• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение субъектности и её проявления в ментальном развитии человека

2013
Подразделение: Институт содержания образования

Объектом исследования выступает ментальное развитие человека.

Предметом исследования выступает субъектность в процессах ментального развития человека.

Целью настоящего исследования является определение роли субъектности в ментальном развитии человека.

Цель исследования раскрывается в следующих задачах:

  • Теоретический анализ субъектности, как основной детерминанты активности личности, и её проявления в ментальном развитии человека.
  • Разработка концептуальной и операциональной модели субъектности, проявляющейся в развитии способностей субъекта деятельности и ментальном развитии человека.
  • Разработка программы экспериментального исследования субъектности и её роли в развитии способностей субъекта деятельности (определение цели и задач исследования, формулировка гипотезы исследования, определение методологической и теоретической базы исследования, определение методов и методик исследования, определение основных этапов исследования, определение основных качественных и количественных характеристик выборки).
  • Проведение экспериментального  исследования субъектности и её роли в развитии способностей субъекта деятельности и ментальном развитии человека.
  • Анализ полученных результатов.
  • Разработка рекомендаций по развитию способностей субъекта деятельности за счет формирования субъектных качеств.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе НИУ «Высшая школа экономики» и лицея № 507 города Москвы. В выборку исследования вошли студенты – бакалавры, обучающиеся по специальностям психология, филология, философия и учащиеся лицея 9, 10 и 11 классов. Возраст выборки от 14 до 22 лет. Общее число респондентов составило 271-го человека.

Результаты работы :

  • Проведён теоретический анализ понятий субъекта и субъектности, даны рабочие определения данных понятий: субъект – активное, регулирующее и определяющее собственную деятельность (жизнедеятельность) начало; субъектность – это характеристика человека, представляющая собой совокупность свойств и качеств личности, которые определяют её активность и направленность, а также обеспечивают достижение субъективных целей и удовлетворение актуальных потребностей субъекта. Соответственно уровень развития субъектности определяется уровнем развития данных качеств у конкретного человека.
  • Проведён теоретический анализ роли субъектности в процессах ментального развития человека. Определено, что субъектность,  проявляющаяся в ментальном развитии человека в учебной деятельности, характеризуется симптомокомплексом в который входят: мотивы, установки, убеждения, уровень рефлексии, уровень интеллектуального развития, уровень самоконтроля и волевой регуляции поведения. Данные качества могут составлять основу субъектности, определяющей процессы ментального развития человека.
  • Разработана концептуальная модель субъектности, как функциональной системы. Она представлена следующими компонентами:

- Потребности, побуждения (основополагающий компонент системы субъектности, запускающий активность субъекта).

- Эмоциональные комплексы (наборы типичных для субъекта эмоциональных реакций, чувств и переживаний, стереотипов отношения, возникающих в определённых условиях).

- Мотивационные комплексы (системы устойчивых мотивов, направляющих субъекта на определённую активность).

- Установки, убеждения, когнитивные карты (система представлений человека о себе и о мире, сложившаяся из его прошлого опыта).

- Цель (образ результата).

- Рефлексия деятельности и поведения. (Отражение собственного содержания субъектом в процессах реализуемой активности, деятельности и поведения).

- Воля (волевые качества субъекта, способность субъекта к волевой регуляции текущей деятельности и поведения).

- Актуальные способности (физиологические и интеллектуальные качества субъекта, актуальные на данный момент времени).

- Результат (замыкающий компонент структуры субъектности, переживаемый субъектом как состояние удовлетворённости или неудовлетворённости исходных потребностей и достижения или не достижения исходных целей деятельности и поведения).

  • Разработана операциональная модель субъектности, проявляющейся в ментальном развитии человека. Она представлена следующими компонентами:

- Познавательные потребности и потребности саморазвития, смежные потребностей, предполагающие ментальное развитие в качестве средства достижения желаемых результатов.

- Эмоциональные комплексы, связанные отношением к себе и процессами собственного развития, устойчивостью к фрустрации.

- Установки и убеждения  относительно себя, мира, возможностей собственного развития и самореализации.

- Мотивационные комплексы, связанные с ориентацией на саморазвитие, самореализацию, жизненные достижения.

- Наличие целей и образов результата собственного развития.

- Рефлексия собственного содержания субъектом в процессах, связанных с развитием собственных способностей, самореализацией.

- Волевые качества субъекта, связанные с устойчивостью в реализации поставленных задач.

- Актуальный уровень интеллектуального развития, развития познавательных способностей.

- Результат (оценки успеваемости, самооценка различных аспектов жизненной успешности, удовлетворённости жизнью, показатели интеллектуального развития).

  • Разработана программа экспериментальной проверки предложенной модели субъектности, проявляющейся в ментальном развитии человека. В соответствии с задачами и системой выделенных показателей определены методики исследования субъектных качеств. К ним относятся: Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; Тест самоактуализации (САТ); Самооценка силы воли Н.Н. Обозова; Волевая саморегуляция А.В. Зверькова и Е.В Эйдмана; Шкала базовых убеждений; Методика исследования самоотношения (МИС); Методика исследования рефлексии действия, деятельности и поступка; Тесты интеллекта (логическое продолжение, исключение лишнего, сложные аналогии Э. А. Коробковой, соотношение пословиц, метафор и фраз Б. В. Зейгарник); Авторские шкалы самооценки эффективности и удовлетворённости результатами собственной деятельности и поведения. В качестве показателя ментального развития учащихся использовались также оценки по базовым предметам школьной программы (литература, русский язык, иностранный язык, история, математика).
  • Для обеспечения достоверности результатов исследования осуществлена доработка и повторная апробация методики изучения рефлексии в деятельности, разработанной на предыдущем этапе исследования. В методику включена шкала лжи для исключения и дополнительного анализа субъективно искажённых результатов.
  • Проведено экспериментальное  исследование субъектности, проявляющейся в ментальном развитии человека. Выборка составила 271-го человека (учащиеся 9, 10 и 11 классов лицея № 507 и 1-3 курсов НИУ ВШЭ по специальностям психология, филология, философия, возраст от 14 до 22 лет). В ходе исследования подтверждена разработанная модель субъектности, выявлены особенности влияния субъектных качеств на процессы ментального развития человека и результаты реализуемой им деятельности. Составлены субъектные профили людей с высоким и низким уровнем удовлетворённости результатом собственной познавательной деятельности.
  • Разработаны рекомендации по развитию способностей субъекта деятельности за счет формирования субъектных качеств. Среди них можно выделить следующие: формирование позитивных мотивационных комплексов (ценностных ориентаций саморазвития, самореализации, самоактуализации, жизненных достижений и т.д.), развитие эмоциональной устойчивости, формирование позитивных установок по отношению к миру, к себе и своим возможностям; постановка явных образовательных и жизненных целей, развитие волевых качеств, формирование конструктивной рефлексии, развитие сопутствующих деятельности познавательных способностей.

Рекомендации по внедрению

Результаты исследования могут быть рекомендованы педагогам и практическим психологам в качестве инструмента для решения задач, связанных с развитием познавательных способностей и профессиональных компетенций в сфере школьного, вузовского и профессионального образования, при проведении коррекционно-развивающей работы, профориентации, консультирования в различных сферах социальной практики. Они могут использоваться в системе образовательных учреждений различного уровня, вида и типа.

Область применения

Результаты экспериментальных исследований могут быть использованы для разработки методов и методик ментального развития человека, программ повышения квалификации, курсов и тренингов по развитию профессиональных и личностных компетенций.

Результаты работы могут быть интересны исследователям в области проблем ментального развития и формирования субъектности.

Публикации по проекту:


Кургинян С. С. Апробация Опросника самостей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 122-137.
Kurginyan S. S. The reflective practice of helping a person to maintain adequate self-relation // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2013. Vol. 2. No. 1. P. 747-756.
ACP 2013: The Official Conference Proceedings 2013. Ostrava : The International Academic Forum, 2013.
Шадриков В. Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий // В кн.: Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского Т. 1. М. : Институт психологии РАН, 2013. С. 176-179.
Dikova M. Subject qualities as the determinants of effective acquisition of intellectual operations, in: CBP 2014 Conference Proceedings (3rd Annual International Conference on Cognitive and Behavioral Psychology). Singapore : GSTF Digital Library (GSTF-DL), 2014.
Shadrikov V. Structural analysis of junior schoolchildren’ intellectual abilities // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 86. P. 301-307.