• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг рынков образования

Приоритетные направления развития: экономика
2013

Объект исследования или разработки: Экономика знаний в целом. Отдельные сферы образования – сегменты дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

Цель работы:

Цель исследования: развитие мониторинговых исследований экономики знаний и формирование международно-сопоставимой информационной базы для их проведения посредством проведения серии регулярных социологических обследований, выполнения комплексного анализа экономико-статистической и социологической информации, полученной в 2013 г., а также результатов мониторинга экономики образования за 2002-2012 гг., распространение статистической, социологической, аналитической информации о состоянии экономики образования.

Задачи проекта:

  • мониторинг рынков образования, в том числе подготовка и проведение серии обследований родителей, преподавателей и руководителей учреждений дошкольного и общего образования, а также родителей обучающихся учреждений дополнительного образования детей, анализ и презентация результатов обследований;
  • актуализация хранилища статистической информации по экономике знаний;
  • подготовка и издание статистических сборников и прочих информационных материалов на русском и английской языках по экономике знаний, в частности, по темам образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности.

Эмпирическая база исследования:

Методология данного проекта базируется на организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт.

Информационной базой мониторинговых исследований, а также статистических сборников являются:

  • официальные данные Росстата;
  • результаты тематических социологических обследований;
  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов;
  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.

В мониторинговом режиме проведены широкомасштабные социологические обследования, обеспечивающие развитие информационной базы исследования процессов, происходящих в сфере дошкольного и общего образования, а также дополнительного образования детей. Основной методологический прием, который используется в мониторинговых исследованиях ВШЭ, – модульный характер инструментария, обеспечивающий возможность чередования отдельных тематических направлений исследования, а также максимально возможное сохранение выборки предыдущих опросов, охватывающей в общей сложности не менее 6500 респондентов.

Проведенная актуализация информационного хранилища по экономике знаний (информационно-аналитической системы «Статистика и мониторинг экономики знаний: наука, инновации, образование, информационное общество», подготовленные  статистические сборники отвечали информационным запросам, возникающим в ходе реализации задач, поставленных в основополагающих документах, посвященных развитию экономики знаний в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

Результаты работы:

a) развитие методологии:

  • актуализирован инструментарий обследований родителей воспитанников детских садов и школьников, преподавателей и руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений,
  • разработан новый инструментарий обследования родителей воспитанников учреждений дополнительного образования детей.

b) получение новых эмпирических знаний:

  • база данных обследований родителей воспитанников детских садов и школьников, преподавателей и руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также родителей воспитанников учреждений дополнительного образования детей;
  • индикаторы экономики образования по уровням дошкольного и общего образования, рассчитанные на основании данных широкомасштабных социологических обследований (родителей воспитанников детских садов и школьников, преподавателей и руководителей детских дошкольных учреждений и учреждений общего образования, а также родителей воспитанников учреждений дополнительного образования детей) и актуальной образовательной статистики,
  • аналитические материалы, подготовленные по результатам широкомасштабных социологических обследований (обследований родителей воспитанников и школьников, преподавателей и руководителей детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также родителей воспитанников учреждений дополнительного образования детей) и актуальной образовательной статистики;
  • актуализированное хранилище статистической информации по экономике знаний;
  • информационно-статистические сборники по экономике знаний на русском и английском языках.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Аналитические материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Минобрнауки России для использования в текущей деятельности.

По результатам  проекта в регулярном режиме осуществляется публикация информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования».

Индикаторы, разработанные в данном проекте, включены в состав качественных индикаторов мониторинга системы образования Минобрнауки России.

Рекомендация: полученные эмпирические и аналитические результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике.

Область применения.

При проведении аналитических и прогнозных исследований в сфере образования.

При разработке рекомендаций по образовательной политике.

При проведении мониторинга системы образования.

Публикации по проекту:


Сигалов С. В., Савельева М. Б. Расходы на образование с точки зрения директора школы // Народное образование. 2012. № 10. C. 31-37. 
Индикаторы науки: 2013. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. 
Индикаторы образования: 2013. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. 
Образование в цифрах: 2013. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. 
Бородина Д. Р., Ковалева Н. В., Ковалева Л. Э. Спрос и предложение на рынке дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. № 6 (6). C. 34 -40. 
Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В. Заповедник доиндустриальности // Директор школы. 2013. № 2. C. 14-16. 
Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В. Разница кадровых потенциалов: возникнет ли ток развития? (результаты исследования кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 1. C. 72-77. 
Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г. Попытка учета перед увеличением охвата (результаты исследования контингента учащихся в учреждениях дополнительного образования детей) // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. Серия «Педагогические науки». 2013. № 18. C. 29-35. 
Куприянов Б. В. Досуг школьников. Исследования // Директор школы. 2014. № 8. 
Тезисы докладов ХII Международной научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование: признание качества и доверие потребителей на российском и международном рынке. Ярославль : Издательство Академии Пастухова, 2014. 
Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г. Педагогические работники учреждений дополнительного образования: штрихи к социально-профессиональному портрету // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 2. C. 127-140. 
Куприянов Б. В. Персонализация дополнительного образования детей // Образовательная политика. 2015. № 1. C. 112-119. 
Петлин А. В. Использование источников и типов информации при выборе учреждения дополнительного образования различными группами семей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. C. 205-210.