• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий школьников и студентов

Приоритетные направления развития: социология
2013
Подразделение: Институт образования

Объектом настоящего исследования являются образовательные и трудовые траектории учащихся и выпускников российских школ и вузов.

Предмет исследования: условия, механизмы и факторы формирования типичных образовательных и трудовых траекторий.

Цель исследования состоит в выявлении типичных профессионально-образовательных траекторий и анализе факторов, определяющих их формирование и развитие, а также интерпретативном описании типичных траекторий.

В последние годы широкомасштабные лонгитюды были признаны своего рода «золотым стандартом» эмпирических исследований, ввиду надежности и информативности данных о процессах в образовании, на рынке труда, здоровье и других сферах,  которые можно получить с их помощью. Их главное преимущество состоит в многократном измерении одних и тех же единиц выборки в течение времени, что дает большие возможности в  выявлении каузальных связей между явлениями.  

Настоящий лонгитюд был запущен в Высшей школе экономики в 2009 году. Он нацелен на сбор эмпирических данных, выявлении и анализе типов профессионально-образовательных траекторий, которые формируются  в современной России, а также того, как складываются жизненные пути молодых людей, что влияет на их выбор, планы и то, как эти планы реализуются.

Лонгитюдный мониторинг траекторий является комплексным исследовательским инструментом, опирающимся на ряд существующих методов, основными из которых являются анкетный опрос по репрезентативной панельной выборке и качественные методы социологического исследования. Помимо этого можно выделить вспомогательные мероприятия и методы, направленные не на непосредственный сбор данных, а на обеспечение его эффективности. Прежде всего, это специальные методики поиска участников и поддержания панели,  которые направлены на обеспечение достижимости в повторных волнах лонгитюдного исследования.

Основным результатом проекта является разработка и инсталляция образовательно-профессионального лонгитюда в России, его апробация,  запуск национальной панели школьников и нескольких региональных панелей школьников и студентов. В 2013 году были проведены вторые волны исследования в национальной панели школьников и панели московских студентов, а также сбор глубинных интервью с отдельными участниками панели в рамках суб-программы «Меченый атом». 

В 2013 году проведены методологические работы, включающие анализ методологических проблем лонгитюдных исследований, консультации с экспертами и воркшоп на базе крупнейшего образовательного лонгитюда NEPS (г. Бамберг, Германия). В ходе проведения второй волны национальной панели и панели московских студентов были разработаны, апробированы и усовершенствованы методики проведения повторных волн в когортных лонгитюдных исследованиях. Помимо техник, применяемых непосредственно на стадии сбора эмпирической информации, отдельно разрабатывались  методики для поиска участников исследования и методы поддержания панели. Это связано с тем, что важнейшей методологической проблемой такого рода исследований является проблема «осыпания» или «истощения» панели, и обеспечение высокого уровня достижимости является основной методологической и организационной задачей.

В ходе исследовательской работы с эмпирическими данными проанализированы факторы, влияющие на намерение продолжать обучение после девятого класса в школе и в вузе, а также изучено то, как опосредуется влияние семьи на выбор траектории после 9 класса. На основе данных опроса студентов рассмотрено, как семейные характеристики и сложившиеся мотивы и ценности определяют выбор специальности обучения в вузе.

Помимо этого на материалах качественных исследований проанализировано понятие успеха как категории осмысления образовательно-профессиональной траектории  и показано, что вопреки базовой гипотезе исследования, категория «успеха» не является ключевой для осмысления   собственной жизненной траектории. Также было сделано интерпретативное описание культурных смыслов платного образования и выявлено, что с введением ЕГЭ и изменением механизма поступления в вузы стало меняться отношение к платному образованию.

Основной итог проведенных научно-технических разработок состоит в том, что была создана модель лонгитюда образовательно-профессиональных траекторий, собирающего данные для решения как фундаментальных, так и прикладных задач, например, в сфере социальной политики, управления образованием и оценки качества образования.

Публикации по проекту:


Tovar-García E. D. Approaches to study educational and occupational trajectories and outcomes // Working Papers on Culture, Education and Human Development. 2012. Vol. 8. No. 2. P. 1-19.
Tovar-García E. D. Determinants of educational outcomes in Yaroslavl, Russia // Revista Electrónica de Investigación Educativa. 2013. Vol. 15. No. 2. P. 100-114.
Товар Г. Э. Образовательные траектории школьников Ярославской области: дискриминантный анализ в сравнении с логистической регрессией // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 65-93.
Yanbarisova D. Learning and working: types of combining university studies with employment / Social Science Open Access Repository. Series - "-". 2013.