• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональный дизайн и анализ стратегического поведения

Приоритетные направления развития: экономика
2012

Наши исследования в области анализа стратегического поведения и институционального дизайна лежали в трех основных областях:
1. потребительский поиск;
2. теория аукционов;
3. теория социальных сетей.

Методологической основой наших исследований является теория игр. Мы рассматриваем как результат взаимодействия субъектов-игроков в рамках определенных правил (равновесие), так и оптимальность самих правил (институциональный дизайн).

Объектом исследования теории потребительского поиска являются ситуации, когда потребители вынуждены нести издержки по поиску информации о ценах и качествах товаров, и влияние этих издержек на рынки. Одним из базовых результатов обширной литературы в данной области является то, что даже когда в отрасли функционирует много фирм, они обладают рыночной властью. На рынке наблюдается дисперсия цен, что является следствием того, что некоторые фирмы пытаются захватить большую долю рынка, продавая товар по низким ценам, в то время как другие продают небольшому количеству потребителей, получая высокую маржу.

В области потребительского поиска исследования касались актуальных, пока малоизученных проблем теории. Первая статья изучает рынки, где фирмы конкурируют одновременно по цене и качеству. Основной анализа является рассмотрение групп потребителей, располагающих разнородной информацией. Мы концентрируемся на perfect indicator equilibrium (PIE), то есть на равновесии, где цена позволяет точно определить качество. Данное равновесие существует, если количество неинформированных (и о цене и о качестве) потребителей достаточно велико. В этом случае равновесие единственно в своем классе, а фирмы играют смешанную стратегию вдоль некоторой кривой в пространстве цена-качество. Данная кривая возрастает, то есть больший уровень цен сигнализирует лучшее качество. Равновесие неэффективно, если на рынке присутствуют потребители, располагающие обо всех ценах, но не располагающие информацией о качестве. Данная статья опубликована в GamesandEconomicBehaviour.

В статье по поиску с издержками возвращения мы моделируем следующий феномен. К традиционным издержкам поиска мы добавляем издержки активации уже просмотренных предложений (скажем, издержки возвращения в уже посещенный магазин). Мы показываем, что резервная цена перестает быть стационарной, монотонно возрастает по раунду поиска и лучшей цене. Мы рассмотрели рынки с однородными товарами (модель Stahl (1989)) и изучили, как издержки возвращения могут повлиять на выводы данной модели. Несмотря на то, что стратегия потребителей существенным образом отличается, рыночные исходы робастны к предпосылке о ненулевых издержках возвращения. Что более важно, нам удалось показать, что не существует других равновесий. Мы проанализировали, как повлияет введение издержек возвращения на результаты модели Wolinsky(1986) с дифференцированными товарами. В данном случае, равновесный уровень цен может (в зависимости от издержек поиска) как возрастать, так и падать с ростом издержек возвращения. Данная статья находится на рассмотрении в журнале EconomicTheory.
Статья по гарантиям минимальных цен (ГМЦ) и потребительскому поиску изучает влияние ГМЦ на поведение потребителей и равновесные цены. Гарантии оказывают влияние на то, как потребитель будет осуществлять поиск, что влияет на стимулы фирм предлагать подобные гарантии. С точки зрения институционального дизайна, мы изучаем, каковы механизмы данного влияния и будет ли лучше, если правительство запретит данные гарантии ( Eldin(1997)). Мы обнаружили два неожиданных стратегических эффекта. Во-первых, предоставление ГМЦ является сигналом более высоких цен, а не низких. Во-вторых, благосостояние потребителей падает с ростом их информированности о ценах. Статья принята к публикации в International Journal of Industrial Organization.

Объектом изучения четвертого проекта являются рынки с издержками поиска и вертикальными взаимоотношениями между производителем и розничными продавцами. Мы показываем, что проблема двойной наценки существенно недооценивает неэффективность, появляющуюся на рынке при наличии потребителей, неинформированных об условиях соглашения между производителем и розничными продавцами. Присутствие таких потребителей на рынке дает производителю дополнительные стимулы к увеличению оптовой цены.

Объект изучения пятой статьи - рынки с ограниченно рациональными потребителями. Потребители не знают форму распределения цен, предлагаемого фирмами, а их поведение моделируется аксиоматически: накладывается 4 требования на непротиворечивость поведения. Следствием этих аксиом является построение вер с максимальной энтропией, что приводит к нестационарным резервным ценам. Оказывается, что в модели Stahl (1989) ограниченная рациональность может быть выгодна потребителям в случае достаточно большого количества фирм в отрасли. Более того, часто критикуемое  свойство модели Стала, рост средней цены по числу фирм, исчезает, если потребители ограниченно рациональны.
Объектом изучения статьи по аукционам является влияние слияний на стратегии участников и доходы в закрытых аукционах первой цены, а также стимулы участников к слияниям. Мы разрабатываем две модели, в зависимости от того, как формируются синергии после слияния: либо оценка равна максимуму из оценок объединившихся участников, либо как максимум из двух компонент, входящих в оценку каждого участника. В первом случае, ставки в аукционе будут ниже, а во втором – выше. В любом случае, участники имеют мотивы к слиянию.

Второй проект по аукционам рассматривает так называемые Combinatorial clock auctions (CCA). ССА набирают популярность во всем мире как механизм продажи лицензий на радиочастотные диапазоны. Как показывает данная статья на нескольких примерах, ставки участников в данном аукционном формате могут быть достаточно рисковыми и непредсказуемыми. Учитывая большой объем аукционов, данная статья утверждает, что необходимы дополнительные исследования, прежде чем ССА могут быть с уверенностью использованы на практике. Проект находится в процессе разработки.

В области социальных сетей мы рассматриваем связь понятия «гомофильноси» с проблемой дизайна продукта. Было показано, что если потребители обладают низким параметром гомофильности (рынок слабо кластеризован) компромиссный дизайн продукта предпочтителен.  Более того, с увеличением «гомофильности», эластичность спроса по цене увеличивается и это выгодно производителю  и  потребителям. Также мы показываем, что дизайн продукта привлекательный для обоих типов может быть оптимальным, даже если монополист получает прибыль, от продаж только одному типу покупателей.
Объектом изучения второй статьи, которая находится в процессе разработки, является оптимальное ценообразование и рекламные стратегии для новых продуктов.  Монополист производит продукт с изначально неизвестным уровнем качества. После того, как качество становится известным, производитель выбирает рекламную и ценовую стратегии. Мы показываем, что оптимальная цена является немотонной функцией от качества товара, сначала возрастая по уровню качества и затем падая. Если рассмотреть две сети с одинаковыми потребителями и степенью связности, то спрос будет выше в сети с большей вариацией в количестве контактов. Наконец, если количество связей достаточно велико, фирма может предпочесть отдавать товар первым потребителям бесплатно.

Также в рамках проекта мы написали статью о влияние личных контактов на рынок труда. Мы описываем на свойства функции соответствия, которая позволяет охарактеризовать влияние социальных связей на равновесие на рынке труда и показываем, что с ростом социализации уровень безработицы падает, а зарплата и плотность рынка возрастают. Данная статья подана в B.E . JournalofTheoreticalEconomics .
В ходе дальнейшей работы над проектом мы планируем получить отзывы рецензентов и подать статьи по всем направлениям в международные журналы.
 

Публикации по проекту:


Parakhonyak A. N., Janssen M. C. Price Matching Guarantees and Consumer Search // International Journal of Industrial Organization. 2013. Vol. 31. No. 1. P. 1-11. doi
Parakhonyak A. N., Janssen M. C. Consumer search markets with costly revisits // Economic Theory. 2014. Vol. 55. No. 2. P. 481-514. doi