• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Краткосрочный и среднесрочный сценарный прогноз развития российской экономики в условиях стагнации ведущих экономик мира

Приоритетные направления развития: экономика
2013

Объектом исследования являются важнейшие макроэкономические, структурные и институциональные параметры российской экономики и ее основных секторов (реального, банковского, финансового, бюджетного сектора и сектора домохозяйств), денежной сферы, внешней торговли, а также финансовых и капитальных потоков с внешним миром.

Целью исследования является разработка краткосрочных и среднесрочных сценарных прогнозов развития российской экономики в условиях стагнации ведущих экономик мира, в том числе с использованием макроэкономического моделирования, системы опережающих индикаторов, опросов экспертов в области макроэкономического прогнозирования.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач: регулярный мониторинг и анализ макроэкономических процессов в США, Еврозоне и Китае, а также ситуации на мировых финансовых рынках; мониторинг и анализ макроэкономических процессов, происходящих в российской экономике и ее основных секторах (в реальном, банковском, финансовом и бюджетном секторах, в секторе домохозяйств), во внешней торговле, а также финансовых и капитальных потоков с внешним миром; осуществление регулярного мониторинга денежной, валютной и бюджетной политики российских властей, в том числе направленной на изменение структуры экономики; оценка макроэкономических последствий экономической политики государства; осуществление мониторинга институциональных изменений в российской экономике по данным международных рейтингов; оценка краткосрочных перспектив российской экономики на основе регулярных опросов специалистов по макроэкономическому прогнозированию, а также с использованием системы циклических индикаторов; разработка сценариев развития мировой и российской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе на основе макроэкономического моделирования; совершенствование модельного и эконометрического инструментария, необходимого для решения вышеперечисленных задач.

Новизна работы заключается в обосновании прогноза о длительном периоде стагнации, который ожидает российскую экономику в 2014-2016 году и ограниченности инструментов традиционной денежно-кредитной и бюджетной политики для целей ускорения экономического роста. Протестированы пределы бюджетной устойчивости России при различных траекториях мировых цен на нефть.

В процессе работы проводился статистический, графический и эконометрический анализ детализированной информации, содержащейся в базах данных Росстата, Банка России, Минфина, Федеральной таможенной службы (ФТС) и в других международных и национальных источниках. Также для выполнения исследований по теме использовались официальные Прогнозы социально-экономического развития России, проекты Закона о федеральном бюджете РФ, проекты Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, документы системы стратегического планирования РФ.

При анализе текущей ситуации и краткосрочных перспектив российской экономики использовались статистические и эконометрические методы анализа фактических данных, опросы профессиональных макропрогнозистов, а также анализ на основе специально разработанной системы сводных индексов, опережающих общеэкономическую динамику на 1-2 квартала. При прогнозировании на среднесрочную и долгосрочную перспективу использовалась многоразмерная макроэкономическую модель, позволяющая проводить имитационное моделирование различных сценариев развития российской экономики, выявлять ее «узкие места» и оценивать потенциальную эффективность различных мер государственного регулирования.

В результате исследования были выявлены основные тенденции развития мировой экономики и оценены перспективы выхода мировой экономики из состояния стагнации; ключевыми особенностями развития российской экономики в период замедления экономического роста и перехода к стагнации стали углубление структурных диспропорций между потреблением и инвестициями, повышение вклада в отраслевую структуру роста сектора услуг и операций с недвижимостью при сокращении вклада промышленности, увеличились диспропорции в платежном балансе, несмотря на высокие объемы торгового сальдо, сокращение СТО происходило за счет быстрого увеличения отрицательного сальдо по неторговым операциям на фоне высокой интенсивности оттока капитала, что создало условия для постепенной девальвации, которая ускорилась в начале 2014 года. Диспропорции в бюджетной сфере привели к разбалансировке региональных бюджетов. В банковской системе увеличилась концентрация активов в банках с государственным участием. Правительство обладает ограниченными возможностями воздействовать на темпы экономического роста мерами фискального стимулирования из-за больших рисков потери устойчивости и относительно небольших значений мультипликаторов государственных расходов. Возможности смягчения монетарной политики помимо инфляционных рисков ограничены высокой склонностью банков к выводу капитала. По данным международных рейтингов Всемирного экономического форума и Мирового банка, институциональные изменения в российской экономике носят ограниченный характер. Данные регулярных опросов специалистов по макроэкономическому прогнозированию, а также динамика циклических индикаторов, разработанных для российской экономики, показывают, что среднегодовые темпы экономического роста в ближайшие годы не будут превышать 2%. Анализ реалистичности официальных сценариев развития мировой и российской экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе показал, что наиболее обоснованным является консервативный сценарий.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке для распространения и публикации регулярных информационно-аналитических бюллетеней, направленных в адрес заинтересованных организаций Комментариев о прогнозе социально-экономического развития России, проекте Закона о федеральном бюджете РФ, проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, а также разработанных рекомендаций в адрес Президента, Правительства и Банка России.

Область применения результатов – информационная и экспертно-аналитическая поддержка Правительства и Банка России по вопросам экономики и экономической политики.