• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональная дифференциация в российском высшем образовании

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2013
Подразделение: Центр международной конкурентоспособности высшего образования

Целью исследования является изучение процессов дифференциации организаций в системе российского высшего образования и динамики его институциональной структуры.

Исследование посвящено организационной динамике и комплексному анализу институциональной дифференциации в российском высшем образовании.

В отличие от классификации исследование институциональной дифференциации не предполагает формального отнесения вузов к тем или иным классам, а ориентировано на определение естественно возникающих процессов дифференциации. Оно не ориентировано на фиксацию сложившейся ситуации и на создание новых рейтингов.

Данное исследование является первым, в котором для определения трендов дифференциации используется, в том числе, и методология аналогичного европейского исследования. Его особенностью является фокус на анализ динамики, изменений, трендов.

В процессе работы проведен углубленный анализ зарубежных и отечественных практик описания институционального многообразия внутри систем высшего образования c участием внешних экспертов и консультантов. Выделены тренды институционального развития российских вузов и динамики  институциональной структуры высшего образования в других системах высшего образования: на постсоветском пространстве, в Европе, в развитых странах.

Выделены  основные  стейкхолдеры  системы высшего образования и разработаны с их участием критерии, по которым будет изучаться деятельность вузов, определены источники информации, определен выбор формата ее представления.

Реализованы кейсы, целью которых является изучение процесса и результатов институциональной трансформации некоторых российских вузов, выявление ключевых характеристик, способствующих организационным трансформациям и позволяющим дифференцировать институциональный ландшафт российского высшего образования.

В качестве методологической базы исследования использован ряд современных теоретических концепций, рассматривающих такие механизмы институциональной динамики, как:

  • естественный отбор, направляемый конкуренцией и ограничениями со стороны внешней среды, в результате чего одни организационные формы заменяются другими (организационная экология)
  • реакция на изменения правил и норм, принятых в более широком институциональном окружении организации и определяемых ключевыми игроками этого окружения (новый институционализм)
  • реализация деятельности, направленной на снижение зависимости от других организаций и повышения их зависимости от себя (теория ресурсной зависимости)
  • необходимость устанавливать и поддерживать отношения со своими стейкхолдерами (теория заинтересованных сторон).

Все эти теории подчеркивают значимость внешней среды и ее влияния на поведение организаций и институтов.

В области теории в проекте предложена и обоснована дифференциация вузов по ряду значимых параметров.

Результаты исследования по данному проекту получили экспертную оценку со стороны руководства и сотрудников ряда вузов, которые использовались в проекте в качестве типовых моделей организации деятельности, в частности: Петрозаводского государственного университета, Уральского федерального университета, Тихоокеанского государственного университета.

Основные идеи проекта были обсуждены с экспертами Центрально-европейского университета (Будапешт, Венгрия). Результатом обсуждения стало приглашение подготовить публикацию для The Journal of the European Higher Education Area. Публикация представлена и в настоящий момент проходит этап рецензирования.

Основные положения методологии институциональной дифференциации включены в проект Положения о конкурсном отборе проектов по развитию региональных вузов, подготовленной группой экспертов под руководством Князева Е.А. для Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

В развитии методологии институциональных и системных исследований высшего образования появилась возможность использовать разработанную в данном проекте  методику сопоставления вузов по выделенным параметрам.

В целом, создание методологии описания и оценки национальной системы высшего образования,  динамики ее структуры, может стать основой для научного и аналитического обеспечения государственной политики в области высшего образования, совершенствования системы сбора и анализа образовательной статистики как на уровне отдельных вузов, так и на региональном и федеральном уровнях.

Публикации по проекту:


Kniazev E., Drantusova N. Bologna Process as a factor of transformation of the Russian higher education // Journal of the European Higher Education Area. 2013. No. 3. 
Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 1. C. 264-273.