• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа международной оценки компетенций взрослых

Приоритетные направления развития: социология
2013
Подразделение: Институт образования

Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) завершила в 2013 году первый этап многопланового исследования грамотности взрослого трудоспособного населения 24 стран мира. В 2013 году были представлены результаты анализа данных, подготовленных в течение четырех предшествующих лет. В Российской Федерации также были представлены первые результаты анализа шкалированных взвешенных данных, отражающих особенности генеральной совокупности взрослого населения Российской Федерации.
В настоящем отчете представлен анализ результатов, полученных в исследовании PIAAC применительно к РФ. Анализ выполнен на генеральной совокупности Российской Федерации. В настоящем отчете представлен анализ инструментария, соотнесение уровней грамотности по трем оцениваемым областям и социально-экономических и демографических характеристик, а также соотнесение уровней грамотности российского взрослого населения и использования навыков в профессиональной ситуации и в повседневной жизни.

Объектом исследования является общий уровень грамотности в Российской Федерации среди взрослого населения в привязке к социально-экономическим и демографическим факторам в терминах компетенций, выделяемых в рамках PIAAC.

Цель работы: оценка общего уровня грамотности (грамотности в области чтения), способностей к математическому мышлению (математической грамотности) и навыков разрешения проблемных задач и ситуаций (решение задач в технологически насыщенной среде) в РФ среди взрослого населения в привязке к социально-экономическим и демографическим факторам в терминах компетенций, выделяемых в рамках PIAAC.

Эмпирической базой исследования послужила база данных, предоставляемая Департаментом образования и навыков ОЭСР.

В результате проделанной работы проведен анализ инструментария, с помощью которого оценивался уровень грамотности взрослого населения Российской Федерации. Анализ результатов уровней грамотности взрослого населения Российской Федерации в трех оцениваемых областях (грамотность в области чтения, математическая грамотность и решение задач в технологически насыщенной среде) в привязке к социально-экономическим и демографическим факторам описывает группы, различающиеся по полу, возрасту, уровню образования, уровню квалификации. Проанализированы результаты тенденций использования навыков взрослого населения в трех областях: грамотность в области чтения, математическая грамотность и способность решения задач в технологически насыщенной среде. Представлен анализ соотнесения уровней грамотности в оцениваемых  областях и навыков чтения, письма, математических навыков и навыков использования компьютера и информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной ситуации, так и в повседневной жизни. Изложены первичные статистические результаты тестирования генеральной совокупности Российской Федерации.

По результатам научно-исследовательской работы разработаны рекомендации по внедрению результатов НИР. Полученные результаты описывают тенденции использования навыков взрослыми с различными уровнями грамотности в области чтения, математической грамотности и в области решения задач в технологически насыщенной среде. Данные результаты позволяют разработать первичные рекомендации по формированию образовательных программ для групп взрослого населения различных уровней грамотности, в том числе групп риска по функциональной грамотности взрослых, во всех регионах Российской Федерации, а также оценить баланс «спроса-предложения» на навыки, используемые в трудовой ситуации и в повседневной жизни.

Публикации по проекту:


Подольский О. А., Попов Д. С., Рылько Е. Д. Насколько компетентны взрослые сегодня. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.
Подольский О. А., Рылько Е. Д. Формирование ключевых компетенций грамотности в системе начального и среднего профессионального образования // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. М. : АНО "Центр стратегических программ", 2016. С. 108-111.