• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Meaning and self-regulatory resources of psychological well-being

2013
Department: Positive Psychology and Life Quality Research Team
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Object of research : personal meaning units (subjective attitudes, life meaning) as mechanisms of personality self-regulation.

Goal of research: to investigate the role of personal meaning units within the system of personality self-regulation and their contribution to psychological well-being.

Empirical base of research: the project utilized the data of several series of empirical studies conducted between 2011 and 2013, including:

1) A study of implicit conceptions of life meaning in a sample of students and adults from Moscow region (N=391);

2) A study of the association of personality and social resources with personal meaning of work and subjective well-being in samples from two organizations in Kemerovo (N=235);

3) A study of association between the experience of loneliness and attitude towards solitude in three Internet samples (N=2559);

4) A study of the structure of the brief Hardiness test and its association with subjective well-being and life meaning in employees (N=4647) and students (N=1285);

5) A research of demographic correlates of life meaning in an Internet sample (N=9876).

Results of research:

A number of theoretical and empirical results were obtained:

1) We conducted a theoretical analysis of the structure, functions, and genesis of meaning units, resulting in a description of the mechanisms of personal meaning development and dynamics (formation of meaning, conscious recognition of meaning, construction of meaning). Personality development is presented as an active process of construction of one’s life (in activity) in relationship with the development of meaning units by means of understanding (in consciousness).

2) We described the principal similarities and differences between theoretical approaches to the notion of life meaning, resulting in a set of dimensions that allow us to classify these approaches (including the range of phenomena addressed, focus on consciousness vs focus on activity, meaning seen as necessity or as a possibility for development, and finally the question of meaning seen as a given or as a social construct).

3) Using the person-oriented approach and cluster analysis methodology, we found four integral implicit conceptions of life meaning, labelled activity-related (meaning is seen as a goal or life direction), reflexive (meaning is understood as an experience or a rational idea), diffuse (the notion of meaning is not understood clearly), and alienated (meaning is treated as an illusion). These implicit conceptions were associated with different self-reported experience of confronting the problem of life meaning and with different levels of life meaning and self-regulation (systemic reflectivity, self-control, self-determination) measured by traditional self-report instruments.

4) We found a new factorial structure for Noetic Orientations Test (Leontiev, 1992; based on Purpose-in-Life test by Crumbaugh & Maholick, 1967), and studied associations of the experience of meaning in life with demographic variables in a large online sample (N=9876). We found significant weak gender and age differences, as well as an association with education level. The strongest differences in experienced life meaning were associated with the type of professional occupation.

5) We created a theoretical typology of types of being alone, differentiating loneliness from solitude and alienation. We set out theoretical ideas of solitude as a resource for personality development (via mechanism of self-communication leading to insights and development of personal meaning sphere).

6) We developed a new instrument measuring loneliness and attitudes towards being alone with two versions (a full 40-item version with 8 subscales and 3 secondary scales and a brief 24-item version with 3 scales only). Using cluster analysis, we proposed an empirical typology of 4 combinations of loneliness and attitudes to loneliness. Apart from the loneliness inventory scores, the 4 clusters exhibited significant differences in subjective well-being, systemic reflection, and alienation scores. Even though attitudes towards loneliness were weak and only marginal predictors of life meaning and subjective well-being in all samples, they did predict the experience of loneliness.

7) Based on empirical data collected and presented earlier, we made a theoretical analysis of the relationship between implicit conceptions of an atheist/believer and a personal religious stance (position). The resulting hypothesis to be tested in future research stated that the process of development of a personal religious position (world-view) is associated with dynamics of the content of conscious projective images of people with the same and opposite position.

8) A theoretical review has summarized the principal theories and models of the motivational bases of health-promoting behavior. We also presented a review of health-promoting intervention models and of comparative studies of the efficacy of different types of interventions.

9) New empirical data concerning the association of the personal meaning of work with psychological well-being, work motivation, and life meaning indices were collected in two samples of Russian employees. The conceptualization of one’s work as vocation or career was found to have more positive consequences on both individual and organizational levels, in contrast to a view of work as labour.

10) A factorial structure of the brief 24-item Hardiness test (Osin, Rasskazova, 2013; based on Leontiev, Rasskazova, 2006; Maddi, Khoshaba, 2001) was empirically validated, providing instruments for reliable measurement of the three components of hardiness after S. Maddi, commitment, control, and challenge. In simultaneous multiple regression models commitment was a unique predictor of emotional well-being and seeking social support, control was a unique predictor of self-efficacy and active coping, and challenge was a unique predictor of tolerance for ambiguity and a constructive attitude (optimistic attributional style) towards failures. We developed and validated a brief 12-item version of the instrument.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of Results:

The results of theoretical analysis and empirical study of personal meaning undertaken within this project indicate that reflexive consciousness plays an important role in the genesis and development (dynamics) of individual behavior. The methods and instruments that were developed pave the way for more detailed experimental studies of causal links between stable personality characteristics, situational factors, and situational dynamics of meaning, on the one hand, and individual behavior and emotional well-being, on the other.

The different implicit conceptions of life meaning that were found and their associations with different self-regulatory patterns indicate the necessity of taking these individual differences into account within any fundamental studies of life meaning that use self-report approach.

The new psychometric instruments that were developed are applied successfully in both fundamental and applied research (in education and in business settings) not only by the members of the project team, but also by other Russian researchers.

Field of application:

The new psychometric instruments (Multidimensional Inventory of Loneliness Experience, brief Hardiness test, new factorial structure of the Noetic Orientations test, and the Implicit Conceptions of Life Meaning questionnaire) can be used in fundamental and applied research, as well as in psychological assessment practice in education, business, clinical psychology, and other areas.

Individual counselling can be based on some empirical methods and results of the project, including the implicit conceptions of life meaning, types of attitudes towards loneliness, and the theoretical review of the motivational models of behavior change. The latter can be used to create large-scale interventions aimed at promoting health-preserving behavior.

Publications:


Leontiev D. Personal meaning: A challenge for psychology // The Journal of Positive Psychology. 2013. Vol. 8. No. 6. P. 459-470.
Осин Е. Н., Кузнецова С. С., Малютина А. В. Имплицитные концепции смысла жизни и осмысленной жизни // В кн.: Психология смысла жизни: методологические, теоретические и прикладные проблемы. Гродно : ГрГУ, 2014. С. 118-138.
Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Александрова Л. А. Психологические механизмы и ресурсы развития личности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья // В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2013. С. 116-149.
Осин Е. Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 3. С. 42-60.
Панкратова А. А., Осин Е. Н., Люсин Д. В. Особенности эмоционального интеллекта у представителей российской и азербайджанской культур // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 31. С. 11.
Leontiev D. Extending the contexts of existence: benefits of meaning-guided living, in: Meaning in Existential and Positive Psychology. Springer, 2014. P. 97-114.
Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 104-117.
Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // В кн.: Вторая международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: практика, исследования, методология" (Москва, 26-28 июня 2013 г.). М. : МГППУ, 2013. С. 369-374.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смысловые и регуляторные ресурсы психологического благополучия

2013

Объектом исследования являлись смысловые образования (субъективное отношение, смысл, установки) как механизмы саморегуляции личности.

Цель работы:

Целью исследовательского проекта было изучение роли смысловых образований в системе саморегуляции и их вклада в психологическое благополучие индивида.

Эмпирическуая база исследования:

В рамках проекта обработаны и подготовлены к публикации данные нескольких эмпирических исследований, проведённых на протяжении 2011-2013 г.:

1) Исследование имплицитных концепций смысла жизни на выборке студентов различных специальностей и взрослых в г. Москва и Московской области (N=391);

2) Исследование связи личностных и социальных ресурсов сотрудников организаций с личностным смыслом труда и субъективным благополучием на выборках сотрудников двух организаций в г. Кемерово (N=235).

3) Исследование связи переживания одиночества и отношения к одиночеству на трёх выборках пользователей Интернет (общий N=2559);

4) Исследование структуры теста жизнестойкости и его связи с показателями субъективного благополучия и осмысленности жизни на выборках сотрудников организаций (N=4647) и студентов (N=1285);

5) Исследование демографических коррелятов осмысленности жизни на выборке пользователей Интернет (N=9876).

Результаты работы:

В ходе работы были получены как теоретические, так и эмпирические результаты:

1) Проведен теоретический анализ структуры, функций и генеза смысловых образований. Описаны механизмы развития смысловой сферы (смыслообразование, смыслоосознание, смыслостроительство). Развитие личности представлено как активный процесс жизнетворчества (в плане деятельности) и как развитие смысловых образований путём понимания (в плане сознания).

2) Обобщены основные сходства и различия теоретических подходов к пониманию смысла жизни в психологии. Выделены основные измерения, по которым эти подходы различаются (круг феноменов, фокус на сознании или на деятельности, смысл как необходимость или как возможность развития, проблема смысла как данность или как социальный конструкт).

3) С помощью методологии личностно-ориентированного подхода эмпирически показано, что существуют целостные имплицитные концепции (индивидуальные типы понимания) смысла жизни, обозначенные как деятельностная (смысл как цель или направление деятельности), рефлексивная (смысл как переживание или идея), диффузная (смысл как нечто неясное) и отчуждённая (смысл как иллюзия). Показано, что эти имплицитные концепции связаны с различиями в индивидуальном опыте, касающемся проблемы смысла, и с различиями в показателях осмысленности жизни и саморегуляции (системной рефлексии, самоконтроля, самодетерминации).

4) Получена новая факторная структура Теста смысложизненных ориентаций и пронализированы связи осмысленности жизни с демографическими переменными. Показано, что осмысленность жизни обнаруживает слабые гендерные и возрастные различия, а также прямую связь с уровнем образования. Наиболее сильными оказались различия в осмысленности жизни, связанные с видом профессиональной деятельности.

5) Теоретически разработана типология состояний одиночества (собственно одиночество, уединение, отчуждение), обобщены теоретические представления об уединении как о ресурсе развития личности путём аутокоммуникации.

6) Разработан новый инструмент для измерения переживания одиночества и отношения к одиночеству в двух версиях (полной из 40 пунктов с 8 шкалами и краткой из 24 пунктов с 3 шкалами). Эмпирически выделены индивидуальные типы отношения к проблеме одиночества демонстрирующие различия в показателях субъективного благополучия, системной рефлексии и утраты смысла. На всех использованных выборках показатели отношения к проблеме одиночества являются значительно более слабыми предикторами осмысленности жизни и субъективного благополучия, чем показатель переживания одиночества, однако последний, в свою очередь, статистически достоверно зависит от первых.

7) На основе ранее собранных данных теоретически проанализирована проблема содержания имплицитных концепций личности верующего и атеиста во взаимосвязи с собственной мировоззренческой позицией субъекта. На основе анализа ранее полученных данных выдвинута гипотеза о том, что собственная мировоззренческая позиция индивида и его обобщённые образы носителей сходной и противоположной позиции динамически взаимосвязаны.

8) Проанализированы основные теории, описывающие мотивационно-смысловые факторы поведения, связанного со здоровьем. Проведён обзор основных моделей интервенций, направленных на поддержку здоровье-сберегающего поведения, а также сравнительных исследований эффективности.

9) Собраны новые эмпирические данные о связи личностного смысла труда с показателями психологического благополучия, профессиональной мотивации, осмысленности жизни у сотрудников российских организаций. Показано, что концептуализация работы как призвания и карьеры связана с более позитивными следствиями как для сотрудника, так и для организации в целом, чем концептуализация работы как труда.

10) Эмпирически получена и валидизирована факторная структура краткой версии теста жизнестойкости из 24 утверждений, позволяющая дифференцированно измерять три базовые установки согласно теории С. Мадди. Показано, что вовлечённость связана с эмоциональным благополучием и поиском социальной поддержки, контроль – с самоэффективностью и активным преодолением трудностей, а принятие риска – с толерантностью к неопределённости и конструктивным отношением к неудачам. Разработана также скрининговая версия теста из 12 пунктов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты теоретического анализа и эмпирического изучения смысловых образований в рамках данного проекта свидетельствуют о важности роли рефлексивного сознания в порождении и развитии (динамике) индивидуального поведения. На этой основе возможно проведение более подробных экспериментальных исследований, моделирующих причинно-следственные связи между стабильными личностными характеристиками, факторами ситуации и ситуативной динамикой смысловых образований, с одной стороны, а также поведением индивида и переживанием психологического благополучия, с другой стороны. Обнаруженные различия в характере представлений о смысле жизни и стоящих за ними регуляторных процессов свидетельствуют о необходимости учёта этих различий при изучении смысла жизни с помощью методов субъективного самоотчёта.

Разработанные психометрические инструменты используются в фундаментальных и прикладных исследованиях (в образовании и бизнесе) как участниками коллектива лаборатории, так и другими российскими исследователями.

Область применения

Разработанные психометрические инструменты (Дифференцированный опросник переживания одиночества, краткая версия Теста жизнестойкости, новая факторная структура Теста смысложизненных ориентаций, инструментарий для изучения имплицитных концепций смысла жизни) могут быть использованы как в фундаментальных исследованиях, так и в прикладных исследованиях и в практике работы психологов в образовании, бизнесе, клинике и других сферах.

В практике индивидуального консультирования могут быть использованы полученные эмпирические данные об имплицитных концепциях смысла жизни, типология отношения к одиночеству, а также результаты теоретического обзора мотивационных моделей изменения поведения. Последние могут быть применены для разработки массовых интервенций, направленных на поддержку здоровье-сберегающего поведения.

Публикации по проекту:


Leontiev D. Personal meaning: A challenge for psychology // The Journal of Positive Psychology. 2013. Vol. 8. No. 6. P. 459-470.
Осин Е. Н., Кузнецова С. С., Малютина А. В. Имплицитные концепции смысла жизни и осмысленной жизни // В кн.: Психология смысла жизни: методологические, теоретические и прикладные проблемы. Гродно : ГрГУ, 2014. С. 118-138.
Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Александрова Л. А. Психологические механизмы и ресурсы развития личности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья // В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2013. С. 116-149.
Осин Е. Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 3. С. 42-60.
Панкратова А. А., Осин Е. Н., Люсин Д. В. Особенности эмоционального интеллекта у представителей российской и азербайджанской культур // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 31. С. 11.
Leontiev D. Extending the contexts of existence: benefits of meaning-guided living, in: Meaning in Existential and Positive Psychology. Springer, 2014. P. 97-114.
Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 104-117.
Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // В кн.: Вторая международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: практика, исследования, методология" (Москва, 26-28 июня 2013 г.). М. : МГППУ, 2013. С. 369-374.