• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восходящие и нисходящие процессы обработки и репрезентации информации человеком

2013

В качестве объекта исследования выступали процессы решения разноплановых познавательных задач.

Цели работы: 1) изучение роли восходящих и нисходящих процессов в обработке и репрезентации информации человеком; 2) разработка и апробация конкретных исследовательских методик, раскрывающих новые возможности изучения факторов и детерминант решения различных задач и переработки эмоциональной информации.

Основными исследовательскими методами выступали факторный эксперимент и опросники. В исследованиях приняли участие разнородные выборки испытуемых, подобранные в соответствии со сформулированными целями и задачами.

В ходе реализации проекта получены следующие конкретные эмпирические результаты. При решении перцептивных задач продемонстрированы феномены укрупнения перцептивных единиц в зрительном поиске среди буквенных стимулов, выявлено наличие асимметрии зрительного поиска буквенных стимулов в различных типах буквенных строк в правом и левом полуполях зрения, исследованы особенности репрезентации словообразовательной и словоизменительной морфологии русского языка в ментальном лексиконе с использованием задачи оценки одновременности зрительных событий, описаны ограничения зрительного усреднения зрительных ансамблей и предложена психофизическая модель, объясняющая полученные результаты экспериментов, а также получены данные в пользу существования общего фактора в иллюзиях зрительного исчезновения. Выявлены систематические влияния эмоционального состояния на управляющее внимание (положительная валентность приводит к расширению фокуса внимания, а отрицательная – к сужению). Уточнены нормативные данные методики «Проба с точкой» для групп испытуемых с различными индивидуальными характеристиками. Кроме того, на основании собранных данных продемонстрированы высокие психометрические характеристики видеотеста (авторской методики для изучения эмоционального интеллекта), подтверждена ее валидность. Продемонстрированы влияния порядка предъявления заданий на показатели креативности. Подробно изучены процессы формирования категорий, где удалось различить два типа применения знаний испытуемых: поиска в семантической памяти готовых обобщений и адаптации предыдущих знаний к текущим условиям. Также проанализированы процессы множественной категоризации в условиях межгруппового взаимодействия.

Данный проект носил исследовательский характер и не предполагал прямого внедрения его результатов. Вместе с тем, результаты могут быть использованы в ряде прикладных областей, начиная от организации зрительной информации на различных типах дисплеев и заканчивая преподаванием формальных дисциплин и стимуляцией творчества у специалистов, работающих в разных сферах профессиональной деятельности. Полученные результаты также важны для понимания развития интеллектуальных процессов у детей и взрослых. Результаты комплекса исследований, посвященных решению мыслительных задач и формированию понятий, могут быть использованы и в целях совершенствования существующих методов обучения.

Научная значимость исследований, проведенных в рамках проекта, состоит в развитии теоретических представлений о психологических механизмах, индивидуальных и ситуативных детерминантах решения перцептивных и мыслительных задач разных типов.

Публикации по проекту:


Utochkin I. S. Conjunctions can guide attention through visual search / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2013.
Булатова М. Е., Уточкин И. С. Репрезентация численности в подмножествах, образованных признаками и их сочетаниями // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Тезисы конференции (19 июня 2013 г.) / Науч. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2013. С. 42-46.
Yurevich M., Utochkin I. S. Transition features facilitate visual search in heterogeneous displays // Journal of Vision. 2013. Vol. 13. No. 9
Овсянникова В. В., Шабалина Т. А. Стабильные эмоциональные характеристики как фактор индивидуальных различий в эффективности переработки эмоциональной информации // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Тезисы конференции (19 июня 2013 г.) / Науч. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2013. С. 225-227.
Овсянникова В. В., Шабалина Т. А. Связь эффективности переработки эмоциональной информации с эмоциональными личностными характеристиками // В кн.: Когнитивная психология: феномены и проблемы. М. : ЛЕНАНД, 2013. С. 161-171.
Фаликман М. В., Поминова А. М., Языков С. Буквы в словах и слова в буквах: к вопросу о перцептивных единицах // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Тезисы конференции (19 июня 2013 г.) / Науч. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2013. С. 298-303.
Васильева М., Фаликман М. В., Печенкова Е., Федорова О. Субъективная репрезентация «морфемных швов»: экспериментальное исследование русской именной морфологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 64-74.
Яголковский С. Р. Когнитивные факторы управления знаниями в условиях инновационного процесса // В кн.: Труды Конгресса по интеллектуальным системам и информационным технологиям "IS IT'13" Т. 1. М. : Физматлит, 2013. С. 377-384.
Пермогорский М. С., Люсин Д. В. Универсальный и специфичный компоненты способности распознавания эмоциональной окраски информации // В кн.: Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии: Материалы Четвертой конференции молодых ученых памяти К. Дункера / Под общ. ред.: В. Ф. Спиридонов; науч. ред.: В. Ф. Спиридонов. М. : РГГУ, 2013. С. 27-34.
Овсянникова В. В. К вопросу о классификации эмоций: категориальный и многомерный подходы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 37. С. 43-48.
Уточкин И. С., Юревич М. А. Гетерогенность, сегментабельность и перцептивная яркость: роль переходных признаков в зрительном поиске. // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Тезисы конференции (19 июня 2013 г.) / Науч. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2013. С. 294-298.
Яголковский С. Р. Психологические детерминанты успешности учебной деятельности: креативность и инновационность // Психология и школа. 2013. № 1. С. 40-53.