей и находок позитивной психологии.

Кроме представленных результатов, были собраны многочисленные данные, работа над которыми не завершена и будет продолжаться в следующем году. Сотрудники лаборатории за отчетный год принимали исследование в 4 исследовательских проектах РГНФ и РФФИ, в десятках российских и международных конференций. Двое сотрудников лаборатории за отчетный период успешно защитили кандидатские диссертации.
В рамках реализации проекта лабораторией была организована и проведена при поддержке ВШЭ 6-я Европейская конференция по позитивной психологии, которая по масштабу и представительности вошла в число самых крупных мероприятий подобного рода, когда-либо проводившихся в СССР/России. Конференция собрала около 400 зарубежных участников. Оргкомитет конференции почти полностью состоял из сотрудников лаборатории позитивной психологии и качества жизни ВШЭ. Кроме того, под эгидой лаборатории и на базе ВШЭ прошли беспрецедентные публичные научные дебаты руководителя лаборатории проф. Д.А.Леонтьева и ординарного профессора ВШЭ проф. А.Н. Поддьякова на тему «Позитивная психология и проблема зла» (май 2012) и открытая дискуссия “Коучинг сегодня: идеи, подходы, направления развития” (ноябрь 2012).

Все полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов, а также в практике психологической диагностики и психологического консультирования. Направление работы, связанное с условиями удовлетворенности трудом и роли личностных ресурсов, имеет преимущественно прикладную ориентацию.Уже получены 2 запроса на прикладные исследования в этом русле в 2013 году на коммерческой основе.