• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыЦенности и экономическое поведение: проверка объяснительных моделей в экспериментах и полевых исследованиях

Ценности и экономическое поведение: проверка объяснительных моделей в экспериментах и полевых исследованиях

Приоритетные направления развития: социология
2012

Цель: построение моделей влияния индивидуальных ценностей и социального капитала на экономически продуктивное, креативное и инновационное поведение в различных регионах России и объяснение процессов, посредством которых осуществляются эти влияния.

Объект исследования: социокультурные предикторы (ценности и социальный капитал) экономического и креативного поведения.

Эмпирическую базу составили два вида исследований.
  •  Серия пилотажных исследований – претестов (общее количество респондентов - 1967), – проводившихся с целью разработки и апробации исследовательского инструментария для репрезентативного социально-психологического опроса. Результаты пилотажных исследований обрабатывались  при помощи конфирматорного факторного анализа (CFA) и моделирования структурными уравнениями (SEM).
  •  Репрезентативный социально-психологический опрос был проведен в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах России. Эффективный размер выборки составил 2061 интервью респондентов в возрасте от 18 до 60 лет: 1026 законченных интервью в Центральном Федеральном округе и 1035 - в Северо-Кавказском Федеральном округе. Эмпирические данные, собранные в ходе опроса, подготовлены к анализу, который планируется провести в 2013 году.
Результаты работы. 
Был разработан и апробирован в серии претестов опросник для проведения репрезентативного эмпирического исследования в 2-х  округах России. В опросник вошли методики, направленные на оценку индивидуальных ценностных ориентаций, креативного и инновативного поведения, социального капитала, различных экономических установок и представлений личности. Также в опроснике была использована специальная техника (построенная в соответствии с Теорией планируемого поведения А.Айзена), позволяющая оценить намерение респондентов к осуществлению предпринимательской деятельности.
В ходе проведения претестов, помимо апробации инструментария для репрезентативного полевого исследования, были получены самостоятельные научные результаты, соответствующие цели и задачам технического задания:
  • Было показано, что русскоязычная версия опросника индивидуальных ценностей уточнённой теории Ш.Шварца является пригодным инструментом как для измерения 19-ти ценностей, так и для проведения исследований на других уровнях абстрагирования: 10, 4 и даже 2 блока ценностей в пределах мотивационной иерархии.
  • Проведенное исследование, основанное на уточненной теории базовых индивидуальных ценностей, демонстрирует дискриминантную, конвергентную и конструктную валидность уточненной теории и инструмента измерения. Однако не подтвердилась гипотеза о том, что уточненная теория ценностей обеспечивает большую предсказательную и объяснительную точность в отношении поведения, аттитюдов и верований, чем исходная теория.
  • Показано, что ценности связаны с такими компонентами социального капитала общества как доверие, гражданская идентичность, толерантность к представителям инокультурных групп. На примере 3-х этнических групп (русские, чеченцы, ингуши) выявлены межкультурные различия влияния индивидуальных ценностей на социальный капитал.
  • Выявлены значимые взаимосвязи между ценностями, мотивацией и креативностью, а также отношением к инновациям. Не подтвердилась гипотеза о позитивном влиянии воспринимаемого социального капитала на мотивацию креативного поведения, проявление креативного поведения в разных областях и на установки по отношению к инновациям..
  • Выявлены взаимосвязи между отдельными компонентами социального капитала и намерением открыть собственный бизнес. Данная взаимосвязь является опосредованной: социальный капитал связан с психологическими факторами (согласно теории А.Айзена, это воспринимаемые нормы, воспринимаемый поведенческий контроль, установка по отношению к поведению), которые лежат в основе намерения к осуществлению предпринимательской деятельности.
  • Показано, что интегральную установку по отношению к частной собственности формирует ряд компонентов: установки на частную форму собственности, самостоятельность от государства, дерегулирование различных объектов собственности, приватизация общественных услуг, невмешательство государства в экономику и распределение доходов населения; представление о пользе конкуренции и толерантное отношение к иностранцам-владельцам собственности на территории РФ.
  • С помощью моделирования структурными уравнениями показано, что индивидуальные ценности россиян влияют на их отношение к частной собственности.
Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке специальных государственных программ, направленных на модернизацию и социально-экономическое развитие российского общества. Разработанный инструментарий (методики для изучения ценностей, креативного поведения, предпринимательского поведения) может использовать другими исследователями в рамках социально-психологических и социологических исследований. Также полученные данные могут быть использованы в процессе преподавания и включены в состав таких курсов, как социальная психология, кросс-культурная психология, экономическая психология.

Публикации по проекту:


Бушина Е. В., Лебедева Н. М. Взаимосвязи показателей социального капитала и отношения к инновациям С. 560-569.
Бушина Е. В. Изучение взаимосвязей социального капитала и отношения к инновациям // В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко, В. А. Штроо; науч. ред.: Н. В. Антонова, А. К. Болотова, В. П. Зинченко, Н. Л. Иванова, А. Карпов, А. Н. Лебедева, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, Е. Н. Осин, В. А. Петровский, А. В. Россохин, В. П. Серкин, Е. Б. Старовойтенко, А. Ю. Чепуренко, Б. В. Чернышев, В. Д. Шадриков, В. Б. Шумский. М. : Логос, 2012.
Saris W. E., Knoppen D., Schwartz S. Operationalizing the theory of human values: Balancing homogeneity of reflective items and theoretical coverage // Survey Research Methods. 2013. Vol. 7. No. 1. P. 29-44.
Chirkov V., Molodtsova I. Social Capital, Motivational Autonomy and Health-Related Behavior in Canadian and Russian Youth, in: Social Psychology Dynamics / Ed. by D. Chadee, A. Kostic. Kingston : University of the West Indies Press, 2012. Ch. 10. P. 211-243.
Schwartz S., Licht A., Siegel J. Egalitarianism, Cultural Distance, and FDI: A New Approach // Organization Science. 2013
Lebedeva N., Bushina E., Cherkasova L. L. Values and social capital as predictors of attitudes towards innovation / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2012. No. 10/SOC/2012.
Lebedeva N., Schmidt P. Values and Attitudes towards Innovation among Canadian, Chinese and Russian Students / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2012. No. 04/SOC/2012.
Бушина Е. В., Лебедева Н. М. Взаимосвязи показателей социального капитала и отношения к инновациям С. 560-569.
Лебедева Н. М. Имплицитные теории креативности и инноваций: межкультурные различия С. 505-516.
Лебедева Н. М. Ценности и имплицитные теории инновативности: кросс-культурный анализ // В кн.: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Третьей международной научной конференции 24-25 мая 2012 г. Том 1 / Отв. ред.: В. В. Гриценко. Т. 1: Проблемы методологии этнической и кросс-культурной психологии. Смоленск : Маджента, 2012. С. 205-211.
Бушина Е. В., Лебедева Н. М. Социальный капитал и отношение к инновациям: кроссрегиональный анализ // В кн.: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Третьей международной научной конференции 24-25 мая 2012 г. Том 1 / Отв. ред.: В. В. Гриценко. Т. 1: Проблемы методологии этнической и кросс-культурной психологии. Смоленск : Маджента, 2012. С. 166-170.
Шварц Ш. Х., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43-70.
Schwartz S., Davidov E., Schmidt P. Introduction to the special issue on the theory of human values // Survey Research Methods. 2012. No. 6. P. 1-2.
Schwartz S., Cieciuch J. The number of distinct basic values and their structure assessed by PVQ-40 // Journal of Personality Assessment. 2012. Vol. 94. No. 3. P. 321-328. doi
Schwartz S., Vecchione M., Caprara G. V., Schoen H., Gonsales Castro J. The role of personal values and basic traits in perceptions of the consequences of immigration: A three nation study // British Journal of Psychology. 2012. Vol. 103. No. 3. P. 359-377. doi
Григорян Л. К., Лепшокова З. Х., Рябиченко Т. А. Эмпирическая модель взаимосвязи гражданской идентичности и установок по отношению к иммигрантам с экономическими представлениями россиян // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 2. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 483-491.
Schmidt P., Frese M., Bausch A., Rauch A., Kabst R. Evidence-based entrepreneurship: Cumulative science, action principles, and bridging the gap between science and practice // Foundations and Trends in Entrepreneurship. 2012. Vol. 8. No. 1. P. 1-62. doi
Schmidt P., Davidov E., Voelkle M. C., Oud J. H. An SEM Approach to Continuous Time Modeling of Panel Data: Relating Authoritarianism and Anomia // Psychological methods. 2012. Vol. 17. No. 2. P. 176-192.
Davidov E., Dülmer H., Schlüter E., Schmidt P., Meuleman B. Using a Multilevel Structural Equation Modeling Approach to Explain Cross-Cultural Measurement Noninvariance // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2012. Vol. 43. No. 4. P. 558-575. doi
Schmidt P., Schwartz S., Beierlein C., Davidov E., Rammstedt B. Testing the discriminant validity of Schwartz’ Portrait Value Questionnaire items – A replication and extension of Knoppen and Saris (2009) // Survey Research Methods. 2012. Vol. 1. No. 6. P. 25-36.
Лебедева Н. М. Культура, имплицитные теории креативности и отношение к инновациям // В кн.: Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2011. В 3 частях Ч. 3. Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2012. С. 628-632.
Tatarko A. Are Individual Value Orientations Related to Socio-Psychological Capital? A Comparative Analysis Data from Three Ethnic Groups in Russia / Университет Барселоны. Series WP5 "SEARCH Working Paper". 2013. No. WP5/04.
Tatarko A., Schmidt P. Social Capital and Attitudes towards Money / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2012. No. 07/SOC/2012.
Schwartz S., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lonnqvist J., Demirutku K., Dirilen-Gumus O., Konty M. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. No. 4. P. 663-688. doi
Лебедева Н. М. Вклад кросс-культурной психологии в задачи социального развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 20-22.
Schmidt P., Glaum M., Street D. L., Vogel S. Compliance with IFRS 3- and IAS36-required disclosures across 17 European countries: company- and country-level determinants // Accounting and Business Research. 2013. Vol. 43. No. 3. P. 1-42. doi
Лебедева Н. М. Имплицитные теории инновативности: межкультурные различия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 89-106.
Leong С., Torres C., Smith P., Lebedeva N., Achoui M., Budhwar P. Are indigenous approaches to achieving influence in business organizations distinctive? A comparative study of Guanxi, Wasta, Jeitinho, Svyazi, and pulling strings // International Journal of Human Resource Management. 2012. Vol. 23. No. 2. P. 333-348. doi
Leung K., Ben L., Bond M., Conway L., Gornick L., Amponsah B., Boehnke K., Dragolov G., Burgess S., Golestaneh M., Busch H., Hofer J., del Espinosa A., Fardis M., Ismail R., Kurman J., Lebedeva N., Tatarko A., Sam D., Teixeira M., Yamaguchi S., Fukuzawa A., Zhang J., Zhou F. Developing and evaluating the social axioms survey in eleven countries: Its relationship with the five-factor model of personality // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2012. Vol. 43. No. 5. P. 833-857. doi
Лебедева Н. М. Социокультурные факторы отношения к инновациям // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 77-86.
Лебедева Н. М. Ценности культуры и имплицитные теории инновативности // Общественные науки и современность. 2012. № 5. С. 25-40.
Lebedeva N., Tatarko A. Values of Russians: the Dynamics and Relations towards Economic Attitudes / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2012. No. 03/SOC/2012.
Осипова Е., Лебедева Н. М. Взаимосвязи показателей социального капитала и отношения к инновациям // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 2. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 560-570.
Лебедева Н. М. Имплицитные теории креативности и инноваций: межкультурные различия // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 2. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 505-515.
Tatarko A., Schmidt P. Social Capital And Attitudes Towards Money / Университет Барселоны. Series WP5 "SEARCH Working Paper". 2013. No. WP5/03.
Schmidt P., Tatarko A. Entrepreneurial Intention, Values, and the Reasoned Action Approach: Results from a Russian Population Survey // The International Entrepreneurship and Management Journal. 2013