• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эмпирические методы в сравнительном институциональном анализе

Приоритетные направления развития: экономика
2013
Подразделение: Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (старый сайт)

Проект объединяет исследования в трех важнейших сферах экономики: образование, государственные закупки и банковский сектор. Объектом исследования выступили факторы, обуславливающие поведение экономических агентов в рассматриваемых сферах.

Цель работы: анализ взаимодействия индивидуальных и институциональных факторов в определении стратегии поведения экономических агентов на различных рынках.

Эмпирическая база исследования:

  • информационная база для анализа корпоративного управления в банках: база Bankscope, опрос Всемирного банка Banking Regulation and Supervision Survey (2010);
  • информационная база для исследования кредитных стратегий домохозяйств:  результаты опроса ЕБРР (Living in Transition II, 2011, 39000 домохозяйств, 35 стран);
  • информационная база для исследования рыночной дисциплины со стороны заемщиков и на российском рынке МБК: ИАС «Банки и финансы» (Мобиле), данные Банка России;
  • Российский мониторинг экономического положения и здоровья НИУ ВШЭ;
  • опрос студентов НИУ ВШЭ (Москва), который был проведен ранее. Выборка состоит из студентов факультета экономики НИУ ВШЭ (Москва), поступивших в университет в 2009-2010 учебном году;
  • лонгитюдное исследование студентов НИУ ВШЭ (Нижний Новгород). Выборка состоит из студентов факультетов экономики, менеджмента, бизнес-информатики и прикладной математики и права НИУ ВШЭ (Нижний Новгород), поступивших в университет в 2012-2013 учебном году. Первая волна лонгитюдного исследования прошла в марте-апреле 2013 года. Всего в первой волне приняли участие  320 студентов (из них 103 — с факультета экономики, 87 — с факультета менеджмента, 87 — с факультета бизнес-информатики и прикладной математики и 46 — с факультета права);
  • Базы данных, составленные сотрудниками лаборатории, на основе информации опубликованной на федеральном и региональных порталах государственных закупок, данных информационной системы ФИРА, данных Росстата

Результаты работы

В анализе сферы образования мы показали, что скидки, предоставляемые студентам на обучение, значимо связаны с более высокими достижениями этих студентов. Индивидуальное финансирование и скидки для студентов повышают их собственную мотивацию в обучении, а также разрешают социальные вопросы (дают возможность одаренным студентам с низким социоэкономическим статусом продолжить образование в университете). Все вместе, эти факторы демонстрируют важность детального изучения системы дополнительного финансирования студентов в университете. Так же результаты нашего исследования позволяют связать уровень дохода и образования респондентов и их психофизиологические особенности через их профессию. С одной стороны, сам по себе выбор той или иной профессиональной деятельности является шагом к достижению определённого социально-экономического статуса через, например, получение необходимого для успешной работы уровня образования. С другой стороны, выбор профессии определяется как рациональной оценкой  будущих доходов, так и склонностями, способностями и интересами человека, которые, в свою очередь, прямо или косвенно связаны с его психофизиологическими особенностями. Также мы показали, что люди с более высоким уровнем исходного человеческого капитала (состояние здоровья, когнитивных способностей и т.д.), в большей степени доверяют малым средним частным предприятиям. Также эти люди предпочитают невмешательство государства в экономические процессы и отсутствие регулирования цен на основные товары и услуги со стороны государства.

В рамках банковского направления были получены следующие результаты. Во-первых, мы показали, что корпоративные заемщики, основываясь на мотивах рефинансирования и оценки рынком, готовы платить более высокие процентные ставки за кредиты в более надежных банках (по крайней мере, по  показателю кредитного риска). Во-вторых, мы показали, что совмещение позиций членов совета директоров и топ-менеджеров снижает рентабельность капитала банка. Исключение составляют банки развивающихся стран. Мы также пришли к выводу, что чем выше доля членов совета директоров, совмещающих свою должность с позицией менеджера, тем ниже рентабельность капитала. В-третьих, мы показали, что социальный капитал, измеренный теснотой и прочностью связей с друзьями, родственниками, соседями, действительно влияет на выбор домохозяйством источников заемных средств. Более тесные связи приводят к тому, что заемщики выходят на неформальный рынок, однако это в большей степени справедливо для стран с переходной экономикой, а в развитых странах выражено не столь четко.

В рамках анализа рынка государственных закупок мы показали, что высокая степень монополизации коммерческого розничного рынка топлива в регионе обуславливает высокие цены на топливо в государственных контрактах. В частности,  наличие доминирующей фирмы с долей рынка выше 50% по данным ФАС тесно связано с высоким уровнем цен в регионе. Долгосрочные отношения между заказчиком и поставщиком на рынке бензина в российских регионах отрицательно влияет на число платформ, с которыми взаимодействует поставщик. Причина этого в том, что подавляющее большинство государственных заказчиков бензина в 2011 г. выбирали одну платформу. Поэтому поставщик, желающий сохранить контрактные отношения с аффилированным заказчиком, участвовал в аукционах на той платформе, которую выбрал этот заказчик. Мы построили простейшую модель, которая позволяет сравнить стимулы сторон в электронных аукционах и в устных аукционах. Во-первых, если платформа и заказчик ведут себя оппортунистически, государству, которое минимизирует растраты, выгоднее выбрать электронный аукцион. Во-вторых, стимулы к рентоориентированному поведению сохраняются у всех участников (заказчика, платформы, поставщиков) и в устном, и в электронном аукционе. В-третьих, честный заказчик будет выбирать электронный аукцион, если издержки участия сильно сократятся, а число участников аукциона немного возрастет или будет неизменным. Модель будет дорабатываться.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

По результатам работы было подготовлено 16 научных публикаций (из них 11 – на английском языке, 9 – препринтов). Результаты были представлены в выступлениях на 32 конференциях и научных семинарах. Результаты, полученные в данном проекте, также нашли свое отражения в курсах, читаемых сотрудниками ИНИИ (институциональная экономика базового и продвинутого уровня, научно-исследовательские семинары в магистратуре и бакалавриате).

Область применения

Полученные результаты могут быть использованы в реформах сферы образования, банков и государственных закупок. В частности, результаты показали наличие дополнительного стимулирующего эффекта от скидок на обучение, что можно использовать в развитии различных моделей финансирования образования. Для сферы государственных закупок было показано, что конкурентные процедуры не дают должно эффекта на монополизированных рынках и это надо учитывать при их повсеместном внедрении. Полученные результаты также могут быть использованы в процессе оценки эффективности внедрения банками стимулирующих контрактов для топ-менеджеров и совершенствования регулирования банковского сектора.

Публикации по проекту:


Валеева Д. Р., Польдин О. В., Юдкевич М. М. Связи дружбы и помощи при обучении в университете // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 70-81.
Орел Е. А., Кочергина Е. В., Най Дж. В. Факторы «Большой пятёрки» как психологические предикторы академической успеваемости у студентов вузов // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 27
Ostrovnaya M., Podkolzina E. What impact does antitrust intervention have on competition? The case of public drug procurement in Russia / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2013. No. 32.
Polyachenko S. S., Nye J. V. Does education or underlying human capital explain liberal economic attitudes? / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2013. No. 40.
Semenova M., Rodina V. I. Informal loans in Russia: credit rationing or borrower’s choice? / NRU Higher School of Economics. Series FE "Financial Economics". 2013. No. 14.
Morozov I. A., Podkolzina E. Collusion detection in procurement auctions / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2013. No. 25.
Orel E., Kochergina E. V., Nye J. V. Big Five Personality Traits And Academic Performance In Russian Universities / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2013.
Irina Andrievskaya, Semenova M. Market Discipline and the Russian Interbank Market / Bank of Finland Institute for Economies in Transition. Series DP "BOFIT Discussion Papers". 2013. No. 29/2013.
Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Влияние структуры розничного рынка на цены государственных контрактов / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2013. № 2.
Savchenko P. V., Semenova M. Sitting on the fence: does having a ‘dual-director’ add to bank profitability? / NRU Higher School of Economics. Series FE "Financial Economics". 2013. No. 16.
Nye J. V., Al-Ubaydli O., Houser D., Paganelli M., Pan X. The Causal Effect of Market Priming on Trust: An Experimental Investigation Using Randomized Control // Plos One. 2013. Vol. 8. No. 3 doi
Popov S. V. Decentralized Bribery: The Costs, The Benefits, and The Taming // The Scandinavian Journal of Economics. 2013. Vol. Forthcoming
Савченко П. В., Семенова М. В. Управлять и контролировать: приносит ли разделение власти в банке дополнительную прибыль? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2013. Т. 4. № 20. С. 12-32.
Poldin O. V., Valeeva D., Yudkevich M. M. How social ties affect peer-group effects: a case of university students / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2013. No. 15/SOC/2013.
Andrievskaya I. K., Semenova M. Efficiency of Market Discipline in the Interbank Market: The Case of Russia, in: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 1 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. P. 477-486.