• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологические механизмы решения когнитивных задач человеком

Приоритетные направления развития: право, гуманитарные науки
2012
Подразделение: лаборатория когнитивных исследований

В качестве объекта исследования выступали процессы решения разноплановых познавательных задач.

Цели работы:
1) изучение психологических механизмов человеческого познания;
2) разработка и апробация конкретных исследовательских методик, раскрывающих новые возможности анализа факторов и детерминант решения различных когнитивных задач.

Основными исследовательскими методами были факторный эксперимент и опросники.

В исследовании участвовали разнородные выборки испытуемых, подобранные в соответствии с целями и задачами исследования.

В ходе реализации проекта получены следующие конкретные эмпирические результаты. Показано, что феномен мертвой зоны внимания, возникающий при обследовании сложных сцен с доминирующим "центром интереса" и состоящий в затруднениях обнаружения изменений в соответствующих частях зрительной сцены, подвержен метакогнитивной регуляции, однако такая регуляция мало влияет на глобальный характер распределения внимания по всему пространству сцены. Установлено, что абстрактная репрезентация численности распределенных в пространстве зрительного поля объектов может быть использована для автоматического управления вниманием при решении задач зрительного поиска объекта с уникальным признаком; при этом высокая численность обеспечивает более быстрый поиск, демонстрируя работу принципа "статистической мощности". Обнаружена асимметрия зрительного поиска буквенного стимула в словах и несловах в правом и левом полуполях зрения, выявляющая влияние как межполушарной асимметрии в обработке зрительной информации, так и нисходящей регуляции процесса решения задачи зрительного поиска буквенного стимула в разных типах буквенных строк. Экспериментально проанализирована структура ментального лексикона и особенности репрезентации однозначных, омониничных и полисемичных слов на материале русского языка, подтверждена гипотеза об универсальности строения ментального лексикона в разных языках. В ходе проверки гипотезы о влиянии слов на категоризацию объектов показано, как слова могут спонтанно запускать обобщения и ограничивать количество релевантных для категоризации признаков. Выявлены особенности репрезентации задачи, на основании которых решатели различают близкие задачи между собой и с опорой на которые они находят решение. Получены эмпирические данные, свидетельствующие о влиянии различных характеристик совместного творчества, а также особенностей монотонной деятельности, на параметры креативности субъекта. Выделено два аспекта в распознавании эмоциональной окраски стимулов — точность и сензитивность; показано, что точность в большей степени специфична по отношению к типу стимулов, а сензитивность носит универсальный характер. Получена связь между эффективностью переработки эмоционально окрашенной информации (угроза) и устойчивой эмоциональной характеристикой (тревожность), свидетельствующая о наличии эффекта конгруэнтности особенностей переработки угрожающей информации и тревожности. Выявлены контекстно-ситуативные и индивидуально-психологические факторы, определяющие осознание социальных стереотипов.

Данный проект носил исследовательский характер и не предполагал прямого внедрения его результатов. Вместе с тем, результаты могут быть использованы в ряде прикладных областей, начиная от организации зрительной информации на различных типах дисплеев и заканчивая преподаванием формальных дисциплин и стимуляцией творчества у специалистов, работающих в разных сферах профессиональной деятельности.
Научная значимость исследований, проведенных в рамках проекта, состоит в развитии теоретических представлений о психологических механизмах, индивидуальных и ситуативных детерминантах решения перцептивных и мыслительных задач разных типов.
Зарубежных партнеров на данном этапе выполнения проекта не было.

Публикации по проекту:


Люсин Д. В., Пермогорский М. С. Распознавание эмоциональной окраски информации: проблема универсальности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 86-97.
Пермогорский М. С., Люсин Д. В. Существует ли универсальная способность распознавания эмоциональной окраски стимулов разного типа? // В кн.: Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского / Под общ. ред.: В. Кудрявцев. М. : РГГУ, 2012. С. 178-183.