• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)SearchMenu

An International Comparative Study of the Institution of Contractual Relationships in Russian and Foreign Universities and Schools

Priority areas of development: economics
2013
Department: International Laboratory for Institutional Analysis of Economic Reforms (LIA)

The purpose of this study is to conduct a comparative analysis of contractual relations, work conditions, and career prospects in Russian and foreign universities and schools. This analysis is aimed at building an integrated model of interaction between the key players of the higher education market when under the influence of various institutional rules.

The objects of the study are higher education institutions, as well as faculty members and students. The subject of the study is an analysis of the transformation of contractual relations in higher education. This study examines the contractual relationship between professors and educational institutions, between applicants and educational institutions, and between institutions and the State.

Research Objectives:

1) To conduct a comparative analysis of conditions for new staff in the university sector;

2) To assess the academic profession in Russia in accordance with international methodology on changes taking place in the academic profession;

3) To develop a theoretical framework for analysing the role of inbreeding in a university system and its empirical verification;

4) To evaluate the impact of investments in additional training on matriculates' results after introducing the Unified State Exam;

5) To develop a methodology for analysing the dynamics of matriculates' educational mobility patterns;

6) To develop a methodology and survey instruments for a study on supporting talented children.

These objectives were carried out using theoretical and empirical analysis.

The present study is based on the methods of game theory, microeconomic analysis, the new institutional theory of markets and organizations, a statistical and econometric analysis of data, as well as sociological data collection methods (questionnaires, surveys, and in-depth interviews).

Solving these problems involves using both existing databases, which had been prepared by researchers previously, and data collected directly during this study, as well as databases such as the Russia Longitudinal Monitoring Survey (RLMS), which monitors educational markets and organizations.

The first part of the report presents the results of a comparative analysis of working conditions for new university sector staff in several countries, as well as the results of an empirical study of the academic profession in Russia in accordance with international methodology on changes taking place in the academic profession.

According to some criteria, the Russian academic sector differs significantly from the academic sectors of other countries participating in the research project "Changing Academic Profession", particularly in terms of preferences for research/teaching activities and job satisfaction level.

In Russia, the majority of university faculty prefer teaching as opposed to research, unlike faculty in many other countries. Moreover, the distribution of the preferences of faculty at National Research Universities currently does not differ from the distribution of the preferences of faculty in universities having no special status. In this section, we will show that the characteristics of Soviet and Russian higher education have led universities to focus on teaching. Moreover, we will describe faculty who are interested in research. In particular, it has been shown that they are more satisfied with their jobs in higher education institutions and are more active in professional terms (eg, on average, they work more hours per week and often apply tp compete for research grants).

While Russian faculty are not satisfied with their work, they are not under stress. Considering the link between work resources and stress and job satisfaction, we learned that Russian faculty members value communication resources more than material resources (the availability of classrooms and the workplace, computer equipment, a library, etc.). Russian faculty members value being informed about the work of their university, and having their opinions taken into account when the management is making decisions.

In the section of the report devoted to academic inbreeding, we will show that the high level of academic inbreeding (a university’s practice of hiring its own graduates who lack significant experience at other universities) at Russian universities is caused by 1) the severe financial constraints that universities face as employers (academic salaries are rather poor, so once a graduate is on the job market outside academia, it’s very difficult to bring him or her back, so universities try to involve their students in academic activities); 2) the traditionally low mobility level; and 3) other characteristics of the higher education sector, in general. The effects of inbreeding are also revealed: on an individual faculty level (inbred faculty spend significantly more time on private teaching and administrative activities, and participate less often in research projects with colleagues from other institutions, etc), on the institutional level, and on the higher education system level.

Research on younger entry-level academics, a segment of the academic profession that is key, but has so far gone largely ignored, revealed that if the “best and brightest” young people are not going to be attracted to academic work, the entire future of the academic world looks bleak. It is, of course, true that a career in higher education has never offered the same remuneration as a career in business or industry, but data shows that the gulf between work in academia and professional opportunities for similarly trained people outside higher education is great and expanding. For a growing number of academics in many countries, building a career is increasingly difficult; more are employed part-time or on a limited contract. Competition for jobs has accelerated. At the same time, many countries are facing severe shortages of university faculty. This is particularly true of developing countries and places such as India and China, which have witnessed a rapid expansion of enrollment in higher education in recent decades. In most countries of the world, many senior academics are of retirement age, and the need exists to replace these scholars with younger colleagues.

In the second part of the report, which is devoted to an analysis of the effects of introducing the Unified State Exam and to how universities are adaptating to the new admission rules, we present the results of an assessment of the impact investments in additional training have had on the results achieved by applicants taking the Unified State Exam, and we analyze the patterns of educational mobility of entrants to higher education institutions.

For several years, the Russian government has been implementing higher education reforms, one of the goals of which is to increase access to higher education for different groups of the population. One of the reform's main components involves changing the rules of admission, namely introducing the Unified State Exam (USE). The USE was supposed to increase opportunities for students across the country, particularly by expanding the range of universities that are available to them and match their preferences. The USE has been mandatory since 2009. Under the new rules for admission, students do not need to take exams at each institution to which they apply. Now every student can pass the major exam in his/her city, and then send their results to multiple universities. That is why it would be logical to assume that the reduction of barriers to university access would be accompanied by changes in student behavior patterns associated with additional training for entry. The universities’ own courses for matriculates and private classes with tutors were relevant prior to the introduction of the Unified State Exam, when universities offered their own entrance tests. But after the USE's introduction, the need for such training may decrease, because the USE is a standardized exam; it is the same for all school graduates. Therefore, preparation for the exam is probably shifting from private lessons to school and self-study, because training materials are available on the internet and in bookstores. Nevertheless, a large percentage of students are still attending university preparatory courses and private lessons. A study on the impact of additional training has showed that only courses can improve exam scores in all subjects, but the real increase in points is small: on average, those who attend extra classes in courses gain 3 points over peers not involved in courses. Furthermore, it was shown that family factors, such as income and parental education, as well as training in specialized schools, contribute significantly to final results on the USE.

In addition, this section describes the basic theories explaining student mobility: the theory of consumption, investment theory, and correspondence theory. We have identified the variables that can affect student behavior: the entrant's personal characteristics, the migratory behavior of his/her relatives and friends, the characteristics of the educational market in a region, and the level of development and geographical characteristics of a region. Russian data (from a survey of university executives) showed that since the USE was introduced, the mobility of matriculates between regions has not changed. At the same time, the students who relocate or do not relocate, differ significantly. The mobility of matriculates is connected to the results they achieve on the USE in Russian and mathematics, the level of their family's welfare, and the behavior of those within their inner circle.

The report also presents the results of developing methodology and research tools for the study of support for talented children.

Publications:


Popov S. V., Bernhardt D. University Competition, Grading Standards and Grade Inflation // Economic Inquiry. 2013. Vol. 51. No. 3. P. 1764-1778. 
Сивак Е. В. Путеводитель по академическим мирам // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. C. 123-127. 
Yudkevich M. M. Leading Universities in Russia: From teaChing to Research Excellence // Journal of International Higher Education. 2013. Vol. 6. No. 3. P. 113-116. 
Yudkevich M. M., Kozmina Y. Y., Sivak E., Bein O., Davydova I. The Changing Academic Profession / Высшая школа экономики. Series WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2013. 
Юдкевич М. М., Михайлова (. Я. Я., Сивак Е. В., Бейн О., Давыдова И. А. Академическая профессия в России / Высшая школа экономики. Series WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2013.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международное сопоставительное исследование института контрактных отношений  в российских и зарубежных вузах и школах

Приоритетные направления развития: экономика
2013
Подразделение: Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (старый сайт)

Цель данного исследования – сопоставительный анализ контрактных отношений, условий труда и карьерных перспектив в российских и зарубежных вузах и школах, направленный на построение целостной модели взаимодействия между ключевыми участниками рынка высшего образования под воздействием различных институциональных правил.

Объектами исследования выступают высшие учебные заведения, а также преподаватели и абитуриенты. Предметом исследования является анализ трансформации контрактных отношений в сфере высшего образования. В данном исследовании рассматриваются контрактные отношения как между профессорами и учебными заведениями, между абитуриентами и учебными заведениями, так и между учебными заведениями и государством.

Задачи исследования:

1) Проведение сопоставительного анализа условий для новых сотрудников в университетском секторе;

2) Оценка состояния академической профессии в России в соответствии с международной методологией САР;

3) Разработка теоретической рамки для анализа роли инбридинга в университетской системе и ее эмпирическая верификация;

4) Оценка влияния инвестиций в дополнительную подготовку на результативность абитуриентов в условиях ЕГЭ;

5) Разработка методологии анализа динамики паттернов образовательной мобильности абитуриентов;

6) Разработка методологии и инструментария обследования населения по вопросам поддержки и развития одаренных детей.

Решение данных задач проводилось посредством теоретического и эмпирического анализа данных.

Настоящее исследование базируется на методах теории игр, микроэкономического анализа, новой институциональной теории рынков и организаций, статистического и эконометрического анализа данных, а также на социологических методах сбора данных (анкетирование, опрос, углубленные интервью).

Решение данных задач предполагало использование как уже существующих информационных баз, подготовленных командой исследователей в прошлые годы, так и собранных непосредственно при проведении данного исследования, а также таких баз данных как РМЭЗ, Мониторинг экономики образования.

В первой части отчета представлены результаты сопоставительного анализа условий труда для новых сотрудников в университетском секторе в нескольких странах, а также результаты эмпирического исследования академической профессии в России в соответствии с международной методологией САР.

По некоторым критериям российская академическая сфера существенно отличается от академического сектора других стран-участниц исследовательского проекта “Changing Academic Profession”, в частности, по предпочтению научно-исследовательской деятельности и уровню удовлетворенности работой.

В России для большинства преподавателей вузов преподавательская деятельность является более предпочтительной, чем исследовательская, в отличие от работников академической сферы многих других стран. При этом распределение предпочтений преподавателей вузов со статусом «научно-исследовательский университет» на текущий момент не отличается от распределения предпочтений преподавателей в вузах без особого статуса. В данном разделе мы показываем, что особенности советской и российской сферы высшего образования привели к фокусу на преподавательской деятельности вузов, а также описываем преподавателей, заинтересованных в научной деятельности. В частности, показано что они более удовлетворены своей работой в вузе и более активны в профессиональном плане (например, в среднем, работают больше часов в неделю, чаще подают заявки на конкурсы научных).

Российские преподаватели не удовлетворены своей работой, но не испытывают стресс. Рассматривая связь ресурсов работы со стрессом и удовлетворенностью работой, мы выяснили, что для российских академических работников большее значение имеют не материальные ресурсы (наличие аудиторий и рабочего места, компьютерное оборудование, библиотеки и пр.), а ресурсы для коммуникации: преподавателям важно быть информированными о работе вуза, чтобы их мнение учитывалось при принятии управленческих решений.

В главе отчета, посвященной инбридингу в российских вузах, показано, распространенность академического инбридинга (практика найма вузом собственных выпускников сразу после окончания вуза, без существенного опыта работы вовне) в России связана с низким уровнем заработной платы в академическом секторе (что приводит к тому, что удержать в вузе можно только тех, кто еще во время учебы «укоренился» в академическом сообществе вуза), с традиционно низким уровнем мобильности, а также другими характеристиками системы высшего образования. Рассматриваются также последствия инбридинга на уровне индивидуальных карьер преподавателей (преподаватели, которые работают в том же вузе, в котором учились, тратят в среднем больше времени на репетиторство и на административную работу, реже отмечают, что участвовали в исследованиях с коллегами из других вузов и др.), на уровне вуза и уровне системы высшего образования в целом.

Исследование ключевого, но до сих пор в значительной степени игнорируемого сегмента академической профессии – молодых ученых – показал, что, если «лучшие и самые способные» молодые люди не будут привлекаться к академической работе, все будущее академической сферы представляется мрачным. Конечно, неоспоримым является то, что сфера высшего образования никогда не предлагала вознаграждение (компенсацию) по сравнению с карьерой в иных компаниях, но данные показывают, что разрыв между работой в академических кругах и профессиональными возможностями для аналогично подготовленных людей вне высшего образования является большим и расширяется. Для все большего числа ученых во многих странах построение карьеры становится все более трудным; многие заняты неполный рабочий день или на договорах с ограничениями. Имеет место повышение конкуренции за рабочие места. В то же время, большое количество стран сталкиваются с острой нехваткой преподавателей вузов. Это особенно характерно для развивающихся стран, таких как Индия и Китай, которые испытали быстрый рост поступающих в вузы в последние десятилетия. В большинстве стран мира многие высокопоставленные ученые являются людьми пенсионного возраста и существует необходимость ротации этих ученых молодыми коллегами.

Во второй части отчета, посвященной анализу последствий введения ЕГЭ и адаптации к новым правилам приема в вузы, представлены результаты оценки влияния инвестиций в дополнительную подготовку на результативность абитуриентов в условиях ЕГЭ и проанализированы паттерны образовательной мобильности абитуриентов.

В течение нескольких лет правительство России проводит реформы в сфере высшего образования. Одна из целей этих реформ – повышение доступности высшего образования для различных групп населения. Одна из основных составляющих реформ – изменение правил приема, а именно введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ должен был увеличить возможности абитуриентов по всей стране, в частности, расширить диапазон доступных для них вузов, которые соответствуют их предпочтениям. ЕГЭ является обязательным с 2009 года. В соответствии с новыми правилами приема школьникам не нужно приезжать в каждый университет и сдавать экзамены именно там. Теперь каждый школьник сдает основные экзамены только в своем городе, а затем может отправить свои результаты в несколько университетов. Именно поэтому было бы логично предположить, что вместе со снижением барьеров доступа в университеты, изменятся паттерны поведения абитуриентов, связанные с дополнительной подготовкой к поступлению. Если занятия на курсах и с репетиторами были актуальны до введения ЕГЭ, когда вузы предлагали свои собственные вступительные испытания, то необходимость в подобной подготовке в условиях ЕГЭ должна, по крайней мене, снизиться, поскольку ЕГЭ представляет собой унифицированный экзамен, единый для всех абитуриентов, являющийся также и выпускным. Поэтому подготовка к ЕГЭ должна была сместиться от частных занятий в школы и к самостоятельной подготовке, ведь материалы для подготовки доступны в сети Интернет и в книжных магазинах. Тем не менее, большая доля абитуриентов по-прежнему посещает занятия на подготовительных курсах и с репетиторами. Исследование отдачи от дополнительной подготовки показало, что лишь занятия на курсах могут улучшить итоговые баллы ЕГЭ по всем предметам, однако реальный прирост в баллах невелик: в среднем, посещавшие дополнительные занятия на курсах набирают на 3 балла выше своих сверстников, не занимавшихся на курсах. Кроме того, было показано, что семейные факторы, такие как доход и образование родителей, а также обучение в специализированных школах, вносят существенный вклад в итоговые результаты ЕГЭ.

Кроме того, в данном разделе описаны основные теории, объясняющие мобильность абитуриентов: теория потребления, теория инвестиции, теория соответствия. Мы определили переменные, которые могут влиять на поведение студентов: это личные характеристики абитуриента, миграционное поведение родственников и друзей, характеристики образовательного рынок региона, уровень развития региона, географические характеристики региона. Данные по России показали, что мобильность абитуриентов между регионами после введения ЕГЭ не изменилась, об этом свидетельствует опрос руководителей вузов. При этом студенты, которые переезжают или не переезжают, значимо отличаются. Мобильность студентов связана, как с уровнем баллов ЕГЭ по русскому языку и математики, так и уровнем благосостояния семьи и поведением окружающих

Также в отчете представлены результаты разработки методологии и инструментария обследования населения по вопросам поддержки и развития одаренных детей.

Публикации по проекту:


Сивак Е. В. Путеводитель по академическим мирам // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. С. 123-127.
Yudkevich M. M. Leading Universities in Russia: From teaChing to Research Excellence // Journal of International Higher Education. 2013. Vol. 6. No. 3. P. 113-116.
Popov S. V., Bernhardt D. University Competition, Grading Standards and Grade Inflation // Economic Inquiry. 2013. Vol. 51. No. 3. P. 1764-1778.
Юдкевич М. М., Козьмина Я.Я., Сивак Е. В., Бейн О., Давыдова И. А. Академическая профессия в России / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2013.
Yudkevich M. M., Kozmina Y. Y., Sivak E., Bein O., Davydova I. The Changing Academic Profession / NRU Higher School of Economics. Series WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2013.

См. также

Ключевые слова