• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг инновационного поведения населения

Приоритетные направления развития: экономика
2013

Цель мониторинга – сбор и анализ данных, характеризующих распространение инновационных практик в домохозяйствах, восприятие инноваций, инновационные навыки, установки и другие факторы, влияющие на особенности инновационного поведения российского населения.

Мониторинг проводится с 2009 г. в режиме трехгодичного цикла и охватывает широкий перечень показателей и является единственным в России источником информации для проведения международных сопоставлений с данными ОЭСР, Национального научного фонда США, Европейской комиссии (проекты Eurobarometer и Innobarometer).

Объектом исследования 2013г. является распространение инновационных практик в домохозяйствах. Цель работы состояла в изучении изменений распространения инновационных практик среди взрослого населения России в 2013 г., с учетом результатов предыдущих опросов и результатов новейших исследований в других странах.

Эмпирической базой работы является массив данных стандартного репрезентативного опроса российского населения (1670 человек в возрасте от 16 лет и старше), проведенный АНО «Аналитический центр Юрия Левады» в ноябре 2012 г. Для изучения изменений в распространении инновационных практик используются данные опросов, проведенных в конце 2009, 2010 и 2011 гг. в рамках предыдущих работ по мониторингу, и некоторые показатели более раннего обследования (2006 г.), а также опубликованные Евростатом результаты новейших исследований информационного общества за 2012 г. и образования населения за 2011 г.

Результаты исследования распространения инновационных практик в домохозяйствах описывают пять групп индикаторов: использование ИКТ населением, участие населения в непрерывном образовании, новые формы работы, новые формы проведения досуга, использование платных услуг.

Исследование показало рост использования ИКТ населением, что соответствует наметившемуся тренду. Также увеличились доли пользователей широкополосного Интернета. По охвату населения Интернетом Россия сравнялась с Хорватией, Испанией, Латвией и Венгрией. Однако по качеству доступа и интенсивности использования Интернета Россия еще отстает от них. Большинство пока что ограничивается простыми моделями использования возможностей Интернета, воспринимая его как средство общения, развлечения и источник/хранилище данных. Тем не менее, ежегодно все больше россиян включается в разнообразные Интернет-практики. Анализ трендов поведения Интернет-аудитории свидетельствует о наступлении нового этапа развития виртуального пространства. Среди пользователей наметилась тенденция к переходу от адаптационных онлайн-практик (например, общение в социальных сетях и посредством электронной почты) к расширению спектра задач, реализуемых в Интернете, интеграции в потоки электронной информации и формированию устойчивых виртуальных моделей потребления, гражданской активности, образования и финансового поведения.

Анализ показателей участия населения в непрерывном образовании не выявил существенных изменений соответствующих показателей. Полученные результаты позволяют сделать вывод о слабой распространенности практики непрерывного образования среди россиян. В 2012 г. 27% отпрошенных в возрасте 25-64 лет за последние 12 месяцев в целом получали либо формальное образование, либо дополнительное образование или же занималось самообразованием. По распространенности практики непрерывного образования среди населения Россия находится в числе стран, замыкающих рейтинг. Более того, о самообразовании чаще всего заявляет молодежь 16-24 лет, которая, скорее всего занимается этим в процессе обучения. Повышение квалификации в большей степени распространено среди респондентов 25-34 лет.

В сфере трудовой деятельности среди населения преобладают консервативные ориентации на постоянную работу в штате. Впрочем, среди молодежи довольно велика доля тех, кто нацелен на гибкую занятость.

Зафиксированы соотношения в распространенности традиционных и новых форм досуга. Традиционные печатные книги продолжают читать 4/5 опрошенных, но и электронные книги занимают свою нишу – ими пользуются 18% респондентов. Телевизор смотрели практически все – 98% респондентов, слушали музыку, аудио-книги или смотрели видео 71%, гораздо меньше играли на компьютере, проводили время в Интернете (40%), еще реже люди занимаются творческими занятиями – музыкой, рисованием и т.п. – 17%. Из форм активного досуга предпочтение отдается отдыху на природе (76%), работе на приусадебном участке (64%) и прогулкам с детьми (49%), тогда как спортом занимались лишь 25% опрошенных, платные же спортивные занятия посещали только 11%. Общение с друзьями, родственниками поддерживают 93% респондентов, а встречи в кафе, ресторанах, барах проводят 43%, ночные же клубы посещают лишь 16% опрошенных. Традиционные покупки превратились в прогулки по магазинам, торговым центрам, ставшие формой досуга у 84% респондентов.

Популярность платных услуг среди населения растет. Анализ использования новых видов услуг показал, что наиболее востребованными, как и в 2009 г., оказались платные медицинские услуги. За прошедший период востребованность этих услуг значительно выросла (на 14 п.п.). Прочие новые виды услуг распространены в гораздо меньшей степени. Например, услуги косметолога, массажиста используют только 11%, а доставки товаров – 9%. Но масштаб использования их среди населения по сравнению с 2009 г. также вырос.

Помимо анализа распространения инновационных практик среди населения в конце отчетного года была подготовлена информационная база для исследования инновационных навыков в домохозяйствах, углубленный анализ данных которого запланирован на 2014 г.

Индикаторы, рассчитанные на основе результатов мониторинга, представлены более чем в 100 статистических сборниках и аналитических докладах на русском и английском языках. Результаты последних исследований представлены в препринтах серии Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Публикации по проекту:


Chernovich E. Technology and pro-environmental behavior in urban households: how technologies mediate domestic routines / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2013. No. 18.
Polyakova V. The Social Legitimation of Biomedical Technologies in Russia: Communication Challenges for Science and Society / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2013. No. 21.
Zaytseva A. S., Meissner D., Shuvalova O. R. User Innovation – Empirical Evidence from Russia / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2013. No. 08/STI/2013.
Fursov K., Miles I. D. Framing emerging nanotechnologies: steps towards a forward-looking analysis of skills / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2013. No. 15.