• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гражданственность молодежи России: современные смыслы и практики

Приоритетные направления развития: социология
2013

Исследование гражданственности молодежи отличается высокой актуальностью в современных российских условиях по многим причинам. Сегодня молодежь из предсказуемого объекта управления и контроля превращается в агента социальных отношений, активно проявляющего себя на различных публичных площадках, в том числе и виртуальных. Понимание того, что лежит в основе растущей молодежной активности возможно через призму исследования молодежных представлений о гражданстве и о своем месте и роли в обществе. Актуальность исследования также определяется появлением новых социальных контекстов взросления, и, соответственно, становления гражданских идентичностей. Проблемность обретения взрослой автономности вследствие индивидуализации общества, роста безработицы, появления новых постматериальных ценностей переопределяет значение категории «взрослый», и, соответственно, «гражданина».

Объект исследования: молодежь и молодежные сообщества, локализованные в городах Санкт-Петербург и Ульяновск.

Целью данного исследования является комплексное изучение новых форм гражданственности российской молодежи в культурном, политическом и экономическом пространстве (на примере молодежи Санкт-Петербурга и Ульяновска).

Основные задачи исследования:

  • Разработка теоретико-методологических оснований исследования новых форм гражданственности молодежи применительно к российскому контексту.
  • Выявление основных социальных смыслов, которые вкладывает российская молодежь в понятие «гражданин». Определение места гражданственности в системе ценностей российской молодежи.
  • Описание видов и форм гражданского участия /активности молодежи. Выявление ситуаций и событий, в которых происходит актуализация гражданской идентичности и формирование гражданских солидарностей.
  • Определение роли основных агентов социализации в формировании гражданственности у молодежи (семьи, педагогов, неформальных лидеров и др).

Методология исследования и эмпирическая база

Теоретико-методологическими основаниями исследования выступают конструктивизм, солидарный подход к исследованиям молодежи, а также концепция молодежного гражданства. Предмет исследования: гражданственность/гражданство молодежи, включающее в себя самоопределение молодых горожан себя как граждан, специфику молодежной интерпретации понятия «гражданин» и практики реализации гражданственности.

Исследование сочетает в себе количественную и качественную методологию в рамках парадигмы mixed method research. Эмпирическая часть работы проводилась в двух городах России: г. Санкт-Петербурге и г. Ульяновске.

В ходе исследования реализовывались следующие виды работ:

1. Проведен массовый опрос учащихся и студентов Санкт-Петербурга и Ульяновска. Размер выборки составил 1200 человек в двух городах. В выборку вошли учащиеся ВУЗов и СУЗов Санкт-Петербурга и Ульяновска. При расчете учитывался критерий «направление обучения/специальность». В общем объеме опрошенных студенты вузов составили 65 % выборочной совокупности, студенты сузов – 35 %.

2. Проведены биографические интервью с «молодыми профессионалами» в возрасте от 22 до 30 лет с высшим образованием и имеющими стаж работы по специальности или в выбранной сфере три года. Всего было собрано и проанализировано 50 биографических интервью в двух городах (35 в Санкт-Петербурге и 15 в Ульяновске).

3. Анализ песен (текстов и визуального рядя видеоклипов), популярных в разных категориях молодежи. Была разработана инновационная методика анализа политического содержания и концепций гражданственности в популярной музыке (песнях) и видеоклипах. В выборке представлены песни из разных частей «политизированного» спектра, а также из «неполитизированного» поля социальных сетей. В выборку вошли песни таких сообществ молодежи, как: «Русская пробежка», «Наши», «Сталь», «Все дома». Количество единиц анализа по каждому из кейсов составило: 15 песен и 5 видеоклипов. Кроме того, были исследованы подвыборки поп-музыки и хип-хопа. Количество единиц анализа по каждому из жанров: 25 песен и 10 клипов.

4. Описание и анализ исследовательских кейсов. Основные методы – включенное наблюдение и интервью с участниками молодежных сообществ. В выборку вошли 5 кейса: молодые пользователи гаджетов из Ульяновска, молодые художники Санкт-Петербурга, переводчики он-лайн сериалов, молодые мигранты с детьми, представители готической сцены в Санкт-Петербурге. В рамках каждого кейса было проведено не менее 10 интервью с участниками сообщества, а также не менее 5 наблюдений (с ведением дневника наблюдений).

Результаты работы

1. Разработан теоретико-методологический подход к изучению гражданственности российской молодежи: критически рассмотрено классическое понимание «гражданственности» как политической категории, описывающей формальную принадлежность индивида к национальному государству, с присущим и четко зафиксированным в правовых документах набором прав и обязанностей, и включающей в себя практику традиционного участия в политике; расширены границы данного определения до включения множественных форм проявления гражданственности молодежи, включающей ценности, опыт самоопределения и солидаризации, а также практики ответственного бытия/участия в жизни сообщества (локального и глобального). Ключевые направления анализа гражданственности базировались на трех компонентах: ценностно-идеологическом (субъективные значения гражданства), деятельностном (практики) и территориально-мобильном (миграции и мобильности).

2. Разработан уникальный подход к исследованию гражданства, сочетающий в себе количественную и качественную методологию в рамках парадигмы mixed method research. При этом выбрана стратегия параллельного соединения методов в общей логике качественно-ориентированного исследования. Кроме того, в проекте была апробирована инновационная методика изучения существующих в публичном пространстве представлений о гражданстве в текстах и видео популярной музыки. 

3. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Статус гражданина России значим для большинства молодых людей, причем вне зависимости от большинства социально-демографических характеристик и от региональной принадлежности. Обнаруживается развитие так называемой «некритичной» гражданственности, когда признание важности гражданской солидарности уменьшает количество претензий, высказываемых молодежью в сторону государства (это касается представлений и о нарушениях их прав и об ограничениях, существующих в законодательном поле). Образ «идеального» гражданства слабо вписывается в молодежную повседневность, наполненную глобальными информационными потоками, индивидуальными стратегиями реализации амбиций и целей, карьерными устремлениями и опасениями. В этом контексте гражданственность молодежи как практика реализуется по-разному: делегируется родителям, воплощается в культурных вкусовых предпочтениях и в границах конкретных молодежных сетей и сообществ, осознанно игнорируется и изолируется. Наиболее актуализированными из гражданских практик являются практики «малых дел». У молодежи отсутствует прямая ориентация на переезд в другую страну, но отмечается возможность «необходимого» переезда в ситуации роста нарушений прав и демократических свобод.

Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Материалы исследования были представлены в 23 докладах на публичных семинарах НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, конференциях и семинарах в Санкт-Петербурге и в Москве, а также на зарубежных конференциях. По результатам данного проекта и предыдущих проектов, выполненных в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, в 2013 году сотрудниками Центра молодежных исследований было опубликовано 9 статей, в том числе в зарубежных изданиях, а также приняты к печати 5 статей, 2 статьи отдано на рецензировании.

Область применения полученных результатов анализа

Мониторинг молодежных представлений о себе и о своей роли в будущем страны, оценка сформированных компетенций молодежи и возможностей развития у них гражданской активности может составить необходимую основу для реализации взвешенной молодежной политики и оптимизации работы с молодежью на разных уровнях и в различных государственных структурах. 

Публикации по проекту:


Омельченко Е. Л. Риски и удовольствия на сценах молодежного активизма современной России, in: Пути России. Альтернативы общественного развития. 2.0. Сборник статей. Москва : Новое литературное обозрение, 2015. С. 25-47. 
Omelchenko E. L., Krupets Y., Zhelnina A. A. Citizenship of Russian Youth: The Search for an Effective Methodology, in: “In Search of …” New Methodological Approaches to Youth Research. Cambridge : Cambridge Scholar Publishing, 2015. С. 295-317. 
“In Search of …” New Methodological Approaches to Youth Research. Cambridge : Cambridge Scholar Publishing, 2015.