• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Консолидация рынка розничной торговли и трансформация цепей поставок

Приоритетные направления развития: экономика
2013
Подразделение: Лаборатория экономико-социологических исследований

Объектом исследования выступают изменения отношений рыночного обмена контрагентов в условиях увеличивающейся консолидации цепей поставок на рынках современной России.

Цель работы заключается в выявлении эффектов, которые оказывает трансформация в структуре рынков, вызванная укрупнением и консолидацией торговых предприятий, на организацию цепей поставок и властного баланса в розничной торговле в современной России.

Эмпирическая база исследования включает два массива данных, собранных в ходе анкетных опросов 835 менеджеров в пяти крупных российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени), представляющих три сегмента – продовольственный сектор, бытовой техники и  электроники, а также рынок товаров легкой промышленности. Разработанный дизайн выборки исследования 2013 г. обеспечивает сопоставимость данных настоящего опроса с данными полевых работ, проводимых коллективом ЛЭСИ НИУ ВШЭ в 2007 и 2010 гг. Отбор поставщиков строился на основе международной компании «Ruslana», а торговые сети – на основе сплошных списков.

Для достижения цели проекта были представлены теоретические основы исследования консолидации торговли и формирование глобальных цепей поставок; осмыслены наработки в сфере маркетинга отношений и новой экономической социологии для анализа межфирменных отношений; разработаны методология и методика сбора данных об институтах, регулирующих цепи поставок в современной розничной торговле; проведен опрос торговых сетей и их поставщиков с октября по декабрь 2013 г. В 2013 г. наряду с рынком продовольственных товаров и рынком бытовой техники и электроники в эмпирический объект включен рынок изделий легкой промышленности.

В ходе работы над проектом исполнителями были опубликованы статьи в ведущих российских и зарубежных научных журналах, презентовали результаты исследования на международных научных мероприятиях, и применяли их в учебном процессе. Ожидается, что потребителями результатов представляемого проекта станут органы государственной власти, деловые ассоциации, а также научные подразделения ВШЭ.

Публикации по проекту:


Radaev V. V. Does Competition Eliminate Social Ties?: The Case of the Russian Retail Market // Polish Sociological Review. 2013. No. 1 (181). P. 63-86.
Radaev V. V. Market power and relational conflicts in Russian retailing // Journal of Business & Industrial Marketing. 2013. Vol. 28. No. 3. P. 167-177. doi
Радаев В. В. Смерть и рынок // Отечественные записки. 2013. № 5(56)
Karabchuk T., Soboleva N., Nikitina M. Subjective Well-Being and Type of Contract in Europe: Is There Any Effect of Labour Legislations?, in: Beyond Money: social roots of health and well-being. NY : Nova Science Publishers, 2014.
Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России / Отв. ред.: В. В. Радаев. Вып. 14. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.
Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века / Пер. с англ.: А. А. Куракин; науч. ред.: В. В. Радаев. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.