• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Good enough governance” в условиях режимных трансформаций: качество заимствованных институтов в странах догоняющего развития

2013

Изучение взаимосвязи государственности, государственной состоятельности, качества правления (governance) и обеспечивающего его институтов, а также их развития (в том числе в условиях догоняющей модернизации, а также в контексте режимных трансформаций) является крайне актуальным. Новизна данного исследовательского проекта заключается в сосредоточении на концептуализации рассматриваемой проблематики и разработке способов операционализации параметров good enough governance применительно к сравнительному анализу роли заимствуемых институтов в процессах догоняющего развития. В данной связи немаловажным оказываются условия заимствования и выявление способов достижения эффективности подобных заимствований.

Объектом данного исследовательского проекта выступает good enough governance через призму догоняющего развития и заимствуемых институтов.

Основная цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между режимными трансформациями и качеством заимствованных институтов в странах догоняющего развития.

К задачам исследования относится:

а) концептуализация и разработка методик оценки качества заимствуемых институтов в переходных странах;

б) определение характера влияния типов режимных трансформаций и уровней государственной состоятельности (state capacity) на характер и качество институционального строительства в странах догоняющего развития;

в) разработка типологии институциональных заимствований в новых демократиях, гибридных режимах и новых автократиях.

В основе методологии осуществленного в 2013 г. исследования, как и в предшествующих проектах, лежит сочетание качественных (набор сравнительных методов: кросснациональные сравнения, бинарные сравнения, региональные сравнения, QCA – qualitative comparative analysis и др.) и количественных методов анализа (методы формального моделирования и многомерного статистического анализа). Принципиальная новизна проекта в части методологии – это использование методов анализа данных с пропусками для преодоления свойственных сформированной информационной базе вынужденных ограничений и, тем самым, получение  более точных результатов.

Эмпирическую базу исследования составляют уже готовые статистические базы данных, а также отдельные индексы и индикаторы, широко используемые в современной политической науке: показатели политического режима, траекторий его трансформаций, показатели государственной состоятельности и прочие характеристики государств. Хронологическими рамками анализа был выбран период 1989–2010 гг.

Основными результатами исследования является разработка концептуализации и операционализации понятий governance, good governance и good enough governance, выделение базовых характеристик заимствованных институтов и подбор индикаторов для их измерения, определение условий догоняющего развития и выделение основных типов институциональных заимствований.

Эффекты ускорения и замедления развития во многом связаны с тем, как, когда и в каких сочетаниях используются устоявшиеся институты и способны ли политические решения относительно правил поведения дать институциональный эффект. Особенно важно качество внедряемых практик или будущих институтов. С учетом концептуальной рамки проекта – это преимущественно качества, требуемые ускоренным развитием, т.е. предпочтительными альтернативными состояниями, которые в данных условиях благоприятствуют максимально полной человеческой самореализации. В конечном счете происходит предельная фокусировка нашего видения – определение минимального набора относительно качественных институтов (good enough governance), без которых невозможно ни осуществление ускоренного развития, ни обеспечение благоприятных возможностей человеческой самореализации. При этом важно видеть также и те обычаи, привычки и институты, которые препятствуют человеческой самореализации (bad enough governance), а значит и развитию в целом – как ускоренному, так и замедленному.

На основе качественного и количественного сравнительного анализа мы предоставляем эмпирические свидетельства того, что характеристики и составляющие good governance будут варьироваться в зависимости от качества трансплантации институтов и от степени развития государства в целом, что неминуемо приводит к использованию суженного понимания государственности и государственной состоятельности – good enough governance.

Результаты данного исследования внедрены в научную работу и учебный процесс на факультете прикладной политологии НИУ ВШЭ. 

Публикации по проекту:


Ильин М. В. Государство-нация и исторические трансформации мирового устройства // В кн.: Мегатренды: основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке: Учебник. М. : Аспект Пресс, 2013. Гл. 3. С. 54-68.
Ильин М. В. Политическое самоутверждение России // Сравнительная политика. 2013. № 3 (13). С. 103-118.
Ильин М. В. "На круги своя": о политическом самоопределении России // Россия и современный мир. 2013. № 4 (81). С. 32-48.
Rosenberg D. Democracy and Quality of Governance: What Matters More for Health? / NRU Higher School of Economics. Series WP14 "Политическая теория и политический анализ". 2014. No. 01.
Мельвиль А. Ю. ЗАЧЕМ «ЦАРЮ ГОРЫ» ХОРОШИЕ ИНСТИТУТЫ? // Политическая наука. 2013. № 3. С. 151-169.
Ильин М. В. Волны трансформации мирового порядка: 1970-2000-е годы. С. 17-22.
Ильин М. В. Слоеный пирог политики: порядки режимы и практики // Полис. Политические исследования. 2014. № 3. С. 111-138.
Ильин М. В. Влияние имперского наследия, форм и порядков управляемости на развитие стран БРИК // В кн.: Модернизация и демократизация в странах БРИКС: сравнительный анализ. М. : Аспект Пресс, 2014. Гл. 10. С. 277-308.
Ilyin M. Патримониализм. Что стоит за этим термином: идеальный тип, категория, понятие или просто жужжалка? // Redescriptions. Yearbook of Political Thought, Conceptual History and Feminist Theory. 2015. Vol. 18. No. 1. P. 26-51. doi