• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыКультура университетской памяти в России: механизмы формирования и сохранения

Культура университетской памяти в России: механизмы формирования и сохранения

Приоритетные направления развития: право, гуманитарные науки
2012

Руководитель проекта профессор Е.А. Вишленкова

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ)

Проект был реализован в рамках программы фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ.

Цель исследовательского проекта – реконструкция механизма формирования, очистки и сохранения университетской памяти в России XVIII–XX веков. Сквозь призму этого изучались способы порождения и удержания групповой солидарности профессоров.

Поскольку российский университет как совокупность социальных групп менял во времени и пространстве свой состав, численность и структурную конфигурацию, работа с коллективной памятью играла роль ведущей практики корпоративного строительства. Благодаря ей каждый университет являлся одновременно реальным и воображаемым сообществом. Его границы в качестве институции и группы служащих определялись нормативными текстами законов, распоряжений и уставов, а его осознание себя в качестве исторической общности и культурного феномена поддерживались коммеморативными ритуалами, а также текстами воспоминаний, устными рассказами о прошлом и биографическими словарями ученых. Исходя из этого, предметом изучения в данном проекте стали специфические для российской академической среды способы селекции впечатлений, рассказывания об университетском прошлом, соединения индивидуальных памятей в общий исторический нарратив.

Эмпирический материал для этого был извлечен из следующих архивных фондов: Государственного архива Харьковской области (Державний архiв Харькiвской областi - ДАХО), Национального архива Республики Татарстан и Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского федерального университета (Казань), Центрального исторического архива Москвы, Отдела редких книг и рукописей библиотеки Московского государственного университета, Российского государственного архива древних актов и Отдела письменных источников Государственного исторического музея (Москва), Российского государственного исторического архива и Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург). Кроме того, участники проекта анализировали опубликованные мемуары российских профессоров XX-XXI веков и взятые в 2011-2012 годах интервью у российских университетских преподавателей.

К этому комплексу исторических источников была применена методология, созданная из синтеза теории археологии знания и memory studies. Она позволяет рассматривать дискурсивное (вос)производство университетов как процесс порождения символов и освоения практик, формирующих значение мемориализируемого события, явления или лица. Теоретические труды Поля Риккера, Макса Вебера, Клиффорда Гирца, Мишеля де Серто, Пьера Нора, Эрика Хобсбаума, Мориса Хальбвакса, Бенедикта Андерсона и Мишеля Фуко позволили смотреть на университетское делопроизводство как на способ фиксации рутины и как на практику управления повседневной жизнью академии. В архивах мы изучали не только хранящиеся там высказывания и суждения, но и искали спрятанные в них медиаторы, посредством которых недискурсивный режим прошлого (полнота университетской жизни) превратился в дискурсы социальной памяти.

Данная исследовательская модель представляется релевантной для изучения университетских сообществ разных стран. При этом она позволяет улавливать национальную и региональную специфику культуры памяти за счет плотной контекстуализации исследования. Это убедительно продемонстрировали научные разработки нашего зарубежного партнера, профессора Майнцского университета – Яна Кусбера. Результаты проекта изложены в рукописи коллективной монографии, направленной в Издательский дом НИУ ВШЭ. Они стали основой для создания архива профессорских интервью в центре университетских исследований, внедрены в учебную практику факультета истории.

Разработанная и использованная методология изучения является релевантной и рекомендуется для исторических исследований высоко рефлексивных сообществ и компаративной истории университетов. В сфере политики результаты проведенного проекта предлагается использовать в качестве научно обоснованного контраргумента против «университетской доксы», для деконструкции риторики, герметизирующей знание об университете и защищающей его от реформирования. В административной практике полученные результаты рекомендуется использовать для разработки политики корпоративной памяти.

 

Публикации по проекту:


Ильина К. А. 1812 год и университетские архивы // В кн.: История и историческая память Вып. 6. Саратов, Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2012. С. 88-100.
Гатина З.С., Ильина К.А. 1812 год: парадоксы университетской памяти С. 218-251.
Галиуллина Р. Х., Ильина К. А. Журналы о себе и для себя: университетские издания первой половины XIX века С. 135-168.
Галиуллина Р. Х., Ильина К. А. Журналы о себе и для себя: университетские издания первой половины XIX века // В кн.: Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Пер. с нем. (под ред.: И. М. Савельева, Е. А. Вишленкова). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 135-168.
Савельева И. М. Классическое наследие в структуре университетской памяти // В кн.: Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Пер. с нем. (под ред.: И. М. Савельева, Е. А. Вишленкова). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 285-301.
Мир историка: историографический сборник Вып. 8. Омск : Издательство Омского государственного университета, 2013.
Ильина К. А., Вишленкова Е. А. Архивариус: хранитель и создатель университетской памяти // В кн.: Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Пер. с нем. (под ред.: И. М. Савельева, Е. А. Вишленкова). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. Гл. 15. С. 329-357.
Гатина З. С., Ильина К. А. 1812 год: парадоксы университетской памяти // В кн.: История и историческая память Вып. 6. Саратов, Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2012. С. 218-251.
Захаров О. И. Стратегии интеграции русских историков-эмигрантов в американское научное сообщество на примере М.И. Ростовцева // В кн.: Мир историка: историографический сборник Вып. 8. Омск : Издательство Омского государственного университета, 2013. С. 38-54.