Цель работы:
Цель исследования: развитие мониторинговых исследований экономики знаний и формирование международно-сопоставимой информационной базы для их проведения посредством проведения серии регулярных социологических обследований, выполнения комплексного анализа экономико-статистической и социологической информации, полученной в 2013 г., а также результатов мониторинга экономики образования за 2002-2012 гг., распространение статистической, социологической, аналитической информации о состоянии экономики образования.
Задачи проекта:
- мониторинг рынков образования, в том числе подготовка и проведение серии обследований родителей, преподавателей и руководителей учреждений дошкольного и общего образования, а также родителей обучающихся учреждений дополнительного образования детей, анализ и презентация результатов обследований;
- актуализация хранилища статистической информации по экономике знаний;
- подготовка и издание статистических сборников и прочих информационных материалов на русском и английской языках по экономике знаний, в частности, по темам образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности.
Эмпирическая база исследования:
Методология данного проекта базируется на организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт.
Информационной базой мониторинговых исследований, а также статистических сборников являются:
- официальные данные Росстата;
- результаты тематических социологических обследований;
- монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов;
- зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.
В мониторинговом режиме проведены широкомасштабные социологические обследования, обеспечивающие развитие информационной базы исследования процессов, происходящих в сфере дошкольного и общего образования, а также дополнительного образования детей. Основной методологический прием, который используется в мониторинговых исследованиях ВШЭ, – модульный характер инструментария, обеспечивающий возможность чередования отдельных тематических направлений исследования, а также максимально возможное сохранение выборки предыдущих опросов, охватывающей в общей сложности не менее 6500 респондентов.
Проведенная актуализация информационного хранилища по экономике знаний (информационно-аналитической системы «Статистика и мониторинг экономики знаний: наука, инновации, образование, информационное общество», подготовленные статистические сборники отвечали информационным запросам, возникающим в ходе реализации задач, поставленных в основополагающих документах, посвященных развитию экономики знаний в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
Результаты работы:
a) развитие методологии:
- актуализирован инструментарий обследований родителей воспитанников детских садов и школьников, преподавателей и руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений,
- разработан новый инструментарий обследования родителей воспитанников учреждений дополнительного образования детей.
b) получение новых эмпирических знаний:
- база данных обследований родителей воспитанников детских садов и школьников, преподавателей и руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также родителей воспитанников учреждений дополнительного образования детей;
- индикаторы экономики образования по уровням дошкольного и общего образования, рассчитанные на основании данных широкомасштабных социологических обследований (родителей воспитанников детских садов и школьников, преподавателей и руководителей детских дошкольных учреждений и учреждений общего образования, а также родителей воспитанников учреждений дополнительного образования детей) и актуальной образовательной статистики,
- аналитические материалы, подготовленные по результатам широкомасштабных социологических обследований (обследований родителей воспитанников и школьников, преподавателей и руководителей детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также родителей воспитанников учреждений дополнительного образования детей) и актуальной образовательной статистики;
- актуализированное хранилище статистической информации по экономике знаний;
- информационно-статистические сборники по экономике знаний на русском и английском языках.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:
Аналитические материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Минобрнауки России для использования в текущей деятельности.
По результатам проекта в регулярном режиме осуществляется публикация информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования».
Индикаторы, разработанные в данном проекте, включены в состав качественных индикаторов мониторинга системы образования Минобрнауки России.
Рекомендация: полученные эмпирические и аналитические результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике.
Область применения.
При проведении аналитических и прогнозных исследований в сфере образования.
При разработке рекомендаций по образовательной политике.
При проведении мониторинга системы образования.