• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная среда школы и эмоциональное благополучие школьников

Приоритетные направления развития: социология
2013
Подразделение: Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" (Санкт-Петербург)

Объект исследования: взаимосвязь между социальной организацией школы, эмоциональным благополучием школьников и долговременными образовательными результатами.

1. Цель работы: определить, какие характеристики среды (понимаемой как семья, класс, школа) влияют на эмоциональное благополучие учащихся и каким образом степень этого благополучия сказывается на образовательных успехах учащихся.

2. Эмпирическую базу исследования составили ранее собранные коллективом данные опроса 50 школ Московской области (3497 анкет учеников, 853 анкеты учителей), а также данные первых двух волн лонгитюдного опроса учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга (4 колледжа, 945 анкет). Разработан ряд инструментов для изучения детерминант выбора школы родителями учеников; доработаны анкеты для опроса учащихся ПТУ и профессиональных колледжей.

3. Результаты исследования:

Методологические результаты: Методы ГИС (геоинформационных систем) были адаптированы для картирования образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Разработаны методы сбора данных для анализа взаимодействий школьников в социальной сети Вконтакте. С применением методов анализа социальных сетей описаны и проанализированы сети общения учащихся ПТУ и профессиональных лицеев.

Эмпирические результаты:

На уровне малого города было показано, что попытка снизить неравенство в системе школьного образования через отмену статусов школ и закрепление учебного контингента за школой в соответствие с микрорайоном ведет к усилению трекинга, т.е. распределения школьников по классам в зависимости от их способностей и капиталов их семей. На данном этапе нельзя сделать однозначного вывода о результатах подобного преобразования школьной системы.

Локальная система внешкольного образования также, как и школьное образование, отражает процессы социального (вос)производства, сложившиеся в системе образования, характерные для современного общества: участвовать в организованной внешкольной деятельности могут только семьи, обладающие соответствующими капиталами.

Учащиеся-представители этнических меньшинств имеют значимо меньшие шансы на академическую устойчивость, в первую очередь в связи с недостаточным объемом основных капиталов (экономического и культурного). Однако был обнаружен ряд факторов, защищающих таких учеников от негативного влияния отсутствия капиталов. Основным среди них является мотивация, благодаря которой они все же могут учиться лучше, чем ожидается. Помимо того, полезными могут быть (1) успешные в академическом плане друзья; (2) высокая вовлеченность в учебу; (4) сильное чувство принадлежности к школе.

На появление новых дружеских связей влияют поведенческие и социально-психологические факторы. Основанием для дружбы во всех обследованных колледжах и ПТУ становится курение; употребление алкогольных напитков ведет к созданию новых дружеских связей только в профессиональном лицее, где учатся одни мальчики.

Помимо одинаковых поведенческих практик, людей также сближают похожие установки и психологическое состояние: одинаковый уровень депрессии либо социальной тревожности. Агрессия оказывается не таким важным основанием для формирования новых дружеских связей.

В учреждениях начального и среднего профессионального образования одинаковые установки относительно профессии важнее одинаковых взглядов собственно на образование, т.к. оно (в отличие от высшего образования) не является самоцелью их обучения.

В разных учебных заведения прослеживается формирование статусной иерархии по разным принципам: профессиональной вовлеченности и/или успеваемости (парикмахерский колледж), либо силы, проявляющейся через формирование дружб на основе физической агрессии («мужской» профессиональный лицей).

4.   Внедрение нашего исследования:

Результаты исследования были доложены на международных конференциях в Германии (INSNA), Италии (ESA) и Турции (EERA ECER). Также на основе результатов уже написаны и поданы тезисы на участие в конференциях 2014 года. Результаты исследования также могут представлять интерес для государственной социальной политики и политики в сфере образования, т.к. в работе приводятся выводы относительно последствий некоторых государственных инициатив, в частности, применения новых правил приема в школу (закрепление территорий приема за школами).

Публикации по проекту:


Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Disentangling Peer Influence On Multiple Levels / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. 43.
Valeria A.Ivaniushina, Zapletina O. O. Participation in Extracurricular Activities and Development of Personal and Interpersonal Skills in Adolescents // Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2015. Vol. 8. No. 11. P. 2408-2420.