• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыЦенности и экономическое поведение: тестирование объяснительных моделей в экспериментах и полевых исследованиях

Ценности и экономическое поведение: тестирование объяснительных моделей в экспериментах и полевых исследованиях

Приоритетные направления развития: социология
2013

Объект исследования: социокультурные предикторы (ценности и социальный капитал) креативного и предпринимательского поведения.

Цель: построение моделей влияния индивидуальных ценностей и социального капитала на креативное и предпринимательское поведение в различных регионах России и объяснение процессов, посредством которых осуществляются эти влияния.

Эмпирическую базу составили результаты двух проведенных исследований.

а) Результаты репрезентативного социально-психологического опроса, проведенного в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах России в 2012-м году. Эффективный размер выборки составил 2061 интервью респондентов в возрасте от 18 до 60 лет: 1026 законченных интервью в Центральном Федеральном округе и 1035 - в Северо-Кавказском Федеральном округе.

б)  Результаты повторного опроса респондентов, которые в 2012-м году выразили намерение открыть свой собственный бизнес (N=164) и контрольной группы – респондентов, которые не выражали намерения открыть собственный бизнес (N=345).

Результаты работы

1) В исследовании была адаптирована и валидизирована методика измерения ценностей (PVQ-R), опирающаяся на новую концепцию ценностей Ш.Шварца (19 ценностей). В процессе дополнительного исследования было показано, что каждая из ценностей коррелировала положительно с перечнем поведенческих действий, которые априори были выбраны, предположительно, как выражающие ее. Это позволило подтвердить внешнюю валидность обновленной теории ценностей и инструментария, разработанного для измерения этих ценностей.

2)  Исследован уровень креативности и отношения к инновациям у населения двух федеральных округов – Центрального и Северо-Кавказского. Результаты исследования позволили выявить как специфику проявлений креативности в разных доменах (сферах), так и  выявить генерализованный фактор, характеризующий креативность личности. Наибольший вклад в данный фактор вносит креативность в сфере визуального искусства и литературы. Выявлено влияние ценностей на креативное поведение в разных доменах и на отношение к инновациям. Оценено как прямое, так и непрямое влияние ценностей и социально-демографических характеристик – пола и уровня образования – на креативное поведение в разных областях.

3) Показано, что индивидуальный социальный капитал (количество друзей и родственников, готовых оказать поддержку в различных сферах, включенность в деятельность организаций) играет роль катализатора намерения по открытию собственного бизнеса. Этот фактор делает реализацию данного намерения в российских условиях более успешной. В нашем исследовании респонденты, открывшие свой бизнес через год после опроса, обладали более высоким индивидуальным социальным капиталом, чем те, кто этого не сделал. Данный фактор не только оказывает объективную поддержку, но и играет чисто психологическую роль - он дает человеку чувство уверенности и контроля над своей жизнью, что повышает предпринимательскую активность. Наиболее сильное влияние на активность в реализации предпринимательского намерения оказывает включенность индивида в деятельность различных клубов и других организаций.

4) Респонденты, которые не смогли реализовать свое намерение по открытию бизнеса, в качестве основных преград отметили: бюрократизацию процесса, финансовые проблемы, чрезмерное налогообложение, коррумпированность чиновников и недостаточность государственной поддержки, дороговизну аренды или сложности с нахождением места. Были упомянуты и проблемы, связанные непосредственно с деятельностью предпринимателя: недостаточность знаний, неумение найти свою нишу, проблемы с подрядчиками и квалификацией персонала, нехватка времени для поддержания бизнеса.

Область применения. Результаты исследования будут полезны при разработке программ поддержки малого бизнеса в регионах России, а также при подготовке государственных программ, направленных на модернизацию российской экономики. Они могут быть использованы при разработке тренинговых программ по повышению креативности или формированию предпринимательских качеств личности. Новый метод измерения ценностей PVQ-R, апробированный и валидизированный сотрудниками нашей лаборатории на репрезентативной выборке, в настоящее время широко востребован и используется исследователями многих стран. Разработанный сотрудниками лаборатории исследовательский инструментарий (методики для изучения ценностей, креативного поведения, предпринимательского поведения) может использоваться при тестировании и отборе людей определенных категорий (например, в бизнес-школах или на позиции, требующие креативности личности). Результаты исследования могут быть использованы для преподавания таких курсов как социальная психология, кросс-культурная психология, экономическая психология, а также для профильных научно-исследовательских семинаров в рамках магистерской программы «Applied Social Psychology” и других магистерских программ НИУ ВШЭ. Поскольку в исследовании применялись методики, широко известные в зарубежной психологии, его результаты могут быть использованы (и используются) при чтении курсов на английском языке.

Публикации по проекту:


Tatarko A., Schmidt P. Individual Social Capital and Implementation of Entrepreneurial Intentions: The case of Russia // Journal of Business Venturing. 2013
Татарко А. Н. Социальный капитал как фактор отношения к деньгам // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 2. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 614-622.
Татарко А. Н. Социальный капитал как фактор отношения к деньгам С. 604-611.
Татарко А. Н. Социальный капитал как фактор отношения к деньгам С. 614-622.
Tatiana Butenko, Schwartz S. Relations of the new circle of 19 values to behaviors / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2013. No. 08.
Schmidt P., de Leeuw A., Valois P., Morin A. J. Gender Differences in Intentions to Buy Fair-Trade Products: Extending the Theory of Planned Behaviour to include Moral Norms // Journal of Environmental Research. 2013
Schmidt P., Porzsolt F., Bausch J., Geipel G., Huppertz E., Mühlbacher A., Otto T., Radic D., Ravens-Sieberer U., Zimmermann T., Clouth J. Die angemessene Evidenz für Therapieentscheidungen: eine Diskussion des Methodenpluralismus in klinischen Studien // Gesundheitsokonomie und Qualitatsmanagement. 2013. Vol. 18. No. 1. P. 31-39.
Schwartz S. National culture as value orientations: Consequences of value differences and cultural distance, in: Handbook of the Economics of Art and Culture Vol. 2. North-Holland, 2013.
Schwartz S. National culture as value orientations: Consequences of value differences and cultural distance. In V. Ginsburgh & D. Throsby (Eds.) // Handbook of the Economics of Art and Culture. 2014
Glaum M., Schmidt P., Schnϋrer K. Determinants of Cash Flow Forecasting Quality // Management Science. 2013
Davidov E., Meuleman B., Cieciuch J., Billiet J., Schmidt P. Measurement Equivalence in Cross-National Research // Annual Review of Sociology. 2013 doi
Tatarko A., Schmidt P. Relation between social capital and monetary attitudes, in: Trust in soсiety, business and organization: Proceedings of the Conference “Business. Society. Human". M. : Cogito-Centre–IPRAS Publishing House, 2013. P. 163-179.
Лебедева Н. М., Григорян Л. К. Опосредующая роль имплицитных теорий инновативности во влиянии ценностей на отношение к инновациям в разных типах культур // Психологический журнал. 2013
Татарко А. Н., Амерханова Н. А., Богатов Н. Ю. Социально-психологический капитал как фактор предпринимательского поведения // В кн.: Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. М. : НИУ ВШЭ, 2013. Гл. 15. С. 278-298.
Thӧrner S., Schmidt P., Gosen S. Terrorist Threat, Prejudice and Anti-Muslim Backlash: A Cross-Country Poll Review for a Decade of Terror // Political Psychology. 2013
Cieciuch J., Schwartz S., Vecchione M. Applying the refined values theory to past data: What can researchers gain? // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. No. 44. P. 1213-1232. doi
Schwartz S. Societal value culture: Latent and dynamic // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013
Datler G., Jagodzinski W., Schmidt P. Two Theories on the best Bench: Internal and External Validity of the Theories of Ronald Inglehart and Shalom Schwartz // Social Science Research. 2013. No. 42. P. 906-925.
Davidov E., Meuleman B., Schwartz S., Schmidt P. Individual Values, Cultural embeddedness, and anti-Immigration Sentiments: Explaining Differences in the Effect of Values on Attitudes toward Immigration Across Europe // Kӧlner Zeitschrift fϋr Soziologie und Sozialpsychologie. 2013
Mϋller T., De Graaf N. D., Schmidt P. Which Societies provide a strong Religious Socialisation Context? Explanations beyond the Effects of National Religiosity // Journal for the Scientific Study of Religion. 2013
Schwartz S. Negativity bias and basic values // Behavioral and Brain Sciences. 2013. Vol. 3. No. 37 doi
de Leeuw A., Valois P., Morin A. J., Schmidt P. Gender Differences in Intentions to Buy FairTrade Products: Extending the Theory of Planned Behaviour to include Moral Norms // Journal of Business Ethics. 2013
Bardi A., Jaspal R., Polek E., Schwartz S. Values and IPT: Theoretical integration and empirical interactions, in: Identity Process Theory: Identity, Social Action and Social Change. , 2013.
Lebedeva N., Osipova E., Cherkasova L. L. Values and social capital as predictors of attitudes towards innovation / Университет Барселоны. Series WP5 "SEARCH Working Paper". 2013. No. WP5/09.
Lebedeva N., Grigoryan L. Implicit theories of innovativeness: a cross-cultural analysis / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2013. No. 16.
Schmidt P. Values and Innovative Behavior in Organisations: Results from a Russian Representative Survey // Journal of Organizational Behavior. 2013
Лебедева Н. М., Бушина Е. В., Черкасова Л. Л. Ценности,социальный капитал и отношение к инновациям // Общественные науки и современность. 2013. № 4. С. 28-42.
Schmidt P., Tatarko A., Amerkhanova N. A. Entrepreneurial intention, values, and the reasoned action approach: results from a Russian population survey / National research university Higher School of economics. Series WP BRP "Basic research program". 2013. No. 12.
Tatarko A. Is individual social capital linked to the implementation of entrepreneurial intentions? / National research university Higher School of economics. Series WP BRP "Basic research program". 2013. No. 25.
Vecchione M., Kaprara G., Dentale F., Schwartz S. Voting and values: Reciprocal effects over time // Political Psychology. 2013. Vol. 34. No. 4. P. 465-485. doi