• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

­­­Citizenship of Russian youth: contemporary meanings and practices

Priority areas of development: sociology
2013
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Object of Research: young people and youth communities located in the cities of St. Petersburg and Ulyanovsk.

Goal of Research: a comprehensive study of new forms of citizenship among Russian young people in cultural, political, and economic fields ( specificall in the cases of St. Petersburg and Ulyanovsk).

The main objectives of the study are:

  • Developing theoretical and methodological bases of studying new forms of young people’s citizenship in the Russian context.
  • Identifying key social meanings that Russian young people associate with the concept of “a citizen”. Determining where citizenship sits within the value system of Russian young people.
  • Describing types and forms of civic engagement /youth activities. Identifying situations and events in which civic identity is actualized and civic solidarity is formed.
  • Defining the role of the major agents of socialization in forming young people’s civic consciousness (family, teachers, informal leaders, etc.).

Empirical Base of Research

The theoretical and methodological bases of the research are constructivism, a solidarity approach to studying young people, and the concept of youth citizenship. The subject of the research is young people’s civic consciousness/citizenship, which includes young people’s self-identification as citizens, the specifics of young people’s interpretation of the notion “citizen”, and the practices of citizenship.

The study combines quantitative and qualitative methodology within the paradigm of the mixed method research. The empirical part of the research was carried out in two Russian cities: St. Petersburg and Ulyanovsk.

The following work has been carried out during the research:

1.  A large-scale survey was conducted among students in St. Petersburg and Ulyanovsk. The size of the sample in the two cities was 1,200 people. The sample included university and vocational school students in St. Petersburg and Ulyanovsk. The criterion “field of study / specialization” was taken into account during the calculation. 65% of the total number of the interviewed comprised university students, while 35% were vocational school students.

2. Biographical interviews were conducted with “young professionals”, aged 22-30, who have higher education and at least three years of professional experience in their chosen field. Overall, 50 biographical interviews were collected and analyzed in two cities (35 in St. Petersburg and 15 in Ulyanovsk).

3. An analysis of songs (lyrics and visuals in music videos) popular among different groups of young people. An innovative method of analyzing political content and the concepts of citizenship in popular music (songs) and music videos has been developed. The sample includes songs from different parts of the “politicized” range, as well as “non-politicized” field of social networks. The sample represents songs of such youth communities as “Russian jogging”, “Nashi”, “Steel”, “Vse doma”. The number of units of analysis for each of the cases was 15 songs and 5 videos. In addition, subsamples of pop and hip-hop music were studied as well. The number of units of analysis for each of the genres was 25 songs and 10 videos.

4. A description and analysis of the research cases (case studies). The main methods are participant observation and interviews with the members of youth communities. The sample includes five cases: young gadget users from Ulyanovsk, young artists from St. Petersburg, translators of an online series, young migrants with children, and participants of the goth community in St. Petersburg. At least 10 interviews were conducted with the members of a community within each case, as well as at least 5 observations (through keeping an observation diary).

Results of Research:

1. The theoretical and methodological approach to studying the citizenship of Russian youth has been developed: there was the critical examination of the classical understanding of “citizenship” as a political category which describes the formal affiliation of an individual to a nation state, with the specific set of rights and obligations, clearly enshrined in legal documents, and includes the traditional practice of participation in politics; the boundaries of this definition have been expanded and now include multiple forms of young people’s citizenship, including values, the experience of self-identification and solidarity, as well as the practice of being responsible/participating in the life of a community (local and global). The key trends in analyzing citizenship were based on three components: a value-ideological component (subjective meaning of citizenship), an activity component (practices), and a territorial and mobile component (migration and mobility).

2. A unique approach to studying citizenship has been developed; it combines quantitative and qualitative methodology within the paradigm of the mixed method research. At the same time, the strategy of parallel combination of methods in the general logic of a qualitative-oriented research was used. In addition, an innovative method was used for the first time wihin this research: studying the existing public ideas about citizenship through song lyrics and videos of popular music.

3. The study has reached the following conclusions. The status of a Russian citizen is significant for most young people, regardless of their socio-demographic characteristics or region of residence. The study has revealed the development of so-called “non-critical” citizenship, when the recognition of the importance of civic solidarity reduces the amount of criticism expressed by young people towards the government (this applies to their understanding of the violations of their rights and of the limitations that exist in the legal sphere as well). The image of the “ideal” citizenship poorly fits into young people’s everyday life, filled with global information flows, individual strategies of accomplishing their ambitions and goals, career aspirations and fears. In this context, youth civic consciousness as a practice is implemented differently: it is delegated to parents, embodied in cultural style preferences and within the boundaries of specific youth networks and communities, deliberately ignored, or isolated. The practices of “small deeds” are most actualized among civic practices. Young people do not deliberately aim to move to another country, but they mention the possibility of  “necessary” emigration should the number of violations of rights and democratic liberties grow.

Level of implementation,  recommendations  on implementation or outcomes of the implementation of Results

The materials of the study were presented in 23 reports at public seminars held at the Centre for Youth Studies HSE in St. Petersburg, at conferences and workshops in St. Petersburg and Moscow, as well as at international conferences. The results of this project and of the previous projects, carried out within the HSE Basic Research Program by the Center for Youth Studies, are reflected in nine articles, including those published in foreign journals; five articles have been accepted for publication, and two articles are being sent for revision.

Field of application:

The monitoring of young people’s perceptions of themselves and their role in the future of the country and the assessment of the formed competences and the possibility of developing civic engagement among young people can create the necessary basis for introducing a balanced youth policy and optimizing work with young people at various levels and in various government agencies. 

Publications:


Омельченко Е. Л. Риски и удовольствия на сценах молодежного активизма современной России // В кн.: Пути России. Альтернативы общественного развития. 2.0. Сборник статей / Под общ. ред.: М. Г. Пугачева, А. Ф. Филиппов. Т. ХХ. М. : Новое литературное обозрение, 2015. С. 25-47.
“In Search of …” New Methodological Approaches to Youth Research. Cambridge : Cambridge Scholar Publishing, 2015.
Omelchenko E. L., Krupets Y., Zhelnina A. A. Citizenship of Russian Youth: The Search for an Effective Methodology, in: “In Search of …” New Methodological Approaches to Youth Research. Cambridge : Cambridge Scholar Publishing, 2015. P. 295-317.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гражданственность молодежи России: современные смыслы и практики

Приоритетные направления развития: социология
2013

Исследование гражданственности молодежи отличается высокой актуальностью в современных российских условиях по многим причинам. Сегодня молодежь из предсказуемого объекта управления и контроля превращается в агента социальных отношений, активно проявляющего себя на различных публичных площадках, в том числе и виртуальных. Понимание того, что лежит в основе растущей молодежной активности возможно через призму исследования молодежных представлений о гражданстве и о своем месте и роли в обществе. Актуальность исследования также определяется появлением новых социальных контекстов взросления, и, соответственно, становления гражданских идентичностей. Проблемность обретения взрослой автономности вследствие индивидуализации общества, роста безработицы, появления новых постматериальных ценностей переопределяет значение категории «взрослый», и, соответственно, «гражданина».

Объект исследования: молодежь и молодежные сообщества, локализованные в городах Санкт-Петербург и Ульяновск.

Целью данного исследования является комплексное изучение новых форм гражданственности российской молодежи в культурном, политическом и экономическом пространстве (на примере молодежи Санкт-Петербурга и Ульяновска).

Основные задачи исследования:

  • Разработка теоретико-методологических оснований исследования новых форм гражданственности молодежи применительно к российскому контексту.
  • Выявление основных социальных смыслов, которые вкладывает российская молодежь в понятие «гражданин». Определение места гражданственности в системе ценностей российской молодежи.
  • Описание видов и форм гражданского участия /активности молодежи. Выявление ситуаций и событий, в которых происходит актуализация гражданской идентичности и формирование гражданских солидарностей.
  • Определение роли основных агентов социализации в формировании гражданственности у молодежи (семьи, педагогов, неформальных лидеров и др).

Методология исследования и эмпирическая база

Теоретико-методологическими основаниями исследования выступают конструктивизм, солидарный подход к исследованиям молодежи, а также концепция молодежного гражданства. Предмет исследования: гражданственность/гражданство молодежи, включающее в себя самоопределение молодых горожан себя как граждан, специфику молодежной интерпретации понятия «гражданин» и практики реализации гражданственности.

Исследование сочетает в себе количественную и качественную методологию в рамках парадигмы mixed method research. Эмпирическая часть работы проводилась в двух городах России: г. Санкт-Петербурге и г. Ульяновске.

В ходе исследования реализовывались следующие виды работ:

1. Проведен массовый опрос учащихся и студентов Санкт-Петербурга и Ульяновска. Размер выборки составил 1200 человек в двух городах. В выборку вошли учащиеся ВУЗов и СУЗов Санкт-Петербурга и Ульяновска. При расчете учитывался критерий «направление обучения/специальность». В общем объеме опрошенных студенты вузов составили 65 % выборочной совокупности, студенты сузов – 35 %.

2. Проведены биографические интервью с «молодыми профессионалами» в возрасте от 22 до 30 лет с высшим образованием и имеющими стаж работы по специальности или в выбранной сфере три года. Всего было собрано и проанализировано 50 биографических интервью в двух городах (35 в Санкт-Петербурге и 15 в Ульяновске).

3. Анализ песен (текстов и визуального рядя видеоклипов), популярных в разных категориях молодежи. Была разработана инновационная методика анализа политического содержания и концепций гражданственности в популярной музыке (песнях) и видеоклипах. В выборке представлены песни из разных частей «политизированного» спектра, а также из «неполитизированного» поля социальных сетей. В выборку вошли песни таких сообществ молодежи, как: «Русская пробежка», «Наши», «Сталь», «Все дома». Количество единиц анализа по каждому из кейсов составило: 15 песен и 5 видеоклипов. Кроме того, были исследованы подвыборки поп-музыки и хип-хопа. Количество единиц анализа по каждому из жанров: 25 песен и 10 клипов.

4. Описание и анализ исследовательских кейсов. Основные методы – включенное наблюдение и интервью с участниками молодежных сообществ. В выборку вошли 5 кейса: молодые пользователи гаджетов из Ульяновска, молодые художники Санкт-Петербурга, переводчики он-лайн сериалов, молодые мигранты с детьми, представители готической сцены в Санкт-Петербурге. В рамках каждого кейса было проведено не менее 10 интервью с участниками сообщества, а также не менее 5 наблюдений (с ведением дневника наблюдений).

Результаты работы

1. Разработан теоретико-методологический подход к изучению гражданственности российской молодежи: критически рассмотрено классическое понимание «гражданственности» как политической категории, описывающей формальную принадлежность индивида к национальному государству, с присущим и четко зафиксированным в правовых документах набором прав и обязанностей, и включающей в себя практику традиционного участия в политике; расширены границы данного определения до включения множественных форм проявления гражданственности молодежи, включающей ценности, опыт самоопределения и солидаризации, а также практики ответственного бытия/участия в жизни сообщества (локального и глобального). Ключевые направления анализа гражданственности базировались на трех компонентах: ценностно-идеологическом (субъективные значения гражданства), деятельностном (практики) и территориально-мобильном (миграции и мобильности).

2. Разработан уникальный подход к исследованию гражданства, сочетающий в себе количественную и качественную методологию в рамках парадигмы mixed method research. При этом выбрана стратегия параллельного соединения методов в общей логике качественно-ориентированного исследования. Кроме того, в проекте была апробирована инновационная методика изучения существующих в публичном пространстве представлений о гражданстве в текстах и видео популярной музыки. 

3. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Статус гражданина России значим для большинства молодых людей, причем вне зависимости от большинства социально-демографических характеристик и от региональной принадлежности. Обнаруживается развитие так называемой «некритичной» гражданственности, когда признание важности гражданской солидарности уменьшает количество претензий, высказываемых молодежью в сторону государства (это касается представлений и о нарушениях их прав и об ограничениях, существующих в законодательном поле). Образ «идеального» гражданства слабо вписывается в молодежную повседневность, наполненную глобальными информационными потоками, индивидуальными стратегиями реализации амбиций и целей, карьерными устремлениями и опасениями. В этом контексте гражданственность молодежи как практика реализуется по-разному: делегируется родителям, воплощается в культурных вкусовых предпочтениях и в границах конкретных молодежных сетей и сообществ, осознанно игнорируется и изолируется. Наиболее актуализированными из гражданских практик являются практики «малых дел». У молодежи отсутствует прямая ориентация на переезд в другую страну, но отмечается возможность «необходимого» переезда в ситуации роста нарушений прав и демократических свобод.

Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Материалы исследования были представлены в 23 докладах на публичных семинарах НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, конференциях и семинарах в Санкт-Петербурге и в Москве, а также на зарубежных конференциях. По результатам данного проекта и предыдущих проектов, выполненных в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, в 2013 году сотрудниками Центра молодежных исследований было опубликовано 9 статей, в том числе в зарубежных изданиях, а также приняты к печати 5 статей, 2 статьи отдано на рецензировании.

Область применения полученных результатов анализа

Мониторинг молодежных представлений о себе и о своей роли в будущем страны, оценка сформированных компетенций молодежи и возможностей развития у них гражданской активности может составить необходимую основу для реализации взвешенной молодежной политики и оптимизации работы с молодежью на разных уровнях и в различных государственных структурах. 

Публикации по проекту:


Омельченко Е. Л. Риски и удовольствия на сценах молодежного активизма современной России, in: Пути России. Альтернативы общественного развития. 2.0. Сборник статей. Москва : Новое литературное обозрение, 2015. С. 25-47. 
Omelchenko E. L., Krupets Y., Zhelnina A. A. Citizenship of Russian Youth: The Search for an Effective Methodology, in: “In Search of …” New Methodological Approaches to Youth Research. Cambridge : Cambridge Scholar Publishing, 2015. С. 295-317. 
“In Search of …” New Methodological Approaches to Youth Research. Cambridge : Cambridge Scholar Publishing, 2015.