• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация российского телесмотрения в условиях появления новых медиаплатформ

Приоритетные направления развития: менеджмент
2013
Руководитель: Кирия Илья Вадимович

Данное исследование ставило своей целью изучение пространственных, организационных, содержательных, потребительских моделей трансформации медиа в России в условиях перехода на цифровое телевещание.

Цель работы

В рамках данной цели авторы провели второе (в продолжение исследования 2012 г.) этнографическое исследование медиапотребления новых медиа в сельской местности (Ростовская обл., пос. Коксовый), сопоставили его результаты с результатами прошлого года, провели анализ специфики репрезентируемой телевидением политической общественной сферы и конфигурации различных сил, кланов и элит в данной реальности, а также изучили пространственные аспекты расположения медиа на территории половины российских регионов (то есть произведено расширение выборки прошлого 2012 г. новыми регионами).

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу исследования составляют данные глубинных полуструктурированных интервью в объеме 59, а также ряд материалов к ним (материалы наблюдения, анкеты "состав домашних хозяйств" и т.д.), собранные в пос. Коксовый Ростовской области в 2013 г., и глубинных интервью (около 30), собранные в с.п. Угоры в 2012 г., база контент-анализа телевизионного общественно-политического и информационного эфира трех федеральных каналов периода президентской и парламентской кампаний 2011-2012 гг. (всего 3000 тематических элементов) и открытые базы данных ин-та социальной политики и Госкомстата.

Результаты работы

Основные полученные результаты свидетельствуют о наличии разных сельских культур медиапотребления, зависящих не только от разделения медиапространств и медиаэтнографии на «городскую» и «сельскую», но также от специфики разных сельских поселений, привязанных к культуре, быту, климату и прочим особенностям локального характера. Кроме того, данные результаты иллюстрирует в определенной мере проблему консенсусов-диссенсусов в дискурсе телевизионного информационно-политического контента, то есть проблему разделения общественных групп на «своих» и «чужих». Результаты по третьей части отчета свидетельствуют об определенной зависимости развития основных элементов информационного общества и новых медиа в большей степени от пространственных, чем от социально-экономических характеристик регионов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты НИР могут использоваться при разработке государственной политики в области развития медиа в сельской местности и медиа локальной направленности в узких локальных группах, а также при моделировании развития медиа в регионах

Область применения

В научных организациях как база для дальнейшего анализа, в учреждениях высшего профессионального образования для разработки курсов в области медиа и политических систем, региональных медиа и медиаменеджмента, в организациях государственной власти, регулирующих развитие отрасли.

Публикации по проекту:


Кирия И. В., Довбыш О. С. Региональные диспропорции в развитии медиасистем в России (2 ч.) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2014. № 4. С. 84-104.
Логунова О. С., Давыдов С. Г. Особенности потребления новых медиа жителями южного села // В кн.: Социальная география, социобиология, и социальные науки: моделирование и прогностика процессов развития регионов Ближнего Севера России: Материалы 5 Международной научной конференции / Науч. ред.: Н. Е. Покровский. М. : Грифон, 2014. Гл. 6. С. 41-48.
Кирия И. В., Довбыш О. С. Региональные диспропорции в развитии медиасистем в России // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2014. № 3. С. 4-14.
Давыдов С. Г. Телевизионные иcследования на этапе перехода с аналогового на цифровое вещание в России и странах Европы // В кн.: От центрального к цифровому: телевидение в России / Под общ. ред.: В. Струков, В. Зверева. Воронеж : Наука-Пресс, 2014. Гл. 4. С. 89-111.