• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коллективные действия бизнеса и экономическая политика государства: старые и новые формы интеграции

Приоритетные направления развития: экономика
2013

Объект исследования: коллективные и индивидуальные стратегии поведения негосударственных организаций различных типов.

Цель работы: анализ способности негосударственных организаций различного типа к кооперативному поведению во взаимоотношениях с государством в несовершенной институциональной среде.

Эмпирическую базу исследования составляют:

  • базы данных, созданные в ходе параллельного обследования 1013 фирм и 315 бизнес-ассоциаций, проведенного НИУ ВШЭ в 2010 году;
  • данные, полученные в результате обследования независимых аналитических центров, проведенного НИУ ВШЭ и АНЦЭА в конце 2012 - начале 2013 года. Данное обследование включает в себя формализованный опрос руководителей 46 аналитических центров, серию из 12 углубленных интервью с руководителями центров, а также два экспертных интервью: с президентом НЭА Виктором Полтеровичем и с руководителем исследовательской группы ЦИРКОН Игорем Задориным;
  • данные, полученные в результате обследования центров прикладной социологии, проведенного по заказу НИУ ВШЭ в 2013 году. Данное обследование включает в формализованный опрос руководителей 45 центров прикладной социологии, а также 18 углубленных интервью с руководителями центров.

2. Основные результаты работы:

  • Для сильных столичных центров весьма актуален вопрос пределов «федерального спроса», тогда как региональные центры испытывают острый дефицит качественной аналитики. Довольно остро стоит вопрос качества подготовки молодых кадров, которым, возможно, предстоит работать в аналитических центрах или выступать в качестве заказчика для этих центров;
  • Существующие в отрасли прикладной аналитики ассоциации прикладывают усилия для решения проблемы качества исследований, проблемы плагиата, коррупционных практик во взаимоотношениях заказчиков и исполнителей, однако ресурс и сила существующих объединений недостаточна для решения данных проблем в достаточно короткие сроки без дополнительной поддержки.
  • В целом ситуация на рынке аналитических исследований характеризуется постепенной концентрацией предложения, когда крупные сильные центры поглощают малые центры, а также наращивают портфель при сильном сокращении портфелей малых центров.
  • При анализе различных стратегий поведения предприятий в условиях коррупционного «силового» давления как наиболее перспективная выделяется коллективная публичная стратегия, основанная на формировании деперсонифицированных организаций с широкой членской базой. Однако отмечается, что, результат деятельности в рамках такой стратегии оказываются недостаточно высоким, что, по-видимому, объясняется незаинтересованностью представителей силовых структур в появлении публичных механизмов, ограничивающих их деятельность.
  • Тем не менее бизнес-ассоциации в целом показали определенную эффективность в защите прав предпринимателей, заложив принципиально новый для российской практики механизм публичной и коллективной защиты. В ряде случаев предпринимателям действительно удалось помочь, что создает правильные прецеденты и внушает надежду на рост числа «историй успеха».
  • В условиях большей подотчетности и прозрачности, представители властных структур заинтересованы во взаимодействии с более представительными бизнес-объединениями.
  • В работе представлен механизм положительной обратной связи между характером политических институтов и использованием более полезных с точки зрения общества способов воздействия на формируемую политику. Так большая прозрачность и подотчетность подталкивает представителей бизнеса к использованию механизмов лоббирования, которые могут использоваться скорее для продвижения более общих интересов. При этом с одной стороны должна поддерживаться деперсонализация отношений бизнеса и власти, так как при этом активнее используются более формальные и институционализированные механизмы взаимодействия. Во-вторых, результатом взаимодействия должна становиться политика в большей степени направленная на достижение интересов общества (в противовес частным интересам небольших лоббистских групп), что в долгосрочном периоде должно положительно сказываться на уровне развития
  • При сравнении эффективности различных источников деловой информации было обнаружено, что компании, использующие информацию ассоциаций бизнеса, чаще оказываются осведомленнее о ситуации в своей отрасли. В то же время наблюдается устойчивый отрицательный вклад самостоятельных исследований в осведомленность компаний при условии, что эти исследования не подкреплены достаточно активным использованием прочих источников информации.

3. Рекомендации по внедрению результатов НИР:

Перспективным направлением является развитие в регионах новых центров, организованных, скорее всего, на базе региональных ВУЗов. При этом местные центры будут по-прежнему испытывать острый дефицит квалифицированных кадров и по многим параметрам отставать от сильных московских центров. Решению данных проблем может способствовать кооперация аналитических центров в регионах с профильными столичными центрами. Вместе с тем, без осознанной поддержки со стороны государства и бизнеса этот процесс входа новых «команд» на рынок аналитических услуг и становления новых независимых центров экономического анализа будет медленным и тяжелым.

Перспективной формой поддержки сектора прикладной аналитики может стать программа грантов, ориентированных на создание и развитие новых аналитических центров в регионах РФ и реализуемая в кооперации с ведущими столичными аналитическими центрами – некоторый аналог программы МОНФ (Московский общественный научный фонд) конца 1990-х - начала 2000-х, которая способствовала тому, что многие сегодняшние ведущие центры из «команд» превратились в самостоятельные организации.

В работе представлен механизм самоподдержания политических институтов, когда в условиях большей прозрачности и более высокая подотчетность создают больше стимулов для представителей власти использовать более институализированные и прозрачные механизмы взаимодействия с бизнес-сообществом, что в свою очередь способствует укреплению более развитых политических институтов. Данный феномен вызывает интерес в контексте обсуждения возможных мер влияния на систему стимулов для чиновников. В этом смысле даже относительно небольшие изменения в степени подотчетности чиновников, вызванные, например, несколько улучшенной системой оценки результатов их деятельности, в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут дать большую отдачу.

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов защиты от коррупционного «силового» воздействия может объясняться противоборством некоторых представителей элит развитию институтов, ограничивающих действия силового блока. В то же время вопрос защиты естественных прав представителей бизнеса очень важен для стимулирования экономического роста. В этой связи перспективной мерой со стороны властей была бы разумная поддержка существующих механизмов защиты бизнеса от коррупционного «силового» давления.

4. Область применения

Результаты данного исследования будут полезны при разработке системы мер поддержки и развития секторов прикладной аналитики и прикладной социологии в России, при разработке мер по борьбе с коррупцией и созданию более комфортных условий для ведения бизнеса, а также для понимания поведения чиновников и создания у них верной мотивации.

Публикации по проекту:


Govorun A. V., Marques II I., Pyle W. The political roots of intermediated lobbying: evidence from Russian firms and business associations / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2013.
Yakovlev A. A. Die Triebkräfte eines neuen Wachstumsmodells // Russland-Analysen. 2013. No. 255. P. 2-7.
Говорун А. В., Яковлев А. А. Глава 4. Бизнес-ассоциации как инструмент взаимодействия между правительством и предпринимателями: результаты эмпирического анализа // В кн.: Очерки модернизации российской промышленности: поведение фирм / Науч. ред.: Б. В. Кузнецов. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 76-99.
Yakovlev A. A. Is there a ‘new deal’ in state-business relations in Russia? / Bank of Finland Institute for Economies in Transition. Series DP "BOFIT Online". 2013. No. 7.
Задорин И. В., Яковлев А. А. В профессиональном социологическом сообществе не хватает независимых экспертов // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 4. С. 10-26.
Яковлев А. А. В поисках новой социальной базы или Почему российская власть меняет отношение к бизнесу / Высшая школа экономики. Серия WP14 "Политическая теория и политический анализ". 2013. № WP14/2013/01.
Yakovlev A. A. In search of new mechanisms for state-business interaction // Baltic Rim Economies. 2013. No. 3. P. 57-58.
Yakovlev A. A., Kazun A., Sobolev A. S. Die andere Seite des Wirtschaftsklimas in Russland // Russland-Analysen. 2014. No. 270. P. 2-6.
Yakovlev A. A., Sobolev A. S., Kazun A. Means of production versus means of coercion:can Russian business limit the violence of a predatory state? // Post-Soviet Affairs. 2013. No. published online: 5 Dec