• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ факторов пространственного развития пригородного пояса российского мегаполиса (на примере Санкт-Петербургской агломерации)

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012

НИР выполнена в 2012 г. в НУЛ урбанистических исследований (зав. лаб. — д.э.н., проф. Л.Э. Лимонов), НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Объектом исследования является пригородный пояс городской агломерации (на примере агломерации Санкт-Петербурга).
Цель работы — выявление особенностей и факторов пространственного развития пригородной зоны российского мегаполиса (на примере Санкт-Петербургской агломерации).
Эмпирическая база — статистические и аналитические материалы, характеризующие развитие Санкт-Петербургской агломерации; результаты опроса населения и полевого исследования размещения экономических объектов в зоне КАД.
 
Результаты работы
Целью проведенного исследования являлось выявление особенностей пространственного развития пригородной зоны российского мегаполиса  и факторов, влияющих на эти особенности. В рамках исследования (раздел 1) проведен анализ и обобщение методологических и эмпирических подходов, используемых  зарубежными авторами, к изучению метрополитенских регионов и логики их развития, механизма взаимосвязей в развитии  урбанизированных территорий, состоящих из нескольких административно-территориальных образований, к определению экономически-обоснованных границ агломераций, а также  подходов к отнесению тех или иных территорий к пригородному поясу агломерации. Обосновывается необходимость изучения субурбанизированных территорий как неотъемлемой части агломерации.  Анализ включает также обзор российских источников, посвященных эмпирическим исследованиям развития субурбий, а также факторов, влияющих на цены недвижимости в субурбиях.
На основе проведенного анализа выдвинуты две основные гипотезы, на проверку которых было направлено дальнейшее исследование, объектом которого  является Санкт-Петербургская агломерация:
▪        дифференциация развития отдельных территорий пригородного пояса Санкт-Петербургской агломерации  может быть связана: а) с их территориальной отдаленностью от центра агломерации; б) с административной принадлежностью к разным субъектам федерации (Санкт-Петербургу и Ленинградской области);
▪        факторами, влияющими на территориальное развитие через спрос и объемы жилищного строительства, могут являться: уровень социальной инфраструктуры и культурно-бытового обслуживания, состояние инженерной  и транспортной инфраструктуры, общественного транспорта, благоустройства территории, окружающей среды, а также уровень транспортной доступности населенного пункта или вновь осваиваемой территории.

Раздел 2 посвящен анализу статистической информации о тенденциях развития пригородного пояса Санкт-Петербургской агломерации: численности и плотности населения, темпах жилищного строительства, ценах на жилье и земельные участки. Установлено, что все районы Ленинградской области, граничащие с Санкт-Петербургом,  имеют более высокие  значения рассматриваемых показателей, что свидетельствует о влиянии фактора близости пригородных территорий к центру агломерации.
К числу других факторов, влияющих на пространственное развитие пригородной зоны (согласно второй гипотезе),  были отнесены: уровень социальной инфраструктуры и культурно-бытового обслуживания, состояние инженерной  и транспортной инфраструктуры, общественного транспорта,  а также уровень транспортной доступности населенного пункта на личном и общественном транспорте.
Корреляционный и регрессионный анализ факторов спроса и объемов жилищного строительства в пригородном поясе агломерации Санкт-Петербурга (раздел 3) показал, что существенное влияние на спрос на участки под индивидуальное жилищное строительство имеют расстояние от центра агломерации до муниципального образования и доступность на личном и общественном транспорте при определяющем значении фактора доступности от центра агломерации на личном автомобиле.
Для изучения влияния развития физической и социальной инфраструктуры на цену участков под индивидуальное жилищное строительство было проведено рейтингование муниципальных образований пригородного пояса Санкт-Петербургской агломерации по следующим составляющим: социальная доступность, качество социальных услуг, развитость физической инфраструктуры.  Проведенный анализ не показал наличия связи между расстоянием от муниципальных образований пригородной зоны до центра Санкт-Петербургской агломерации и муниципальными бюджетными расходами, а, следовательно, развитостью социальной и физической инфраструктуры.
В ходе исследования был проведен пилотный опрос жителей пригородного пояса, касающийся оценки качества и доступности основных социальных услуг  (в 6 населенных пунктах, административно относящихся к Санкт-Петербургу и Ленинградской области, общее число участников – 300 человек). Материалы опроса дают информацию по следующим аспектам изучения пригородного пояса: территориальная и трудовая мобильность жителей; доступность основных социальных услуг; оценка условий проживания в пригородной зоне.  На основе полученных данных также была проведена проверка основных гипотез исследования, и, в частности, установлено, что условия жизни в пригородной зоне могут стать относительно значимым фактором для изменения/выбора места жительства только в том случае, если они значительно отклоняются от неких «средних условий». Однако этот фактор нельзя признать полностью детерминирующим потенциальную территориальную миграцию и выбор места жительства при покупке квартиры или участка под ИЖС.
 Влияние фактора транспортной инфраструктуры на пространственное развитие агломерации  оценивалось на основе анализа информации о размещении  торговли, услуг  и иных объектов в зоне кольцевой автодороги (КАД) (раздел 5). В ходе исследования было выявлено, что наибольшей привлекательностью для инвесторов обладали участки, расположенные на пересечении КАД с основными «вылетными» магистралями и автодорогами федерального и регионального значения. Среди приоритетных направлений освоения территорий преобладают строительство торговых центров, складских комплексов и логистических терминалов, промышленных предприятий. Среди специализированных торговых сегментов наиболее активно развивались сектора продовольственных, промышленных и строительных товаров, а также автодилерские центры. Однако развитие данных территорий происходит неравномерно. 
Собранный эмпирический материал и его анализ позволяют сделать общий вывод о том, что проверяемые гипотезы получили подтверждение. Во-первых, д ифференциация развития отдельных территорий пригородного пояса Санкт-Петербургской агломерации  связана, прежде всего, с их территориальной отдаленностью от центра агломерации и, в меньшей мере, -  с  административной принадлежностью к разным субъектам федерации (Санкт-Петербургу и Ленинградской области). Во-вторых, к числу значимых факторов территориального развития можно отнести следующие:  транспортная доступность центра Санкт-Петербурга;  тип поселения (промышленное,  курортное, сельское и пр.);  уровень развития социальной инфраструктуры; качество жилья (индивидуальные дома высокого класса, стандартные многоквартирные дома,  деревенское жилье и пр.).

Публикации по проекту:


Батчаев А. Р., Жихаревич Б. С., Лебедева Н. А. Международный опыт управления развитием городских агломераций // Известия Русского географического общества. 2012. № 4. С. 1-10.

См. также

Ключевые слова