• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыИсследование событийной деятельности как инструмента развития индустрии впечатлений

Исследование событийной деятельности как инструмента развития индустрии впечатлений

Приоритетные направления развития: экономика
2013

Объектами исследования являлись организации и учреждения, относящиеся к индустрии впечатлений и ведущие активную событийную деятельность. Данные организации учреждения относятся к различным отраслям экономики, таким как культура и искусства, туризм и гостиничное хозяйство, общественное питание, иногда, физическая культура и спорт, образование, информации и телекоммуникации.

Целью исследования являлся анализ событийной деятельности в России и за рубежом и определение ее последствий для различных групп стейкхолдеров.

Задачами исследования являлись:
1) сравнительный анализ существующих форм событийной деятельности с целью выявления лучших управленческих практик;
2) характеристика отраслевых особенностей событийной деятельности и определение перспектив межотраслевого сотрудничества и кооперации учреждений при организации событий;
3) исследование роли событийной деятельности в реализации целей и задач развития индустрии впечатлений, направленной на удовлетворение потребностей различных категорий населения, сохранение культурного наследия и развития сектора услуг в целом, и творческих индустрий в частности;
4) исследование влияния событийной деятельности на повышение привлекательности туристских дестинаций, развитие отдельных видов туризма и укрепление  туристского потенциала;
5) формирование и обоснование комплекса услуг, предоставляемых различными акторами в рамках организации событийной деятельности как инструмента индустрии впечатлений.

В качестве методов исследования применялись статистический анализ первичной информации, социологические опросы гостей и участников культурных событий, экспертные опросы организаторов и других групп стейкхолдеров культурных событий, семантический анализ сайтов, посвященных культурным событиям, в частности, «Ночи музеев».

Эмпирической базой исследования являлись статистический анализ сайтов субъектов РФ в части событий, проводимых в регионах; фактографический анализ лучших практик проведения акции «Ночь музеев» в различных российских городах; социологические опросы посетителей акции «Ночь музеев» в Санкт-Петербурге, проведенные в 2012 и 2013 гг.; интервью с менеджерами учреждений культуры, принимавших участие в организации и проведении акции «Ночь музеев» в Санкт-Петербурге в 2012 и 2013 гг.; семантический анализ интернет-форумов, посвященных «Ночи музеев» 2012-2013 гг;  социологический опрос посетителей и участников и экспертный опрос представителей различных групп стейкхолдеров фестиваля Пори Джаз 2013 (Pori Jazz Festival), Финляндия; фактографическое изучение опыта гастрономических фестивалей; экспертный опрос производителей и потребителей услуг, предоставляемых в рамках фестивалей военно-исторической реконструкции; экспертный опрос менеджеров и владельцев хостелов по проблемам организации ими событийной деятельности.

Новизна исследования заключается в систематизации понятийного аппарата в сфере событийной деятельности в индустрии впечатлений; в обобщении практик событийной деятельности в различных регионах России и за рубежом; в разработке сервисного подхода к определению влияния культурных событий на социально-экономическое развитие региона и на удовлетворенность запросов отдельных групп стейкхолдеров; в определении роли отдельных отраслей индустрии впечатлений в повышении аттрактивности туристских дестинаций на основе проводимых культурных событий; изучено влияние событийной деятельности на совершенствование  менеджмента организаций и учреждений культуры и внедрение креативных подходов в работу данных учреждений.

Ниже перечислены основные результаты исследования.

  • Выявлены особенности, условия и тенденции развития событийной деятельности как инструмента развития индустрии впечатлений. Обоснованы факторы повышения роли событийной деятельности в условиях постиндустриальной экономики для развития отдельных отраслей индустрии впечатлений.
  • Систематизированы подходы к анализу и разработаны методологические принципы исследования событийной деятельности регионов в области культуры. На основе анализа событийной деятельности всех субъектов РФ определена роль отдельных отраслей и секторов в организации различного вида событий.
  • Разработаны подходы к классификации услуг, предоставляемых в рамках организации событийной деятельности. В основу данной классификации положен принцип нацеленности определенных видов услуг на удовлетворение запросов отдельных групп стейкхолдеров. Таким образом в исследовании определяется влияние событий на различные аспекты социально-экономического развития, квантифицируется значение событийной деятельности для различных групп населения.
  • Исследованы практики влияния событийной деятельности в индустрии впечатлений на развитие туризма. Выявлены факторы, создающие различные виды аттрактивности для туристских дестинаций в зависимости от вида, масштаба, жанра событий.  Даны рекомендации по продвижению событий в информационное пространство туристских дестинаций.
  • Продолжено формирование базы эмпирических данных лонгитюдного исследования крупного культурного события на примере акции «Ночь музеев». На основе расширения круга вопросов, задаваемых в ходе социологического опроса посетителей, расширен круг изучаемых факторов, мотиваций и поведенческих моделей. Проведено сравнение динамики отдельных менеджериальных практик и степени удовлетворенности посетителей «Ночи музеев» в 2012 и 2013 гг.
  • Полученные эмпирические данные использованы в учебном процессе в рамках магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». В программу научно-исследовательского семинара и производственной практики включено участие студентов данной магистерской программы в сборе, обработке и анализе социологической информации по различным подпроектам данного исследования.

Результаты исследования представлены органам управления культурой Санкт-Петербурга, неоднократно докладывались на научных и научно-практических конференциях, использовались менеджерами культурных событий.

Внедрение результатов исследования целесообразно на уровне региональных органов управления культурой и другими отраслями индустрии впечатлений.

Областью применения результатов исследования служит совокупность отраслей, организаций и учреждений индустрии впечатлений.

Развитие объекта исследования может происходить как путем увеличения периода лонгитюдных наблюдений за отдельными событиями в сфере культуры, в частности, за акцией «Ночь музеев», так и путем углубления анализа социально-экономических последствий проведения культурных событий.

Публикации по проекту:


Gordin V. E., Dedova M. Social Entrepreneurship in the Informal Economy: a Case Study of Re-enactment Festivals // Journal of Enterprising Communities. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 6-16. doi
Дедова М. А. Методология организации исследований системы управления услугами в рамках культурных событий // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 4. С. 104-106.
Borovskaya I., Dedova M. Creativity in Hospitality Industry: Study of Hostels in St. Petersburg // Coactivity: Philosophy, Communication. 2014. Vol. 22. No. 2. P. 137-144.
Дедова М. А. Управление услугами фестивалей // В кн.: Теории и практики управления: вызовы современности: сборник трудов VIII ежегодной (III международной) научно-практической конференции факультета менеджмента (4-5 апреля 2013г.) / Отв. ред.: И. В. Андреева. СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2013. С. 496-506.