• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Research projects
  • Monitoring of socio-economic behavior of households and analysis of diet composition and nutritional status of the population of the Russian Federation

Monitoring of socio-economic behavior of households and analysis of diet composition and nutritional status of the population of the Russian Federation

Priority areas of development: economics, sociology
2013
Department: Centre for Longitudinal Studies
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Object of Research: the population of the Russian Federation.

Goal of Research: identification and analysis of new trends in social and economic behavior of Russian households, description of diet composition and nutritional status of the population as the most important factor that ensures the maintenance of health, efficiency and creative potential of the nation.

Empirical Base of Research - database "Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE" (RLMS-HSE), 1994 - 2012, which combines the results of 17 rounds of the longitudinal panel survey of households.

Main results:

- Despite the challenges of economic development, compounded by pessimistic forecasts, the data shows growth in real household income. Monthly total household income after a slight contraction in 2011 to 1.8% increased by 10.7 % in 2012, reaching its highest level observed in the monitoring since 1992. This growth was achieved mainly due to salary increase at state-owned enterprises as well as in private sector. In general, over the years 1998-2012 the total monthly household income increased 3.3 times (from 11.4 thousand to 37.9 thousand in 2012 rubles). The main sources of income are wages and government transfer payments. In 2012, they accounted for respectively 51.2% and 34.9% of total household income. While there was a constant increase in the share of wage income, which was supported mainly by increase in the share of income from work in private enterprises (from 8% in 1998 to 23.8% in 2012 ), but in recent years the pace of this growth was minimal.

- Income growth was accompanied by the increase in household expenditures. In a situation of improving material well-being families often changed saving strategies and more clearly showed the desire to raise the level of consumption. Monthly household expenditure after the reduction in 2011 of 0.9%, in 2012 grew by 14.4 %. Food expenditures increased by only 3.2%, while non-food expenditures - by 19.5%. Overall, from 1998 to 2012 monthly household expenditures increased 2.7 times (from 14.9 thousand to 40.2 thousand in 2012 rubles.). Over the years the share of food expenditures consistently decreased from 72.6% in 1992 to 40.2% in 2012. As the result the expenditure structure of Russian households continues to became more similar to expenditure structure typical for households in Western countries.

- The rise of non-food expenditures led to increase in expenditures on durables, the trend which was not interrupted even during the economic crisis. In 2012 the share of these expenditures accounted 14.3% of the monthly household expenditure. The most disturbing trends include the constant growth of household expenditures on housing and utilities, which for the past 15 years have quintupled and exerted a particularly negative impact on the lives of poor and low-income families. But at the same time in 2012 for the first time since 1998, there was a reduction in expenditures for utilities in monthly expenditure patterns of households (from 13.2% in 2011 to 12.6%).

- After a brief period of slow contraction caused by the crisis a new increase in the level of income differentiation of households was revealed. In 2012, the incomes of 20% the wealthiest households grew almost five times faster than the incomes of the poorest 20%. The income gap between the upper and lower household income quintiles, which fell from 6.7 times in 2008 to 4.1 times in 2011, increased in 2012 to 4.6 times. The main reason for this differentiation of household income, as before, is the difference in wages.

- The data showed another rise of subjective well-being, which, however, was unstable From 2000 to 2012, the proportion of Russians satisfied with their life in general, increased from 17.6 to 52.6%, including last year by 3.4%. High level of subjective well-being was often accompanied with the implementation of a wider range of active modes of social and economic adaptation. However, most Russians, although maintaining hopes for the best, were rather anxious about their future and somehow prepared for the worst in anticipation of the next crisis shocks. A significant differentiation in the levels of satisfaction of life and financial situation was observed.

- Based on people's perceptions, the threat of unemployment continues to be among the troublesome problems. In 2012 55.8% were concerned about the possibility of losing their jobs, which is about similar proportion compared to pre-crisis and escalation of the crisis periods. People more often stopped working on their own initiative than as a result of downsizing or closure. Another decline was revealed in the proportion of employees who want to find a new job, one of the causes of this decline was the increase in the level of job satisfaction, from 43.3% in 2003 to 65.7% in 2012.

- The changes in economic behavior and labor attitudes of pensioners (men 60 years and older, women 55 years and older) were revealed which do not fully correspond to the plans of expansion of employment of people of pension age. The positive trends include growth in the share of working pensioners, from 14% in 1994 to 20% in 2012. The average individual income in this group is twice and in some years even three times higher compared to the group of non-working pensioners (in 2012 - 24 thousand rubles per month versus 11.7 thousand rubles per month). But at the same time, if compared, the wages of working pensioners was 1.5 times lower than of those who have not reached retirement age, considering equal working hours and a higher level of education of pensioners. It was also established that the vast majority of current and future pensioners expect to rely only on a state pension as a source of their income.

- One of the actual problems is improving the quality of nutrition, which seems to be now more important than the problem of malnutrition. At the moment the composition of diet does not meet the needs for nutrients and energy in all age groups. The percentage of energy from fat is higher than recommended in the diet of children, and adults, particularly for men (37%), while there is deficiency in essential vitamins and minerals. These negative trends are the most important risk factor for obesity, cardiovascular disease, diabetes and some cancers. The trend in nutrition status over the past 12 years shows that the proportion of people with overweight and obesity among men increased by 1.7 times, among women - 1.3 times. Today, 54 % of men and 59% of women suffer from overweight and obesity, whereas malnutrition refers to 3% of the adult population.

- Diets of both children and adult population are deficient in essential vitamins and minerals. It is observed about 40% deficit of calcium and 20% deficit of vitamin B1 and iron in the nutrition of young children aged 2 to 7 years. In the diets of children 7-17 years there is the largest deficit in calcium content - more than 50%. Content in the diet of vitamins A, B1, B2 can satisfy the needs of the child's body only by 70%. Body's need for school-age child in vitamin C can be achieved by 80%, in iron - by 89%. Calculated amounts of essential vitamins and calcium in adult men's diet are below the recommended values, including: vitamin B1 - 20%, vitamin B2 - 30%, vitamin C - 33%, calcium - 40%. In adult women's diet the level of vitamin A is only 79%, vitamins B1 and B2 - 54%, vitamin C - 61%, calcium - 56% and iron - 69% of recommended.

- The vast majority of Russians blithely relate to the choice of food in terms of their usefulness. Only 16% of people prefer products with reduced fat, 11% - choose foods low in salt, 5% - buy products containing sugar substitutes, 10% - prefer low-calorie products. Increased attention to the consumption of healthy food is only observed in the elderly. The most important barriers to proper nutrition, is not only a lack of money, but also a lack of knowledge and skills for healthy food that highlights the problem of educating people the principles and skills of healthy, balanced diet.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of Results: the data base "Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE " (RLMS-HSE), 1994 - 2012 with documentation, is publicly available at http://www.hse.ru/rlms. In 2013, 56 publications, including 14 publications in English, were prepared by HSE researches using the RLMS-HSE data base. Over 700 new users requested access to the RLMS-HSE data in 2013. Total number of users who have gotten access to the RLMS-HSE data from 2011 to 2013 is 2100. The 1st International Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE User Conference took place in May, 2013. Researches from U.S., Japan, UK, Belgium, Spain, and Finland participated in the conference along with Russian scientists. Program and brief summaries of papers presented at the conference, are available at: http://www.hse.ru/rlms/conference

Field of application: microeconomics, sociology, nutrition science, social policy.

Publications:


Воронин Г. Л., Киселева И. П., Козырева П. М., Косолапов М. С., Нафигина К. О., Низамова А. Э., Смирнов А. И., Соколова С. Б. Социально-экономическое поведение российских домохозяйств (по данным RLMS‑HSE, 1992 – 2011) // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 3. М. : НИУ ВШЭ, 2013. С. 7-103.
Kozyreva P. M., Nizamova A. E., Smirnov A. I. Consumption and Lifestyle in Russia, in: Handbook on Social Stratification in the BRIC Countries: Change and Perspective / Ed. by P. Li, M. Gorshkov, C. Scalon, K. Sharma. World Scientific, 2013. P. 611-636.
Трошина А. А., Рощина Я. М. Цифровое неравенство россиян в сфере медиапотребления // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 3. М. : НИУ ВШЭ, 2013. С. 187-203.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг социально-экономического поведения домохозяйств и анализ состояния фактического питания и пищевого статуса населения РФ

Приоритетные направления развития: экономика, социология
2013

Объект исследования: население Российской Федерации.

Цель исследования: выявить и проанализировать новые тенденции социально-экономического поведения российских домохозяйств, охарактеризовать особенности структуры питания и пищевого статуса населения страны как важнейшего фактора, обеспечивающего поддержание здоровья, работоспособности и творческого потенциала нации.

Эмпирическая база исследования - информационная база данных «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE) за 1994 — 2012 гг., включающая результаты 17 волн репрезентативного для РФ панельного лонгитюдного обследования домохозяйств.

Основные результаты:

- Несмотря на трудности экономического развития, усугублявшиеся пессимистическими прогнозами, результаты мониторинга демонстрировали рост реальных доходов домохозяйств. Месячный совокупный доход домохозяйств, после незначительного сокращения в 2011 г. на 1,8%, в 2012 г. вырос на 10,7%, достигнув максимального значения за все время наблюдений. Этот рост был обеспечен повышением зарплат как в бюджетном, так и в коммерческом секторах. В целом, за 1998-2012 гг. общая сумма месячного дохода домохозяйств выросла в 3,3 раза (с 11,4 тыс. до 37,9 тыс. в рублях 2012 г.). Основными источниками доходов являлись заработная плата и государственные трансфертные платежи. В 2012 г. на них приходилось соответственно 51,2 и 34,9% совокупного дохода домохозяйств. При этом наблюдался постоянный рост доли дохода от заработной платы, который обеспечивался в основном повышением доли дохода от работы на частных предприятиях (с 8% в 1998 г. до 23,8% в 2012 г.), но в последние годы темпы этого роста стали минимальными.

- Рост доходов сопровождался повышением расходов домохозяйств. В ситуации улучшения материального положения семьи чаще отказывались от стратегии экономии и более четко проявляли стремление повысить уровень потребления, поскольку были вынуждены жить в условиях неопределенности. Ежемесячные расходы домашних хозяйств после сокращения в 2011 г. на 0,9%, в 2012 г. выросли на 14,4%. При этом расходы на продукты питания увеличились только на 3,2%, тогда как на непродовольственные товары — на 19,5%. В целом, с 1998 г. по 2012 г. ежемесячные расходы домохозяйств выросли в 2,7 раза (с 14,9 тыс. до 40,2 тыс. руб.). Было выявлено очередное сокращение доли расходов на продукты питания, которое наблюдается с 1992 г. За все годы доля данных расходов последовательно сократилась с 72,6 до 40,2%, в результате чего структура расходов российских домохозяйств еще больше приблизилась к структуре расходов, которая характерна для домохозяйств западных стран.

- Рост расходов на непродовольственные товары привел к очередному повышению уровня обеспеченности семей предметами длительного пользования, который не прервался даже в период экономического кризиса. В 2012 г. на долю этих расходов приходилось 14,3% ежемесячных расходов домохозяйств. К наиболее тревожным тенденциям относится постоянный рост расходов домохозяйств на оплату жилья и коммунальных услуг, которые за последние 15 лет выросли более чем в 5 раз, что особенно негативно сказывается на уровне жизни  бедных и малообеспеченных семей. Но при этом в 2012 г. впервые, начиная с 1998 г., было отмечено снижение доли расходов на ЖКХ в структуре ежемесячных расходов домохозяйств (с 13,2% в 2011 г. до 12,6%).

- После непродолжительного периода медленного сокращения, обусловленного кризисом, выявлено новое повышение уровня дифференциации домохозяйств по доходам. В 2012 г. доходы 20% наиболее обеспеченных домашних хозяйств росли почти в 5 раз быстрее, чем доходы 20% наименее обеспеченных. Разрыв в доходах между домохозяйствами верхнего и нижнего квинтилей, сократившийся с 6,7 раз в 2008 г. до 4,1 раз в 2011 г., увеличился в 2012 г. до 4,6 раз. Основу дифференциации доходов домохозяйств, как и прежде, составляли различия в заработной плате.

- На фоне непростой социально-экономической ситуации зафиксирован очередной подъем социального самочувствия россиян, который, однако, носил неустойчивый характер. С 2000 г. по 2012 г доля россиян, удовлетворенных своей жизнью в целом, выросла в 3 раза — с 17,6 до 52,6%, в том числе за последний год на 3,4%. Высокий уровень социального самочувствия чаще сочетался с использованием более широко спектра активных способов социально-экономической адаптации. Вместе с тем, сохраняя надежды на лучшее, большинство россиян с тревогой оценивали перспективы своей жизни и подспудно готовились к худшему в ожидании очередных кризисных потрясений. Наблюдалась значительная дифференциация населения по уровню удовлетворенности жизнью и материальным положением.

- Одной из беспокойных остается проблема угрозы безработицы, острота которой в восприятии людей снижается очень медленно. В 2012 г. вероятность потерять работу волновала 55,8% занятых, что примерно столько же, сколько было в период ожидания и обострения кризиса. Работники чаще прекращали работу по собственной инициативе, чем в результате сокращения штатов или закрытия предприятий. Выявлено очередное снижение доли работников, желающих найти новую работу, одной из причин которого было повышение уровня удовлетворенности своей работой 43,3% в 2003 г. до 65,7% в 2012 г.

- Выявлены изменения в экономическом поведении и трудовых ориентациях пенсионеров старших возрастных групп (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше), которые не во всем соответствуют планам расширения трудовой занятости лиц пенсионного возраста. К положительным тенденциям можно отнести рост доли работающих пенсионеров старших возрастов: с 14% в 1994 г. до 20% в 2012 г. По уровню индивидуального дохода они вдвое, а по отдельным годам втрое, превосходили неработающих пенсионеров (в 2012 г. соответственно 24 тыс. и 11,7 тыс. руб. в месяц). Но в то же время размер заработной платы при одинаковой продолжительности рабочего дня и более высоком уровне образования у работающих пенсионеров был в 1,5 раза меньше, чем у работающих, не достигших пенсионного возраста. Установлено также, что подавляющее большинство нынешних и будущих пенсионеров рассчитывают жить после достижения пенсионного возраста только на государственную пенсию.

- К числу актуальных проблем относится улучшение качества питания населения, которое по степени важности уже превосходит проблему недостаточного питания. В настоящее время у всех групп населения структура потребления пищевых продуктов не соответствует потребностям в пищевых веществах и энергии. Содержание жира по калорийности превышает рекомендуемые значения, как в рационе детей, так и в рационе взрослых, особенно у мужчин (37%), при одновременном дефиците в рационе витаминов и минеральных веществ. Указанные неблагоприятные тенденции являются важнейшим фактором риска развития ожирения, сердечнососудистых заболеваний, диабета и ряда злокачественных новообразований. За последние 12 лет доля лиц с избыточной массой тела и с ожирением выросла среди мужчин в 1,7 раз, среди женщин — в 1,3 раза. Сегодня 54% мужчин и 59% женщин страдают избыточной массой тела и ожирением, тогда как недостаточность питания относится к 3% взрослого населения.

- Рационы питания как у детей, так и у взрослого населения дефицитны по содержанию основных витаминов и полезных для организма человека минеральных веществ. В питании малолетних детей в возрасте от 2 до 7 лет наблюдается дефицит по содержанию кальция около 40%, по витамину В1 и железу на уровне 20%. В рационах питания детей 7—17 лет отмечен наибольший дефицит по содержанию кальция — более 50%. Содержание в рационе витаминов А, В1, В2 может обеспечить потребность детского организма на 70%. Потребность организма ребенка школьного возраста в витамине С может быть обеспечена на 80%, в железе — на 89%. Рассчитанные количества в рационе питания основных витаминов и кальция у взрослых мужчин ниже рекомендуемых величин, в том числе: витамина В1 — на 20%; витамина В2 — на 30%; витамина С — на 33%;  кальция — на 40%. В питании женщин уровень содержания витамина А относительно рекомендуемых величин  составляет 79%; витаминов В1 и В2  — 54%, витамина С — 61%, кальция — 56%, железа — 69%.

- Подавляющее большинство россиян беспечно относятся к выбору продуктов питания с точки зрения их полезности. Только 16% граждан отдают предпочтение продуктам с пониженным содержанием жира; 11% — продуктам с пониженным содержанием соли; 5% — продуктам, содержащим заменители сахара; 10% — низкокалорийным продуктам. Рост внимания к потреблению полезных пищевых продуктов наблюдается лишь в пожилом возрасте. К наиболее важным факторам, препятствующим правильному питанию, относится не только недостаточная материальная обеспеченность, но и дефицит знаний и навыков здорового питания, что выдвигает на первый план проблему обучения населения принципам и навыкам здорового, рационального питания.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: созданная информационная база лонгитюдного панельного обследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE) за 1994 — 2012 гг. и сопроводительная документация к ней, размещена в открытом доступе на портале НИУ ВШЭ по адресу http://www.hse.ru/rlms. В 2013 году сотрудники НИУ ВШЭ опубликовали 56 работ с использованием информационной базы RLMS-HSE, в том числе 14 на английском языке.

За 2013 год количество новых пользователей, запросивших доступ к данным на странице RLMS-HSE, составило свыше 700. Общее количество пользователей, получивших доступ к данным на странице RLMS-HSE на портале НИУ ВШЭ за период с 2011 по 2013 годы – 2100.

В мае 2013 г. была проведена «Первая международная конференция пользователей данными RLMS-HSE», в которой помимо отечественных исследователей приняли участие 17 иностранных ученых из США, Японии, Великобритании, Бельгии, Испании, Финляндии. Программа и краткие аннотации докладов, представленных на конференции , размещены в свободном доступе в сети Интернет по адресу:http://www.hse.ru/rlms/conference.

Область применения: микроэкономика, социология, науки о питании, социальная политика. 

Публикации по проекту:


Воронин Г. Л., Киселева И. П., Козырева П. М., Косолапов М. С., Нафигина К. О., Низамова А. Э., Смирнов А. И., Соколова С. Б. Социально-экономическое поведение российских домохозяйств (по данным RLMS‑HSE, 1992 – 2011) // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 3. М. : НИУ ВШЭ, 2013. С. 7-103.
Kozyreva P. M., Nizamova A. E., Smirnov A. I. Consumption and Lifestyle in Russia, in: Handbook on Social Stratification in the BRIC Countries: Change and Perspective / Ed. by P. Li, M. Gorshkov, C. Scalon, K. Sharma. World Scientific, 2013. P. 611-636.
Трошина А. А., Рощина Я. М. Цифровое неравенство россиян в сфере медиапотребления // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 3. М. : НИУ ВШЭ, 2013. С. 187-203.