• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политико-экономическое развитие Европейского союза в условиях системного кризиса ЕС: методологические и прикладные аспекты

Приоритетные направления развития: экономика
2013

Объект исследования  - политико-экономическое развитие ЕС в условиях системного кризиса интеграционного объединения.

Цель работы – определение новейших трендов политического и экономического развития Европейского союза, его роли и места в мировой политике. Европейский союз рассматривается как объединение, сочетающее признаки международной организации и государства. В связи с этим для оценки факторов  развития ЕС применяется синтетический подход.

Эмпирическую базу исследования составляют ежемесячные обзоры экономических и политических процессов, происходящих  в Европейском союзе, подготовленные на основе мониторинга европейских и российских СМИ, законодательных актов и документации институтов и органов ЕС.

На основе исследования политико-экономического развития Европейского союза был разработан новый синтетический подход к изучению европейского интеграционного проекта. Синтетический подход предполагает использование  для анализа процессов, протекающих в ЕС, как теорий международных отношений, так и теорий, применяемых при исследовании государства, и теорий европейской интеграции. Европейский союз рассматривается как синтетическая полития, сочетающая черты государства и международной организации, поэтому новый подход позволяет учесть как коммунитарный, так и межправительственный аспект функционирования ЕС.

В результате исследования была разработана методология идентификации и анализа факторов развития Европейского союза. Установлен механизм взаимосвязи между различными факторами, как внутренними, так и внешними, особенности их взаимовлияния в условиях системного кризиса.

На основе комплексного политико-экономического анализа событий и процессов, происходящих в Европейском союзе, были сделаны выводы о природе и влиянии системного кризиса на текущее положение в ЕС, предложены сценарии развития интеграционного объединения  и отношений Россия-ЕС.

Системный кризис, поразивший Европейский союз, охватывает все сферы интеграции и ослабляет механизмы принятия решений и управления. С одной стороны борьба с кризисом выражается в попытках ужесточения регулирования на уровне ЕС, особенно в экономической и валютной сфере, создании новых структур и механизмов, позволяющих своевременно и скоординировано реагировать на кризисные ситуации в финансовом секторе. С другой стороны, появление новых механизмов регулирования не означает движения ЕС к более продвинутым формам интеграции, как они понимались в период подъема интеграционного проекта в 1990- е гг. Новые инициативы носят ярко выраженный межправительственный характер, усиления позиций и увеличения полномочий наднациональных структур (за исключением Европейского центрального банка) не происходит. «Брюсселизация» процесса управления означает скорее понимание государствами-членами необходимости принятия коллективных решений. Возрастает значение гибкой интеграции, предполагающей участие в том или ином проекте или политике государств-членов готовых к сотрудничеству. Применение механизмов гибкой интеграции увеличивает риски раскола ЕС  по линии участия и не-участия в основных сферах интеграции, особенно это касается зоны евро.

В ЕС возрастает проблема дефицита лидерства. Устойчивый союз Германии и Франции фактически перестал действовать, возрастают противоречия между «богатыми» и «бедными» государствами по поводу методов преодоления кризиса и роли ЕС в этом процессе.  Государства-члены возлагают надежды на  «первую экономику» Европейского союза в решении проблем еврозоны, однако Берлин готов оказывать помощь скорее собственным примером, доказывая необходимость продолжения курса на поддержание финансовой стабильности. От кризиса, как ни парадоксально, выигрывают евроскептики, вроде Великобритании. Бюджетный кризис как бы подтверждает их аргументы против углубления интеграционного  процесса и дает повод высказывать требование ограничить полномочия институтов ЕС.

Системный кризис оказывает значительное влияние на отношения ЕС с третьими странами. Кризис  хотя и вынуждает ЕС сосредоточиться на решении внутренних проблем, но не приводит к снижению активности союза на международной арене. Планы создания зон свободной торговли с США, Канадой, углубления торгово-экономических отношений с Китаем и другими странами АТР рассматривается как одна из возможностей решения внутренних проблем. Кризис европейской идентичности мешает формированию «единого голоса» ЕС в международных делах, однако не снижает стремлений Брюсселя активно участвовать  в процессе Ближневосточного урегулирования или расширять свое влияние на постсоветском пространстве. В целом внешняя политика ЕС становится более прагматичной. В условиях кризиса политика ЕС в отношении России вряд ли измениться к лучшему, ощущение внутренней слабости делает Европейский союз более сложным партнером. ЕС на данный момент ищет новые точки сближения с США, планируя создать небывалую по масштабам и объему рынка зону свободной торговли. Отношения с Россией переживают период стагнации, которая рискует перерасти в конфронтацию. Россия в такой ситуации должна проводить политику сдержанного вовлечения, стремится совершенствовать институциональный и правовой форматы отношений с ЕС, поставив при этом условие обязательной вовлеченности евразийских интеграционных структур в диалог с Евросоюзом.

Результаты исследования могут быть использованы государственными структурами, деятельность которых связана с  анализом и планированием развития отношений с ЕС  и развитием структур и механизмов евразийской интеграции. Кроме того результаты имеют важное значение для дальнейших исследований по данной проблематике и могут использованы в учебном процессе на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. 

Публикации по проекту:


Романова Т. А. Империя норм // Россия в глобальной политике. 2013. № 1. С. 182-192.
Бордачев Т. В. Причина быть. Франция в НАТО и новая жизнь альянса в XXI веке // Россия в глобальной политике. 2013. Т. 11. С. 147-154.
Романова Т. А. Европейский союз: цели и методы современной интеграции // В кн.: Мировая экономика в начале XXI века. Учебное пособие / Под общ. ред.: Л. М. Григорьев. М. : Директмедиа Паблишинг, 2013. С. 711-731.
Романова Т. А. Проблемы правового сближения России и Евросоюза: политические аспекты // В кн.: Выстраивая добрососедство. Россия на пространствах Европы. М. : Весь мир, 2013. С. 25-34.
Bordachev T. Les relations UE-Russie à l’heure du jeu à somme nulle // Politique étrangère. 2013. Vol. 78. No. 1 . P. 1-13.
Romanova T. A., Pavlova E. Modernization in Russian relations with EU member states: conventional goal, new means, unexpected consequences?, in: Russia’s Changing Economic and Political Regimes. The Putin Years and Afterwards. NY : Routledge, 2013. P. 122-142.
Romanova T. A. Security of Energy Demand : Security for Suppliers?, in: International Handbook of Energy Security. Cheltenham, Northampton : Edward Elgar Publishing, 2013. P. 239-258.
Романова Т. А. Проблема взаимности в отношениях России и Европейского союза // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения . 2013. № 3. С. 134-141.
Романова Т. А. Методология оценки политической эволюции Европейского союза // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. № 2. С. 80-100.
Романова Т. А., Павлова Е. Б. Российская модернизация и Евросоюз // Современная Европа. 2013. № 1. С. 45-57.
Романова Т. А. Три урока европейской интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 13. С. 248-256.
Бордачев Т. В., Романова Т. А. Как сделать Европу надежным тылом // Россия в глобальной политике. 2013. № 6
Bordachev T. Le vainqueur : L' Otan dans le monde du XXI-e siecle // Revue defence nationale. 2013. No. 3. P. 69 -75.
Романова Т. А. Фактор ВТО в отношениях России и Европейского союза // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4. С. 180-195 .

См. также

Политико-экономический анализ развития Европейского союза: методологические и прикладные аспекты

Теоретические подходы к оценке потенциала реализации стратегии «Европы разных скоростей» в контексте современного развития Европейского союза

Метод гибкой интеграции и потенциал межгосударственного взаимодействия в контексте системного кризиса в ЕС: теоретико-методологические подходы

Политико-экономическое развитие Европейского союза в условиях системного кризиса ЕС: методологические и прикладные аспекты

Фундаментальные и прикладные аспекты влияния системной трансформации европейского интеграционного объединения (Европейский союз) на взаимодействие ЕС с партнерами на международной арене

Европейская комиссия одобрила новую программу "ERASMUS FOR ALL"

Проблемы анализа и прогноза воздействия эволюции внутренней ситуации в Европейском Союзе на отношения ЕС - Российская Федерация

Ключевые слова