• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международное сопоставительное исследование института контрактных отношений  в российских и зарубежных вузах и школах

Приоритетные направления развития: экономика
2013
Подразделение: Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (старый сайт)

Цель данного исследования – сопоставительный анализ контрактных отношений, условий труда и карьерных перспектив в российских и зарубежных вузах и школах, направленный на построение целостной модели взаимодействия между ключевыми участниками рынка высшего образования под воздействием различных институциональных правил.

Объектами исследования выступают высшие учебные заведения, а также преподаватели и абитуриенты. Предметом исследования является анализ трансформации контрактных отношений в сфере высшего образования. В данном исследовании рассматриваются контрактные отношения как между профессорами и учебными заведениями, между абитуриентами и учебными заведениями, так и между учебными заведениями и государством.

Задачи исследования:

1) Проведение сопоставительного анализа условий для новых сотрудников в университетском секторе;

2) Оценка состояния академической профессии в России в соответствии с международной методологией САР;

3) Разработка теоретической рамки для анализа роли инбридинга в университетской системе и ее эмпирическая верификация;

4) Оценка влияния инвестиций в дополнительную подготовку на результативность абитуриентов в условиях ЕГЭ;

5) Разработка методологии анализа динамики паттернов образовательной мобильности абитуриентов;

6) Разработка методологии и инструментария обследования населения по вопросам поддержки и развития одаренных детей.

Решение данных задач проводилось посредством теоретического и эмпирического анализа данных.

Настоящее исследование базируется на методах теории игр, микроэкономического анализа, новой институциональной теории рынков и организаций, статистического и эконометрического анализа данных, а также на социологических методах сбора данных (анкетирование, опрос, углубленные интервью).

Решение данных задач предполагало использование как уже существующих информационных баз, подготовленных командой исследователей в прошлые годы, так и собранных непосредственно при проведении данного исследования, а также таких баз данных как РМЭЗ, Мониторинг экономики образования.

В первой части отчета представлены результаты сопоставительного анализа условий труда для новых сотрудников в университетском секторе в нескольких странах, а также результаты эмпирического исследования академической профессии в России в соответствии с международной методологией САР.

По некоторым критериям российская академическая сфера существенно отличается от академического сектора других стран-участниц исследовательского проекта “Changing Academic Profession”, в частности, по предпочтению научно-исследовательской деятельности и уровню удовлетворенности работой.

В России для большинства преподавателей вузов преподавательская деятельность является более предпочтительной, чем исследовательская, в отличие от работников академической сферы многих других стран. При этом распределение предпочтений преподавателей вузов со статусом «научно-исследовательский университет» на текущий момент не отличается от распределения предпочтений преподавателей в вузах без особого статуса. В данном разделе мы показываем, что особенности советской и российской сферы высшего образования привели к фокусу на преподавательской деятельности вузов, а также описываем преподавателей, заинтересованных в научной деятельности. В частности, показано что они более удовлетворены своей работой в вузе и более активны в профессиональном плане (например, в среднем, работают больше часов в неделю, чаще подают заявки на конкурсы научных).

Российские преподаватели не удовлетворены своей работой, но не испытывают стресс. Рассматривая связь ресурсов работы со стрессом и удовлетворенностью работой, мы выяснили, что для российских академических работников большее значение имеют не материальные ресурсы (наличие аудиторий и рабочего места, компьютерное оборудование, библиотеки и пр.), а ресурсы для коммуникации: преподавателям важно быть информированными о работе вуза, чтобы их мнение учитывалось при принятии управленческих решений.

В главе отчета, посвященной инбридингу в российских вузах, показано, распространенность академического инбридинга (практика найма вузом собственных выпускников сразу после окончания вуза, без существенного опыта работы вовне) в России связана с низким уровнем заработной платы в академическом секторе (что приводит к тому, что удержать в вузе можно только тех, кто еще во время учебы «укоренился» в академическом сообществе вуза), с традиционно низким уровнем мобильности, а также другими характеристиками системы высшего образования. Рассматриваются также последствия инбридинга на уровне индивидуальных карьер преподавателей (преподаватели, которые работают в том же вузе, в котором учились, тратят в среднем больше времени на репетиторство и на административную работу, реже отмечают, что участвовали в исследованиях с коллегами из других вузов и др.), на уровне вуза и уровне системы высшего образования в целом.

Исследование ключевого, но до сих пор в значительной степени игнорируемого сегмента академической профессии – молодых ученых – показал, что, если «лучшие и самые способные» молодые люди не будут привлекаться к академической работе, все будущее академической сферы представляется мрачным. Конечно, неоспоримым является то, что сфера высшего образования никогда не предлагала вознаграждение (компенсацию) по сравнению с карьерой в иных компаниях, но данные показывают, что разрыв между работой в академических кругах и профессиональными возможностями для аналогично подготовленных людей вне высшего образования является большим и расширяется. Для все большего числа ученых во многих странах построение карьеры становится все более трудным; многие заняты неполный рабочий день или на договорах с ограничениями. Имеет место повышение конкуренции за рабочие места. В то же время, большое количество стран сталкиваются с острой нехваткой преподавателей вузов. Это особенно характерно для развивающихся стран, таких как Индия и Китай, которые испытали быстрый рост поступающих в вузы в последние десятилетия. В большинстве стран мира многие высокопоставленные ученые являются людьми пенсионного возраста и существует необходимость ротации этих ученых молодыми коллегами.

Во второй части отчета, посвященной анализу последствий введения ЕГЭ и адаптации к новым правилам приема в вузы, представлены результаты оценки влияния инвестиций в дополнительную подготовку на результативность абитуриентов в условиях ЕГЭ и проанализированы паттерны образовательной мобильности абитуриентов.

В течение нескольких лет правительство России проводит реформы в сфере высшего образования. Одна из целей этих реформ – повышение доступности высшего образования для различных групп населения. Одна из основных составляющих реформ – изменение правил приема, а именно введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ должен был увеличить возможности абитуриентов по всей стране, в частности, расширить диапазон доступных для них вузов, которые соответствуют их предпочтениям. ЕГЭ является обязательным с 2009 года. В соответствии с новыми правилами приема школьникам не нужно приезжать в каждый университет и сдавать экзамены именно там. Теперь каждый школьник сдает основные экзамены только в своем городе, а затем может отправить свои результаты в несколько университетов. Именно поэтому было бы логично предположить, что вместе со снижением барьеров доступа в университеты, изменятся паттерны поведения абитуриентов, связанные с дополнительной подготовкой к поступлению. Если занятия на курсах и с репетиторами были актуальны до введения ЕГЭ, когда вузы предлагали свои собственные вступительные испытания, то необходимость в подобной подготовке в условиях ЕГЭ должна, по крайней мене, снизиться, поскольку ЕГЭ представляет собой унифицированный экзамен, единый для всех абитуриентов, являющийся также и выпускным. Поэтому подготовка к ЕГЭ должна была сместиться от частных занятий в школы и к самостоятельной подготовке, ведь материалы для подготовки доступны в сети Интернет и в книжных магазинах. Тем не менее, большая доля абитуриентов по-прежнему посещает занятия на подготовительных курсах и с репетиторами. Исследование отдачи от дополнительной подготовки показало, что лишь занятия на курсах могут улучшить итоговые баллы ЕГЭ по всем предметам, однако реальный прирост в баллах невелик: в среднем, посещавшие дополнительные занятия на курсах набирают на 3 балла выше своих сверстников, не занимавшихся на курсах. Кроме того, было показано, что семейные факторы, такие как доход и образование родителей, а также обучение в специализированных школах, вносят существенный вклад в итоговые результаты ЕГЭ.

Кроме того, в данном разделе описаны основные теории, объясняющие мобильность абитуриентов: теория потребления, теория инвестиции, теория соответствия. Мы определили переменные, которые могут влиять на поведение студентов: это личные характеристики абитуриента, миграционное поведение родственников и друзей, характеристики образовательного рынок региона, уровень развития региона, географические характеристики региона. Данные по России показали, что мобильность абитуриентов между регионами после введения ЕГЭ не изменилась, об этом свидетельствует опрос руководителей вузов. При этом студенты, которые переезжают или не переезжают, значимо отличаются. Мобильность студентов связана, как с уровнем баллов ЕГЭ по русскому языку и математики, так и уровнем благосостояния семьи и поведением окружающих

Также в отчете представлены результаты разработки методологии и инструментария обследования населения по вопросам поддержки и развития одаренных детей.

Публикации по проекту:


Сивак Е. В. Путеводитель по академическим мирам // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. С. 123-127.
Yudkevich M. M. Leading Universities in Russia: From teaChing to Research Excellence // Journal of International Higher Education. 2013. Vol. 6. No. 3. P. 113-116.
Popov S. V., Bernhardt D. University Competition, Grading Standards and Grade Inflation // Economic Inquiry. 2013. Vol. 51. No. 3. P. 1764-1778.
Юдкевич М. М., Козьмина Я.Я., Сивак Е. В., Бейн О., Давыдова И. А. Академическая профессия в России / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2013.
Yudkevich M. M., Kozmina Y. Y., Sivak E., Bein O., Davydova I. The Changing Academic Profession / NRU Higher School of Economics. Series WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2013.

См. также

Ключевые слова