Цель работы
Целью проекта в целом является реконструкция и анализ связей между экспертными сообществами, разделенными «железным занавесом» в период Холодной войны. Проект в целом вносит вклад:
- в понимание того, как формируется и развивается знание о «другом» - одновременно партнере и враге,
- в описание условий, при которых тот или иной модус – сотрудничество поверх вражды или противостояние - оказывается доминирующим,
- в исследование периода Холодной войны в контексте новых направлений историографии (научное и технологическое сотрудничество на микроуровне), понимание роли и механизмов международной научной кооперации,
- в оценку возможностей использования знания о «другом» как в глобальных международных, так и в локальных национальных масштабах.
Эмпирическая база исследования
Оригинальная база данных участия советских ученых изучаемых дисциплинарных полей в крупных международных мероприятиях в период 1953 – 1990 гг., включающей библиографические описания публикаций материалов и отчетов о конференциях. Дополнительный эмпирический исторический материал: биографические источники, архивные материалы (отчеты о поездках и пр.), тезисы и программы ключевых международных конференций и семинаров, в которых участвовали советские ученые, интервью с учеными, которые были вовлечены в международные контакты в области полярных исследований.
Анализ эмпирических данных проводился по двум основным направлениям:
- выявление инфраструктуры международного сотрудничества советской науки;
- изучение сценариев трансляции знания о международном сотрудничестве в советской научной среде.
Результаты работы
На основании историографического обзора современной литературы по теме проекта идентифицированы перспективные направления дальнейшего исследования: роль советской “мягкой силы” в двух регионах: Арктике и Африке. Обозначена возможность сравнительного исследования этих особых географических зон противостояния и взаимодействия в период Холодной войны. Анализ современной литературы показывает рещающую роль Холодной войны как фактора включения этих регионов в процесс глобализации.
На основе большого эмпирического материала по участию в крупных международных научных мероприятиях советских ученых в области наук об окружающей среде и правоведов проведен сравнительный дискурс-анализ языка репрезентации советского права в советских и американских журналах по праву и международным отношениям, который в частности показал, что определяющим модусом описания «советского» в области права был модус конфронтации, неприятия «другого», что отличалось от языка наук об окружающей среде, в которых превалировал модус сотрудничества для решения глобальных проблем. Относительно высокая степень включенности российских ученых в мировые научные сети и, напротив, очень низкая степень действительной включенности юристов являются следствием живучести доминирующих советских форм – кооперации/конфронтации. Роль «унаследованных» от периода Холодной войны международных контактов в развитии научной кооперации в пост-советской России неоднократно подчеркивалась респондентами - учеными-полярниками в ходе интервью.
На значительном эмпирическом материале показано, что советские ученые были активными участниками международных сетей. В целом разностороннее научное сотрудничество было плотным в обоих изучаемых полях – естественно-научном и правовом. Вывод о плотности и продуктивности сотрудничества принципиально важен в силу того, что он противоречит главенствующему при изучении периода Холодной войны дискурса идеологической борьбы двух систем. Сравнительное исследование материалов отчетов об участии советских ученых в международных мероприятиях показало, что ученые-естественники и правоведы в равной степени рассматривались как представители научной дипломатии.
Несмотря на явную разницу рассматривавшихся наук, и более существенный идеологический гнет в сфере правоведения, роль советских ученых в целом виделась в установлении и продолжении цивилизованного диалога. При этом существенной разницей было то, что ученые в области наук об окружающей среде стремились к реальному обмену информацией (хотя часто установка была на то, чтобы получить материалов больше, чем отдать), правоведам же нужно было по преимуществу символическое взаимодействие, рассчитанное в первую очередь на пропаганду советской идеологии и возможное влияние на принятие решений в области международного права.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР
Результаты исследований используются в преподавании курсов «Современная история России», «История правовых и политических учений» (2 курс бакалавриат), в дальнейшем они несомненно окажутся востребованы в курсах новой магистерской программы на английском языке «Актуальное прошлое: прикладная и междисциплинарная история», которая готовится к открытию на факультете в 2015 году.
Область применения
Историческое информирование текущей политики в области планирования развития научного потенциала РФ в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Изучение опыта использования «мягкой силы» в недавнем прошлом позволяет понять и переосмыслить роль научных институтов и практик, определивших действующие международные конвенции в области решения глобальных проблем. Представляется особенно актуальным применение полученных результатов для преодоления наследия Холодной войны, игравшей определяющую роль в международных отношениях и существенно затруднявшей сотрудничество. В то же время, устойчивая связь науки и национальной безопасности, актуализированная во время Холодной войны, не теряет своей важности сегодня. Опыт участия советских ученых в международной кооперации в сфере наук об окружающей среде должен быть востребован в современных условиях, его использование может способствовать возвращению в значительной степени утраченных позиций российской науки в международных организациях и глобальных проектах.