• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыУглубленный анализ результатов международных исследований качества образования и ЕГЭ в контексте экономических показателей образования

Углубленный анализ результатов международных исследований качества образования и ЕГЭ в контексте экономических показателей образования

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012

Работа по данному проекту включает проведение исследований по трем тематическим направлениям:
1)  Анализ влияния характеристик школы и учителя на достижения школьников в международных сравнительных исследованиях. Определение причин разрыва в результатах TIMSS и PISA
Исследования проводились по двум линиям:
2)  ЕГЭ как предиктор успешного обучения. Оценка предсказательной силы результатов по различным предметам.
3)  Оценка эффекта характеристик учителей и используемых ими преподавательских практик на достижения учеников (по результатам ЕГЭ).
 
Часть 1. Анализ влияния характеристик школы и учителя на достижения школьников в международных сравнительных исследованиях. Определение причин разрыва в результатах TIMSS и PISA
Объект исследования:
  • Эффективность одного года школьного обучения в России на прирост баллов 15-летних школьников в тесте международного исследвоания качества образования PISA.
  • Причины расходящихся достижений школьников в двух тестах TIMSS и PISA в терминах оцениваемых этими тестами умений.
Цели:
Для линии 1. Эффективность одного года школьного обучения на результаты PISA
Исследование влияния одного года школьного обучения в России на прирост баллов 15-летних школьников в тесте международного исследования качества образования PISA.
Для линии 2. Исследование причин расходящихся достижений школьников в двух тестах TIMSS и PISA в терминах оцениваемых этими тестами умений
Объяснение разрыва в достижениях по математике российских учащихся в двух международных исследованиях – TIMSS и PISA с помощью выявления латентной структуры заданий этих исследований
Провести тестирование 5000 учащихся в 42 регионах РФ (общероссийская репрезентативная выборка, ранее использовавшаяся для проведения исследования TIMSS-2011) по методике международного сравнительного тестирования PISA-2012

Эмпирическая база исследования:
Данные TIMSS, PISA, результаты ЕГЭ.

Результаты работы:
Для линии 1. Эффективность одного года школьного обучения на результаты PISA
Результаты показали, что в России для учащихся всех программ совокупно эффективность  одного года школьного обучения незначима. Страны с практикой раннего разделения на общую и профессиональную программы показывают меньшую эффективность обучения, чем страны, где все 15-летние обучаются на общей программе.  Эффективность обучения для учащихся общеобразовательных программ значима во всех странах. Низкая эффективность обучения характерна для учащихся профессиональных программ по сравнению с эффективностью для детей из общеобразовательной траектории. Сила и направление связи СЭС и эффективности школьного обучения сильно зависит от системы образования и меняется от страны к стране. Для России, так же как для некоторых других стран, эффективность обучения не зависит от социально-экономических показателей учащихся.
Использованные квазиэкспериментальные методы анализа позволяют оценивать «добавленную стоимость» обучения даже в условиях срезового исследования. Это может оказаться полезным в часто встречающейся ситуации, когда есть необходимость оценить эффективность обучающщего воздействия при отсутствии лонгитюдных данных.
Полученные результаты анализа могут быть применены как в сфере образовательной политики, так и в сфере оценки качества образования.
Для линии 2. Исследование причин расходящихся достижений школьников в двух тестах TIMSS и PISA в терминах оцениваемых этими тестами умений
В результате удалось выявить пятифакторную структуру в заданиях TIMSS и щестифакторную структуру в заданиях PISA. Содержательная интерпретация факторов указывает на то, что только один навык между заданиями PISA и TIMSS является общим для выявленных структур.

Дополнительным методом анализа выступало использование когнитивно-диагностической DINA модели, использование которой позволяет оценить вероятность овладения каждым рассматриваемым навыком, а также получить оценки параметров угадывания, неверного выполнения задания и дискриминативности для каждого задания. В результате проведенного анализа в рамках когнитивно-диагностической модели было показано, что наименьшая вероятность овладения навыком была получена для умения анализа графических данных с учетом всех элементов изображения для заданий PISA и умения выражать свое понимание выявленной закономерности в виде математической формулы для заданий TIMSS.

Результаты проведенного исследования показывают что:
  • Для выполнения формально схожих заданий исследований TIMSS и PISA учащимся необходимы различные навыки и умения
  • Необходимые для решения заданий навыки и умения могут иметь различные степени выраженности
  • Совокупность различий в навыках и степени их выраженности обуславливают различия в динамике результатов международных исследований TIMSS и PISA
  • Оценка результатов международных исследований TIMSS и PISA на уровне навыков и умений позволяет использовать результаты этих исследований более эффективно учителями и директорами школ
  • Понимание результатов международных исследований TIMSS и PISA на уровне необходимых навыков и умений позволяет провести более детальное сравнение между странами-участницами международных исследований
  • Выявленные навыки, обуславливающие различия в результатах TIMSS и PISA, могут лечь в основу рекомендаций для разработчиков учебников и методистов; учитываться в процессе планирования образовательной политики.
Полученные результаты анализа могут применяться в области оценки качества образования.

Область применения:
Сфера образовательной политики, оценка качества образования.
 
Часть 2. ЕГЭ как предиктор успешного обучения. Оценка предсказательной силы результатов по различным предметам
Объект исследования:
Порядок учета баллов ЕГЭ во время вступительных кампаний в ВУЗы.
Цели:
Оценить и сравнить предсказательную силу различных предметов ЕГЭ, входящих в суммарный балл, учитываемый при поступлении в ВУЗ.

Эмпирическая база исследования:
4 Российских ВУЗа, 51 факультет, более 16500 студентов, 2009-2011 гг.
Результаты работы:
Оценена предсказательная сила вступительных экзаменов в форме ЕГЭ через анализ их связи с успеваемостью в течение первого года обучения в ВУЗе. В среднем вступительные экзамены объясняют до 50% вариации успеваемости на первом году.
Выявлено, что учет различных предметов ЕГЭ с разным весом для вычисления итоговой суммы баллов абитуриента не улучшает результаты, по крайней мере, на анализируемых нами специальностях (в выборку не вошли инженерные ВУЗы).
Часть предметов ЕГЭ слабо связана с дальнейшей успеваемостью в ВУЗе. Возможно, после анализа на расширенной выборке стоит пересмотреть набор требуемых для поступления предметов.
Исследование со схожей методологией могло бы стать мониторинговым, так как позволяет достаточно просто с точки зрения необходимых ресурсов получать важную информацию о функционировании системы вступительных экзаменов.
Область применения:
Анализ политики проведения вступительных испытаний в ВУЗы.
 
Часть 3. Оценка эффекта характеристик учителей и используемых ими преподавательских практик на достижения учеников (по результатам ЕГЭ).
Объект исследования: характеристики учителей и образовательные практики (в частности отбор учеников в классы и группы внутри классов)
 
Цель: оценить связь характеристик и преподавательских практик учителей с результатами ЕГЭ

Эмпирическая база исследования:
  • База данных опроса учащихся (социально-культурные характеристики семей, показатели успеваемости),  включающая результаты ЕГЭ.
  • База данных опроса учителей математики и русского языка, преподававших в 2011/12 учебном году респондентам - учащимся.

Результаты работы:
Полученные результаты показывают, что у учителей математики с меньшей (первой) категорией по сравнению с коллегами с большей (высшей) категорией ученики сдают ЕГЭ лучше. Иными словами, у дольше проработавших в школе учителей результаты тестов учеников ниже.

Практика селекции детей по способностям на уровне школы (деление на классы) и на уровне класса (деление на группы) связана с более высоким баллом ЕГЭ по математике, тогда как более частая работа учителя со всем классом сопровождается снижением результата теста.

С другой стороны, анализ также показал, что связь рассматриваемых переменных различна для разных групп детей. Можно предположить, что от первой категории учителя математики больше выигрывают  ученики с высоким экономическим капиталом семьи, а также дети с медианным баллом по математике. От занятий в классе с профильным изучением русского языка проигрывают в баллах ЕГЭ дети из семей низким культурным капиталом. Учащиеся из семей с высоким культурным или высоким экономическим капиталом больше выигрывают от профильного изучения математики (в баллах ЕГЭ по этому предмету). От частого использования учителем работы со всем классом могут больше проигрывать ученики из семей с высоким экономическим капиталом и низким баллом по тесту.
 
Область применения:
Образовательная политика, исследования в образовании.

Публикации по проекту:


См. также

Ключевые слова