• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дифференциация студенческих траекторий в современном высшем образовании

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2013
Подразделение: Институт образования

Цель работы состояла в изучении дифференциации студенческих траекторий с момента поступления студента в университет до момента его выбытия на основе анализа данных о неоднородности студенческого контингента, студенческой вовлеченности в учебный процесс, уровне отсева и академических неудачах студентов. В отчете представлены результаты трех направлений исследований: академическая неоднородность студентов по результатам ЕГЭ, студенческая вовлеченность и отсев студентов.

В рамках направления по изучению академической неоднородности студентов объектом исследования являются российские государственные вузы, а также системы государственных вузов в рамках 4-х укрупненных групп направлений подготовки («Экономика и управление»; «Информатика и вычислительная техника»; «Сельское и рыбное хозяйство»; а также «Здравоохранение»). Целью работы является продолжение и углубление исследования по анализу неоднородности контингента российских студентов по результатам ЕГЭ, начатое в 2012 году, а также уточнение методологии оценки неоднородности, и построение классификации вузов с учетом степени неоднородности. Эмпирическая база исследования сформирована на основании данных Мониторинга качества приема в вузы 2012-2013 года, который проводится НИУ «Высшая школа экономики» и РИА Новости. В результате исследования уточнена методика анализа академической неоднородности студенческого контингента внутри системы государственных вузов и предложена альтернативная методика оценки феномена, также предложена классификация вузов/направлений по степени неоднородности приема; проведено исследование динамики академической неоднородности на примере нескольких направлений подготовки по данным за 2012 и 2013 гг.

В рамках направления исследования студенческой вовлеченности объектом исследования являются студенты российских и зарубежных вузов. Предметом – студенческая вовлеченность в российских и зарубежных вузах. Цель работы состояла в расширении знаний о студенческой вовлеченности в российских вузах. В работе представлены результаты решения пяти исследовательских задач: 1) Проведения анализа студенческой вовлеченности в двух российских вузах; 2) Разработки методики анализа студенческой вовлеченности через построение индексов; 3) Проверки качества (надежности и валидности) построенных индексов; 4) Проведения сравнительного анализа студенческой вовлеченности в НИУ ВШЭ и в Калифорнийском университете; 5) Проведения сравнительного исследования студенческой вовлеченности в четырех российских вузах. Эмпирическую базу исследования составляли как данные, собранные в 2011 и в 2012 гг. (опросы в НИУ ВШЭ в 2011 и в 2012 гг., опросы в СВФУ и ТвГУ в 2012 г.), так и результаты исследования в 2013 г. Полевой этап исследования студенческой вовлеченности в 2013 году включал два этапа: опрос студентов в НИУ ВШЭ (весна) в рамках проекта консорциума «Студенческий опыт в исследовательских университетах» (SERU) и опрос студентов экономических и менеджериальных специальностей в российских вузах (осень-зима). Помимо этого, при подготовке отчета использовались данные, полученных в ходе опроса студентов Калифорнийского университета, предоставленные организаторами консорциума SERU. Таким образом, в анализ были включены 1296 студентов НИУ ВШЭ, 1245 студентов четырех других российских вузов и 2909 студентов Университета Беркли. В результате исследования студенческой вовлеченности в 2013 году были описаны основные тенденции, а также выявлены курсы и факультеты со сравнительно низкой и высокой вовлеченностью в учебный процесс в СВФУ и ТвГУ. Вторым результатом исследования стала разработка методики анализа студенческой вовлеченности с помощью построения трех индексов: 1. индекса индивидуальной студенческой вовлеченности, 2. индекса вовлечения студентов с помощью институциональных условий и 3. индекса социальной интеграции. Представленная методика оказалась эффективной и применимой для анализа вовлеченности в зависимости от характеристик студентов, о чем свидетельствуют проведенный корреляционный анализ, а также анализ значений индексов в зависимости от наличия у студента оплачиваемой работы и его курса обучения. В результате проведения сравнительного анализа студенческой вовлеченности в НИУ ВШЭ и в Калифорнийском университете были сделаны следующие выводы:

1)   Студенты Калифорнийского университета в большей степени демонстрируют содержательную заинтересованность и вовлеченность в учебный процесс, в то время как студенты ВШЭ в большей степени вовлечены в выполнение требований преподавателя и демонстрацию своих знаний (например, через участие в дискуссиях на занятии).

2)   Институциональные условия для обучения, созданные в НИУ ВШЭ, существенно отстают от показателей Калифорнийского университета. Студенты Беркли в большей мере вовлечены в обучающие практики, признанные эффективными.

3)   По отношению к социальной вовлеченности можно отметить, что студенты НИУ ВШЭ реже просят преподавателя о помощи и менее включены в неформальное общение с преподавателями об учебном материале, чем их коллеги из Калифорнийского университета. В большей мере общение преподавателей и студентов в Вышке происходит в рамках учебной программы.

Представленные результаты по анализу студенческой вовлеченности в четырех российских вузах позволяют сделать вывод, что уровень студенческой вовлеченности различается в разных вузах. При этом нельзя сказать, что в каком-то вузе все показатели вовлеченности выше или ниже. Различия проявляются только в некоторых аспектах вовлеченности, позволяющих говорить о том, что обучение в университете является комплексным феноменом, поэтому и измерять его нужно с помощью использования нескольких аспектов вовлеченности, предполагающих наличие набора показателей.

Полученные в 2013 году результаты о студенческой вовлеченности в российских вузах позволяют сделать небольшое продвижение, как в методологическом, так и в эмпирическом изучении студенческой вовлеченности.

В рамках направления по исследованию студенческого отсева изучались дискурс преподавателей российских вузов об отсеве студентов, факторы отсева студентов в российских и американских вузах, критически анализировались теории неравенства образовательных достижений, а также разрабатывалась методология для изучения влияния позиции в социальной сети однокурсников на отчисление. Эмпирическая база по изучению отсева студентов, включила в себя

- административные данные двух государственных российских вузов и восьми государственных вузов Огайо по траекториям обучения и другим характеристикам студентов;

- 33 интервью с преподавателями экономических и инженерных специальностей, проведенные в 10 российских вузах.

Также было проведено пилотажное исследование на 114 студентах третьего курса одного из российских вузов с целью апробировать инструментарий для изучения отсева с использованием сетевого анализа. В результате исследования отсева студентов были решены следующие задачи. Во-первых, был изучен дискурс преподавателей российских вузов об отсеве студентов, во-вторых, был проведен сравнительный анализ факторов выбытия студентов в российских вузах и вузах Огайо, в-третьих, был проведен критический анализ теорий неравенства образовательных достижений, в-четвертых, была разработана методология для изучения влияния позиции в социальной сети однокурсников на отчисление (рассмотрение интеграции в перспективе сетевого анализа). Результаты исследования отсева студентов вносят существенный вклад в формирование теоретической рамки рассмотрения феномена отсева студентов в российских вузах. К тому же полученные эмпирические результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций по повышению качества образования в российских вузах. Результаты сравнительного исследования отсева в вузах Огайо и России ведут к пониманию специфики процесса отчисления в российских вузах, а также позволяют подойти к дискуссии о роли высшего образования в обществе и последствий реализации той или иной образовательной модели для развития страны.

Публикации по проекту:


Gorbunova E., Hawley J. D., Kondratjeva O. Academic Momentum and Undergraduate Student Attrition: Comparative Analysis in US and Russian Universities // Comparative Education Review. 2017. No. 3. P. 607-633. doi
Aleskerov F. T., Kardanova E., Froumin I., Ivanova A., Myachin A. L., Serova A. V., Yakuba V. I., Carnoy M. A New Approach to the Investigation of Heterogeneity (with an application to the Russian Higher Education System) // International Journal of Research and Method in Education. 2015
Froumin I., Kardanova E., Enchikova E. S., Ivanova A. Academic heterogeneity of universities freshmen, in: INTED 2013 Proceedings. 7th International Technology, Education and Development Conference. Valencia, Spain. 4-5 March, 2013. Валенсия : IATED, 2013. P. 447-465.
Terentev E., Gruzdev I., Gorbunova E. The Court Is Now in Session: Professor Discourse on Student Attrition / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 1. P. 44-68. doi
Aleskerov F. T., Froumin I., Kardanova E., Ivanova A., Myachin A. L., Serova A. V., Yakuba V. I. Heterogeneity of the educational system: an introduction to the problem / Издательский дом ВШЭ. Series WP7 "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике". 2014.