• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыКонструирование традиции: проблема преемственности и разрывов в университетской истории России

Конструирование традиции: проблема преемственности и разрывов в университетской истории России

2013

Данный проект нацелен на идентификацию способов конструирования университетского настоящего и прошлого с помощью символических ресурсов традиций.

Объектами его изучения являются опубликованные и рукописные тексты, зафиксировавшие желание, наличие или утрату традиций. Их поиск велся в университетских и министерских архивах, среди публикаций университетских журналов, в финансовой документации, в сборниках речей адвокатов и в юбилейных изданиях профессоров. Этот комплекс источников репрезентирует университеты Коимбры, Лиссабона, Парижа, Москвы, Казани и Тюбингена. Он охватывает шесть веков университетской истории, то есть период с XIV века и до наших дней.

В основу теоретического подхода исследования положена концепция «изобретенных традиций» Эрика Хобсбаума и Теренса Рейнджера. Она усилена аналитическим инструментарием, заимствованным из «археологии знания» Мишеля Фуко, и рекомендациями Юргена Остерхаммеля по изучению больших длительностей. Полученная в результате этого синтеза теоретическая рамка позволяет выявить латентные дискурсивные интенции организаторов университетских архивов и юбилеев, а также мемуаристов и историков.

В ходе работы над проектом были получены следующие научные результаты. Использованные в нем новейшие теории «удобного» прошлого и методы социального конструктивизма позволили обогатить представления об университете как о культурном феномене.

В научный оборот введены материалы из архивохранилищ России, Франции, Германии и Португалии, освещающие различные грани европейских академических традиций. Силами участников проекта создан уникальный «архив профессорской идентичности». Это довольно обширный комплекс слабоструктурированных интервью, взятых у преподавателей столичных и провинциальных вузов России. Он станет основой для последующего изучения университетских традиций в позднесоветской и постсоветской России.

Анализ университетских текстов разных времен и разных стран выявил универсальные смысловые матрицы в размышлениях академиков о своем прошлом: «миф о происхождении», «вера в наступление золотого века» и «фамильярная». В первом случае мы имеем дело со стремлением максимально удревнить жизнь alma mater; во втором – с акцентированием способности университета к инновациям; а в третьем – с поэтизацией разрывов и странностей.

Деконструкция исторических нарративов университетского прошлого выявила несколько технологий соединения разрозненных событий и имен в единое повествование: 1. мифологизация, позволяющая использовать исторические свидетельства в качестве иллюстрации сюжетной линии юбилейного рассказчика; 2. синхронизация с другими линиями прошлого – государственным или национальным развитием; 3. преемственность, достигаемая цепочкой биографий университетских ученых или последовательностью воспоминаний.

Понятие «университетская традиция» впервые препарировано методами исторической семантики и собраны материалы для составления его тезауруса. Церковное по происхождению понятие «традиция» вошло в университетский лексикон в эпоху Просвещения вместе с присвоением профессорами священнических функций, в период становления сакральной идентичности Университета как «храма наук». В последние годы оно стало догматическим и нуждается в разгерметизации.

В ходе фронтального изучения архивных фондов двух российских университетов (Казани и Москвы) выявлена преемственная связь между историографической традицией и архивной политикой университетов прошедших столетий, то есть преемственность между дискурсами, спрятанными в хранилищах документов, и теми дискурсами, которые транслируют изучающие их исследователи. Кроме того, проект показал, что конструирование современных университетских традиций напрямую связано с политикой государства в области высшей школы и, прежде всего, ее финансирования.

Сделанные наблюдения и выводы изложены в трех англоязычных статьях и препринте, вышедшем в серии ‘Humanities’; в статье на немецком языке, в изданной коллективной монографии, в четырех уже опубликованных русскоязычных статьях и еще в трех принятых к печати. Они специально обсуждались на проведенной в НИУ ВШЭ международной конференции «Университетские традиции: ресурс или бремя?», а также на страницах спецвыпусков журналов «Новое литературное обозрение» и «History of Education and Children’s Literature». На основе сделанных открытий разработаны учебные курсы «История академических сообществ», «Введение в историю и практику университетской культуры» и «Университеты России и Европы». Главные результаты проекта могут быть использованы правительственными чиновниками и академической администрацией для учета историко-культурных факторов в разработке университетской политики.

Публикации по проекту:


Pavel Ouvarov. Who founded Paris University. A History of the 16-th Century lawsuit // History of Education and Children's Literature. 2013. Vol. IX. No. 1
Вишленкова Е. А. «Метки на память»: сатирические образы войны 1812 года // В кн.: История и историческая память Вып. 6. Саратов, Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2012. Гл. 11. С. 150-164.
Višlenkova E. Der Krieg von 1812 im Spiegel der visuellen Kultur // Historische Mitteilungen . 2012. Vol. 25. P. 126-139.
Rusanov A. V. The continuity of university history: a case-study of portuguese studium generale (1288–1377) / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. WP BRP 38/HUM/2013.
Вишленкова Е. А., Савельева И. М. Университетские сообщества как объект и субъект описания // В кн.: Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Пер. с нем. (под ред.: И. М. Савельева, Е. А. Вишленкова). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 5-20.
Морозов О. В. Историческое прошлое Тюбингенского университета в юбилейном контексте 1927 года / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2013. № WP6/2013/06.
Vishlenkova E. A. University Tradition: a Resource or Burden? // History of Education and Children's Literature. 2014. Vol. IX. No. 1. P. 177-182.
З.С. Гатина Университетские медики и народные целители: проблема взаимодействия (Россия, первая половина XIX века) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. Т. 8 (179). № 30. С. 82-88.
Вишленкова Е. А. Университетский XIX век в России: дискурсивная история // В кн.: Изобретение века. Проблемы и модели времени в России и Европе XIX столетия / Науч. ред.: Е. А. Вишленкова, Д. А. Сдвижков. М. : Новое литературное обозрение, 2013. Гл. 18. С. 285-316.
Вишленкова Е. А., Дмитриев А. Н. Прагматика традиции, или актуальное прошлое для российских университетов // В кн.: Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Пер. с нем. (под ред.: И. М. Савельева, Е. А. Вишленкова). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. Гл. 3. С. 61-95.
Uvarov P. Y. Who founded Paris University. A History of the 16-th Century lawsuit // History of Education and Children's Literature. 2014. Vol. IX. No. 1. P. 227-250.
Rusanov A. V. Continuity of University History: a Case-Study of Portuguese Studium Generale (1288-1377) // History of Education and Children's Literature. 2014. Vol. IX. No. 1

См. также

Ключевые слова