• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация экономики образования в условиях расширяющихся ресурсов

Приоритетные направления развития: экономика
2013
Подразделение: Институт образования

Область основных научных интересов данного исследования направлена на изучение общественных выгод в образовании в условиях расширяющихся информационно-коммуникационных ресурсов, с использованием выявленных эффектов феномена «болезни издержек» в образовании России. Проведенные исследования позволили оценить последствия этого эффекта посредством изучения индикаторов деятельности организаций общественного сектора в сопоставлении с индикаторами макроэкономической динамики для опекаемых благ на примере учреждений высшего образования. Специального внимания заслуживают методы и модели анализа расширяющихся ресурсов по сравнению с исследовательскими практиками ограниченных ресурсов, а также факторы, влияющие на потенциал создания в образовании добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Объект исследования

Объектом исследования являлась система учреждений высшего образования в России. При оценке феномена «болезни издержек» в сфере высшего образования и пространственного анализа факторов, влияющих на потенциал создания в образовании добавленной стоимости, исследовалась структура информационных показателей сферы высшего образования, а также данные о динамике основных макроэкономических показателей России.

Цель и задачи исследования

a)  Цель исследования

Исследование изменений в основных концептуальных подходах к экономике образования в условиях перехода к расширяющимся ресурсам (информационно-коммуникационным, интеллектуальным, образовательным, символическим, брэндовым).

b)  Задачи исследования

  • Анализ существующих теоретических и концептуальных представлений об экономике образования и их применимость для российской ситуации, в частности, «болезнь неэффективности» (Abbing, 2005), концепция использования лучших практик – «second best» (Rodric, 2008), развитие концепции опекаемых благ (Баумол, 2005, Рубинштейн, 2012), а также эффекты информационной асимметрии, рассматриваемой в работах Гэри С. Бэккера и работах российский авторов в 2008-2011 гг.;
  • Изучение влияния на экономику образования перехода от традиционных ограниченных ресурсов к расширяющимся ресурсам;
  • Исследование трансформации «провалов рынка» в образовании в условиях новой экономики;
  • Определение факторов, формирующих в образовании потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Учебные заведения, в частности университеты, в условиях развития креативной экономики превращаются в контрагентов интеллектуальных рынков. Однако для этой трансформации необходимо создание новой институциональной среды и механизмов финансирования для решения стратегических задач, таких как некоммерческий франчайзинг, возможности для выхода университетов на рынки IPO, агентства для формирования кредитных рейтингов университетов, участие в рынках технологий и т.д. Необходимо проанализировать пространство институциональных возможностей в современной российской ситуации, барьеры на пути формирования современных институтов креативной экономики и определить факторы, которые влияют на потенциал создания добавленной стоимости (value added) в образовании.

Методология проведения работ

Методологические подходы, используемые в рамках исследования, базируются на сочетании пространственного анализа статистических данных экономического развития регионов с целью выявления факторов, определяющих потенциал создания в образовании валовой добавленной стоимости, с помощью различных спецификаций модифицированной функции Кобба-Дугласа.

Эмпирическая база исследования

Для исследования эффектов «болезни издержек» в сфере высшего образования использована база данных, отражающая показатели деятельности вузов России, подведомственных Минобрнауки, а также данные о динамике основных макроэкономических показателей. Для проведения аналитических расчетов по выявлению факторов, влияющих на потенциал создания в образовании добавленной стоимости, были использованы экономические показатели развития регионов и информационные данные, отражающие накопленный потенциал системы высшего образования Центрального федерального округа за 2001-2011 гг.

Результаты работы

В результате проведенного исследования:

1) представлен анализ существующих теоретических и концептуальных представлений об экономике образования: определены подходы к изучению «болезни издержек» в образовании; проведена проверка гипотез теории «болезни издержек» в сфере высшего образования России с помощью эмпирического анализа;

2) проведено обоснование роли университетов как новых субъектов экономики: представлена оценка новой конфигурации ресурсов на примере вузов Центрального федерального округа России; представлен зарубежный опыт деятельности университетов, как основного источника фундаментальных знаний и развития современных технологий в региональной экономике;

3) изучено влияние на экономику образования перехода от традиционных ограниченных ресурсов к расширяющимся ресурсам: выявлена проблема нарастания противоречий в экономике высшего образования, связанная с расширением рынка высшего образования, снижением барьеров доступа к образовательным ресурсам и их резким практически неограниченным расширением;

4) исследована трансформация концепции «провалов рынка», выдвинутая Масгрейвом по отношению к общественным благам, применительно к сфере высшего образования России;

5) установлены факторы, формирующие в образовании потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности, посредством пространственного анализа статистических данных системы высшего образования и макроэкономических показателей развития регионов России.

Значимость работы

Проведенные исследования позволили выявить влияние феномена «болезни издержек» на продуктивность и доступность высшего образования с помощью предложенной модификации показателей эконометрической модели. В ходе научных разработок были исследованы российские проблемы в области производства опекаемых благ, проведена систематизация провалов рынка образовательных услуг, и отмечены меры по регулированию этих процессов с помощью экономических механизмов. Продемонстрированы проблемы нарастания противоречий в экономике высшего образования, связанные с расширением рынка высшего образования, снижением барьеров доступа к образовательным ресурсам и их резким практически неограниченным расширением. В процессе исследования было проведено обоснование факторов, влияющих на потенциал создания в образовании валовой добавленной стоимости и получение высшего образования.

Итоги внедрения результатов

Основные результаты работы в области трансформации экономики образования в условиях расширяющихся ресурсов получили распространение в виде публикаций статей в российских реферируемых журналах, презентаций докладов на научных семинарах и международных конференциях.

Область применения

Область применения новых концептуальных подходов к экономике образования в условиях расширяющихся ресурсов направлена на выявление возникающих рисков и оценку влияния этих изменений в экономике высшего образования на институциональный ландшафт. Проверка гипотез теории болезни издержек в сфере высшего образования обращена на выявление выгод и экономической отдачи от образования. Исследование российских проблем в области производства опекаемых благ в рамках концепции «провалов рынка» будет содействовать осуществлению государственных мер, направленных на устранение возможных неблагоприятных последствий в соответствии со спецификой провалов рынка. Реформирование законодательной среды в сфере интеллектуальных разработок даст старт решению вопроса об исключительных правах на продукты интеллектуальной деятельности и позволит внедрять механизмы распространения на рыночных принципах лучших практик в образовательном сегменте. Обоснование факторов, влияющих на потенциал создания в образовании добавленной стоимости, будет способствовать выявлению необходимых корректировок конкретной социально-экономической ситуации в сфере высшего образования.

Публикации по проекту:


Abankina I., Scherbakova I. Russian Higher Education Reforms and the Bologna Process // Journal of the European Higher Education Area. 2013. No. 3. P. 3 -25.
Филатова Л. М. Ресурсы высшего образования: курс на сохранение приема студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4. С. 66-76.
Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Деркачев П. В. Исследование «болезни издержек» в российском высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5 (92-93). С. 52-65.