• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Институты и экономическое развитие: роль бюрократии и эксперименты как метод анализа и оценки реформ

Приоритетные направления развития: экономика
2013

Объектом данного исследования является экономическое и социальное развитие. При этом в рамках отдельных направлений рассматриваются различные его аспекты – для того, чтобы сфокусироваться на наиболее актуальных, показательных или теоретически значимых исследовательских вопросах. Мы последовательно обращаемся к российским региональным элитам, их отношениям с бизнесом, системе правоприменения и ее реформированию, а также стратегиям поведения российских частных компаний.

Цель работы – выявить конкретные механизмы связи между различными факторами, которые могут оказывать влияние на развитие. При этом методологический подход состоит в сочетании существующих теорий и моделей (которые используются для формулировки исследовательских гипотез) с оригинальными данными, собранными специально для исследовательского проекта с использованием различных методик.

К последним относятся базы данных, сформированные и постоянно обновляемые Международным центром изучения институтов и развития и включающие ключевую информацию о карьерных траекториях и происхождении представителей региональной административной элиты, а также социально-политические и экономические показатели регионального уровня и ряд экспертных оценок. Кроме данных наблюдений, используются экспериментальные данные. В рамках отдельного направления исследований мы применяем различные экспериментальные техники (опросный, естественный и «аудиторский» эксперименты) для получения надежных сведений о реакции индивидов и фирм на внешние шоки. Опора на такую информационную базу позволяет получать оригинальные, надежные и проверяемые выводы.

В ходе работы было выделено 4 взаимосвязанных направления.

Региональная элита и экономическое развитие на субнациональном уровне

В результате проведенного исследования было показано, что процедура назначения (избрание на прямых выборах или назначение специальной комиссией) не имеет непосредственных последствий для характеристик глав российских городов, однако переход на назначения снижает уровень ротации в муниципальной элите.

Для регионального уровня мы показали, что тип политического режима имеет двойственное влияние на качество элиты: авторитаризм повышает значимость лояльности (за счет снижения значимости компетентности при отборе), но в то же время конкурентность режима повышает значимость политических мотивов при назначениях (результативность деятельности чиновника становится менее важным критерием при отборе).

Мы выяснили, что результаты прошедших выборов были ключевым фактором в распределении средств федерального правительства между регионами во время экономического кризиса: центральное правительство не только вознаградило политически лояльные регионы, но и наказало политически нелояльные. В то же время, регионы, сильнее пострадавшие от экономического кризиса 2009 года, получили больше трансфертов. Дополнительные исследования могут показать, мотивированы ли эти трансферты надеждой на создание более высоких экономических стимулов, или ожиданиями снижения вероятности политического протеста.

Бизнес и власть на региональном уровне

Обращаясь к теме деятельности региональных властей, мы рассмотрели существующие в России рамки и ограничения самостоятельной региональной экономической политики, а также выделили факторы, которые могут влиять на эффективность этой политики: положение и обеспеченность ресурсами, стабильность и сменяемость региональных элит, отношения с федеральным центром.

В рамках отдельного кейса – профессионального образования на примере автомобильной отрасли и энергетики – было показано, каким образом может выстраиваться взаимодействие региональных и местных властей с предприятиями.

Насилие и бизнес-среда

Изучая российскую правоприменительную систему с точки зрения правоохранителей, мы показали, что повышающие тренды, наблюдаемые в динамике уголовных дел в сфере экономики в 2004 – 2009 гг., объясняются как личной заинтересованностью работников правоохранительных органов, нацеленных на извлечение ренты из своего положения (хищническое преследование), так и системой оценки эффективности работы управлений полиции («палочная» система). Однако влияние «палочной» системы представляется большей, чем негативные последствия личной заинтересованности работников правоохранительных органов.

Что касается профессиональной этики и мотивации адвокатов как участников правоприменительной системы, они не в меньшей степени задаются организационными рамками, что было продемонстрировано в ходе анализа истории развития профессиональных ассоциаций юристов в различных странах.

Эксперименты в реализации реформ

Данное направление в наибольшей степени ориентировано на развитие методологии. В рамках него развиваются различные экспериментальные техники исследований: опросные, естественные, аудиторские эксперименты.

Анализ результатов опросных экспериментов в России и Грузии показал, что ключевым фактором, который влияет на сотрудничество, является тяжесть наблюдаемого преступления. А те инструменты, которые находятся под контролем государства, как правило, менее значимы в определении решения гражданина.

В рамках анализа результатов естественного эксперимента, нацеленного на выяснение последствий политической неопределенности на инвестиционные стратегии компаний, мы выяснили, что в условиях политических потрясений фирмы могут инвестировать больше, и большое значение здесь имеют политические предпочтения самих предпринимателей, нередко игнорируемые в существующей литературе.

Наконец, наше исследование кадровых стратегий фирм с помощью «аудиторского» эксперимента показало, что на российском рынке труда (по предварительным результатам анализа) существует значительная дискриминациякандидатов с опытом политической деятельности, даже в органах правящей партии. При этом опыт работы в правительственных структурах такого эффекта не имеет.

Практическое внедрение полученных результатов возможно в нескольких формах. В первую очередь адресатом могут служить органы государственной власти, ответственные за соответствующую сферу: внедрение системы оценки губернаторов (и государственных служащих в целом) на основе заслуг и с целью стимулирования развития, развитие системы анонимного информирования о преступлениях в рамках реформирования правоохранительной системы. 

Публикации по проекту:


Noah B., Ora J. R., Alexandra S., Garifullina G. Elections, Appointments, and Human Capital: The Case of Russian Mayors // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. 2014. Vol. 22. No. 1. P. 87-116. 
Szakonyi D. S., Reuter O. J. E. Online Social Media and Political Awareness in Competitive Authoritarian Regimes // British Journal of Political Science. 2015. Vol. 45. No. 1. P. 29-51. doi
Маркес В. И., Назруллаева Е. Ю., Яковлев А. А. Деньги вместо роста: межбюджетные трансферты и электоральная поддержка в России, 2001–2008 / ГУ ВШЭ. Series WP1 "Институциональные проблемы российской экономики". 2013. No. 03. 
Бакли-Фарли Н. М., Гарифуллина Г. А., Рейтер О. Д. Э., Фрай Т. М. Политэкономия выборов и назначений губернаторов в России / ГУ ВШЭ. Series WP1 "Институциональные проблемы российской экономики". 2013.