• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг инновационного поведения населения

Приоритетные направления развития: экономика
2012

Отчет подготовлен в соответствии с техническим заданием по теме «Мониторинг инновационного поведения населения», реализуемой в рамках тематического плана Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики. Цель мониторинга – сбор и анализ данных, характеризующих распространение инновационных практик в домохозяйствах, восприятие инноваций, инновационные навыки, установки и другие факторы, влияющие на особенности инновационного поведения российского населения. Мониторинг проводится с 2009 г. в режиме трехгодичного цикла. Первый цикл работ проходил в период 2009-2011 гг.: в 2009 г. проводилось исследование восприятия инноваций, 2010 г. - наблюдение за распространением инновационных практик в домохозяйствах, 2011 г. - выявление навыков для инноваций. В 2012 начался второй цикл исследований.

Объектом исследования
2012 г. является восприятие инноваций населением России.

Цель работы состояла в изучении изменений в восприятии инноваций взрослым населением России за период 2009-2012 гг., особенностей России по сравнению с другими странами с учетом результатов новейших исследований, а также факторов, влияющих на восприятие инноваций.

Эмпирической базой работы являются два массива данных стандартных репрезентативных опросов российского населения - «Инновационный климат» (опрошено 1703 человека в возрасте 16 лет и старше) и «Восприятие инноваций» (опрошено 1600 человек в возрасте 18 лет и старше), проведенных АНО «Аналитический центр Юрия Левады» в ноябре и декабре 2011 г. Для изучения изменений в восприятии инноваций используются данные опроса, проведенного АНО «Аналитический Центр Юрия Левады» в августе 2009 г. в рамках первого цикла мониторинга, и некоторые показатели более ранних обследований (1995-1997 гг.), а также на результаты новейших исследований в других странах, опубликованных в специальных изданиях Евробарометра (№ 340 «Science and Technology» за 2010 г., № 313 «Europeans’ attitudes towards climate change» за 2009 г.,  № 224 «Europeans, Science and Technology», 225 «Social values, Science and Technology» и 236 «Population Innovation Readiness» за 2005 г.) и последних доклады Национального научного фонда США “Science & Engineering Indicators (за 2010 и 2012 гг., глава 7 «Science and Technology: Public Attitudes and Understanding»). 

Результаты исследования подтвердили некоторые наметившиеся тренды предыдущего цикла мониторинга. Растет доля негативных оценок уровня национальной науки и системы образования, т.е. сфер деятельности, составляющих основу национальной инновационной системы. Престиж профессиональной научной деятельности остается невысоким и, к сожалению, наметившаяся в 2006-2009 гг. тенденция к его плавному восстановлению, в 2011 году не подтвердилась (соотношение позитивных и негативных установок на научную карьеру своих детей зафиксировано на том же уровне, что и в 2009 г., – 42 к 43%, а среди молодежи за этот период доля позитивных ответов вообще снизилась – с 45 до 35%, и возросла доля негативных – с 37 до 48%). Очень низким продолжает оставаться престиж профессии учителя, хотя тенденция к его повышению не прекращается (если в 2003 г. позитивных установок насчитывалось лишь 19%, то в 2006 г. – 21%, в 2009 г. – 29%, в 2011 г. – 31%). Гораздо выше уровень престижа профессий программиста (соотношение позитивных и негативных ответов держится с 2003 г. примерно на одном уровне, и в 2011 г. составило 60 к 25%) и инженера 53 к 33%, замер был проведен впервые в 2011 г.).

В когнитивном аспекте отмечается слабый интерес россиян к научной и научно-технической тематике, невысокий уровень научной грамотности. При этом наблюдается все более лояльное отношение к развитию многих спорных научных направлений, что идет вразрез с общеевропейскими тенденциями, когда более компетентное представление о науке сопровождается более настороженным взглядом на их распространение. Для перехода к модели европейского отношения к науке и технологиям необходимо повышение научной грамотности россиян.

В поведенческом аспекте россияне продолжают проявлять консерватизм – на протяжении всех произведенных замеров фиксируется низкая привлекательность инновационных товаров, особенно новых продуктов питания.

В 2012 г. первые изучен феномен «домашних инноваторов». В России их можно назвать «изобретателями велосипеда» – это хорошо образованные жители российской глубинки, хорошо информированные о новинках науки и техники, но в условиях неразвитого рынка (слабого предложения инновационных товаров или их высокой стоимости) – они их собственноручно изготавливают или усовершенствуют в соответствии со своими потребностями. Хотя эта группа крайне малочисленна (не более 4% населения), она характеризуется высоким инновационным потенциалом и позволяет восполнить имеющиеся проблемы «промышленной» науки.

В конце отчетного года была подготовлена информационная база для исследования распространения инновационных практик в домохозяйствах, запланированного на 2013 г. (в рамках второго цикла). Скорректирована методология исследования, разработана программа и инструментарий исследования, проведен сбор данных, опубликованы или подготовлены к публикации некоторые результаты обследования.

Проводились работы и по третьему направлению мониторинга – обсуждение результатов исследования 2011 г. «Навыки для инноваций» –подготовлены и сделаны доклады на втором форуме международной социологической ассоциации в Буэнос-Айресе и на IV всероссийском социологическом конгрессе в Уфе. Подготовлен к публикации материал «Internet-skills» на английском языке в ежегодник East-West Digital News «E-Commerce in Russia».
По материалам мониторинга подготовлены разделы об использовании Интернета населением в публикации «Information Society Outlook» (Moscow, 2012).

Результаты мониторинга ежегодно публикуются в статистических сборниках «Индикаторы информационного общества» (раздел «Использование Интернета населением»), «Индикаторы науки» (раздел «Общественное мнение о науке» и «Интерес к науке), «Индикаторы образования» (раздел «Участие населения в непрерывном образовании»), «Образование в цифрах» (раздел «Мнение населения об образовании») и др.; представляются на российских и международных конференциях, используются в монографиях и статьях, посвященных проблемам инновационного развития России.

В отчетном году подготовлены и представлены на сайте НИУ ВШЭ материалы о методологии и основных результатах мониторинга инновационного поведения населения с учетом новых данных исследований, проведенных в других странах (http://www.hse.ru/org/hse/monitoring/innpeople/); ведется перевод этих материалов на английский язык.

Опубликованы статьи «Заинтересованные группы в сфере науки и инноваций: “новые” стэйкхолдеры или “старые” технократы?» для журнала «Социология науки и технологий», (2012 г., № 3) и «Измерение отношения населения к науке и инновациям» для словаря «Экономика знаний в терминах статистики: наука, технологии, инновации, образование, информационное общество» (М.: Экономика, 2012); ведется подготовка монографии «Инновационный климат и инновационные навыки населения».

Подготовлено описание социального портрета домашних инноваторов – в рамках сотрудничества с международной Лабораторией исследований науки и технологий по изучению пользовательских инноваций, использованное при написании статьи "Empirical evidence on user innovation in Russia". Ведется подготовка рукописи статьи «Public Awareness of New Technologies as a Measure of Risk Perception:  Sketches of a Cross-country Analysis» на английском языке.