• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эмпирическая оценка эффектов и факторов глобализации

Приоритетные направления развития: экономика
2013

Цель исследования состоит в поиске эмпирических доказательств эффектов и факторов глобализации на микроэкономических данных.

В 2013 г. были поставлены две основные исследовательские задачи: (1) поиск и эмпирическая оценка институциональных барьеров входа иностранных инвесторов в регионы России; (2) оценка роли иностранных и российских партнерских сетей и взаимоотношений в преодолении барьеров выхода российских предприятий на внешние рынки и сдвигов в инновационном поведении фирмы. Дополнительно было проведено качественное исследование институциональных барьеров и стимулов инвестиций российских компаний за рубежом и подготовлен аналитический кейс.

Объект исследования по первому направлению – решения иностранных инвесторов о размещении новых предприятий со 100% иностранной собственностью в регионах России. Объект исследования по второму направлению – партнерские взаимоотношения компаний обрабатывающей промышленности России. Объект качественного исследования – барьеры и стимулы российских инвестиций в Финляндии.

Исследование велось на трех информационных базах. Для исследования барьеров входу иностранных инвесторов в регионы России был проведен количественный анализ на данных бухгалтерской отчетности новых фирм со 100%  иностранным участием в 2001-2010 гг. на основе информационной базы RUSLANA с присоединением региональной статистики Росстата, избранных индикаторов из базы данных Международного центра изучения институтов и развития ИАПР ВШЭ и данных опроса ВЕЕPS Всемирного Банка. Вторая задача исследовалась на основе панели из данных двух раундов опроса предприятий обрабатывающей промышленности России, созданной в ходе реализации предыдущего проекта по конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Аналитический кейс был подготовлен на основе 12 неформализованных интервью с российскими инвесторами в Финляндии.

Результаты исследования показали высокую неоднородность уровня развития институтов внутри России, которая в значительной мере объясняет пространственное распределение иностранных предприятий и их рост вопреки отсутствию общего прогресса в качестве институтов. Сочетание относительного высокого спроса, хорошей инфраструктуры, в том числе финансовой, квалифицированной рабочей силы в условиях политической стабильности положительно влияют на вероятность входа инвесторов в регоин. В то же время хорошие институты не в состоянии компенсировать низкий уровень экономического развития, и даже в благоприятных условиях деловой среды инвесторы, как правило, не идут в регионы низкого уровня развития.

Фирмы разного размера предъявляют разный спрос к качеству институтов: чем крупнее и структурно сложнее фирма, тем выше ее чувствительность к институциональным проблемам территории. Небольшие фирмы, с другой стороны, зависимы от местной финансовой инфраструктуры гораздо сильнее крупных и очень крупных фирм, которые могут в большей степени полагаться на внутрифирменное финансирование.

Другой фактор, объясняющих рост инвестиций вопреки слабым институтам связан с тем, что инвесторы из стран с сопоставимыми и худшими институтами менее чувствительны к качеству местных институтов, чем инвесторы из стран с более развитой институциональной средой. В то же время, вопреки ожиданиям, оффшорные инвесторы в плане пространственной политики руководствуются практически теми же факторами, что и «настоящие» инвесторы, при некоторой разнице в отношении к политической нестабильности. Оценки относительной роли различных институциональных проблем обнаружили лидерство проблем обеспеченности финансовой инфраструктурой и качеством рабочей силыпри значимости таких факторов как транспорт, вандализм, преступность и регулирование рынка труда.

Качественное исследование по результатам интервью показало, что  интернационализация российских фирм в той же мере стимулируется бегством от плохих институтов, сколь и стремлением организовать бизнес  в благоприятной среде, защитить семью и приобрести навыки ведения бизнеса в институционально далеких условиях. Поэтому выбор места размещения инвестиций несколько противоречит основным теоретическим предсказаниям и ориентирован не на размер рынка и преимущество в цене факторов производства. Цели внешних российских инвестиций со стороны особенно малых и средних фирм сосредоточены на желании закрепиться  в некой промежуточной стране, обладающей развитыми и сильно отличающимися от российских институтами, приобрести опыт предпринимательства в новой среде. Кроме того, результаты говорят об использовании институционального арбитража как особого вида бизнеса с ориентацией на российских клиентов, который предлагает услуги в области недвижимости, торговли, инвестиций и использует конкурентоные преимущества владения навыками предпринимательства в разных институциональных условиях. Финляндия рассматривается предпринимателями как некий промежуточный пункт, в котором они учатся работать в отличных от России институциональных условиях. Чем институционально дальше этот промежуточный пункт от российских условий, тем в большей степени он будет способствовать акклиматизации фирмы/предпринимателя на других иностранных рынках.

Изучение роли взаимодействия фирм показало, что партнерства как с иностранными, так и с отечественными фирмами положительно сказываются на уровне инновационной активности фирм.  При этом сотрудничество с отечественными и с зарубежными участниками выполняют различные функции и имеют разные последствия и механизмы влияния на инновационное поведение фирм.  Более интенсивный рост инноваций, включая как проведение НИОКР, так и разработку новых продуктов технологий, связан с развитием партнерских отношений между российскими фирмами. Расширение партнерств с иностранными участниками в большей степени направлено на преодоление барьеров входа на международные рынки сбыта, и отчасти может замещать, а не стимулировать собственную инновационную деятельность фирм.

Различаются механизмы влияния партнерских отношений на инновации. Развитие зарубежных партнерских отношений связано с наличием в числе собственников иностранных инвесторов, что стимулирует и экспортную активность, и опосредованно, инновации. Наличие в составе собственников государственных органов власти непосредственно положительно влияет на финансирование НИОКР и внедрение новых технологий (но не влияет на разработку новых продуктов).

Результаты настоящего исследования могут иметь применение в формировании торговой политики и политики по привлечению иностранных инвестиций. Если регионы заинтересованы в размещении иностранных фирм в интересах импортозамещения, создания высококачественных рабочих мест, обучения новым технологиям и бизнес-практикам, то привлечение носителей таких компетенций, как правило, относительно крупных фирм из развитых стран, требует более тщательной институциональной подготовки территории. Развитие банковской инфраструктуры, в том числе в части снижения барьеров входу иностранных банков на территорию России, а также улучшение качества профессионального и инженерного образования кадров, больше других мер способствовали бы увеличению иностранных инвестиций и совершенствованию их структуры.

В части стимулирования партнерств обнаруженноеположительное влияние устойчивых партнерств на развитие предприятий,  а также на сдвиги в их торговой и инновационной стратегиях может означать, что политика содействию конкуренции должна быть более сбалансирована по отношению к такого рода специальным соглашениям. Борьба со сговорами и картелями не должна препятствовать установлению устойчивых соглашений между участниками рынка. Во-вторых, целесообразно, чтобы министерства и ведомства, другие органы власти, прежде всего региональные администрации и органы местного самоуправления, оказывали  содействие развитию устойчивых сетевых взаимоотношений между фирмами своего региона и другими отечественными и зарубежными участниками, в том числе с использованием механизма бизнес-ассоциаций. Политика по формированию региональных кластеров не должна препятствовать установлению партнерских отношений с участниками рынка из других регионов. В-третьих, развитие инноваций, разрабатываемых в рамках партнерских отношений, чувствительно к системе защиты прав интеллектуальной собственности. Совершенствование нормативной базы и практики правоприменения в этой сфере будет повышать уровень доверия между потенциальными партнерами, снижать барьеры для развития партнерских сетевых отношений, как внутри страны, так и за рубежом, и содействовать сотрудничеству между отечественными фирмами.

Публикации по проекту:


Ksenia Gonchar, Marek P. Natural-resource or Market-seeking FDI in Russia? An Empirical Study of Locational Factors Affecting the Regional Distribution of FDI Entries / IWH - Halle Institute for Economic Research. Series "IWH Discussion Papers". 2013. No. 3.