• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономических процессов в здравоохранении

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2013
Подразделение: Лаборатория экономических проблем здравоохранения

Объект исследования: городское и сельское население страны.

Цель работы: создании комплексной информационной базы, объединяющей данные социологических опросов субъектов системы здравоохранения с данными официальной статистики и позволяющей анализировать изменения в экономических условиях деятельности субъектов системы здравоохранения.

В 2013 г. мониторинговое исследование сфокусировано на  выявлении размеров затрат населения на медицинские услуги разных типов, причин и условий их оплаты.

Эмпирическая база исследования:

  • данные 21 волны РМЭЗ-ВШЭ за 2012 год
  • опрос населения о практиках оплаты медицинской помощи, проведенный по заказу НИУ ВШЭ Левада-центром в мае-июне 2013 г. по выборке размером 4027 респондентов, репрезентирующей взрослое городское и сельское население страны (16 лет и старше). Размер целевой выборки плативших за медицинскую помощь в течение трех предыдущих месяцев составил 1103 респондента.

Результаты работы

Согласно данным РМЭЗ, с 1994 под 2012 год наблюдается увеличение распространенности случаев оплаты при обращении за амбулаторной помощью. Доля пациентов, плативших за стационарное лечение, росла в 90-е годы, но сокращается на протяжении последних десяти лет, преимущественно за счет уменьшения доли тех, кто вынужден покупать лекарства для лечения в стационаре. Оплата консультаций врачей и  диагностических услуг все в большей степени производится официально (в кассу медицинских учреждений). Напротив, доля пациентов, оплачивающих стационарную помощь официально, в общем числе плативших за этот вид помощи в последнее десятилетие стабилизировалась. В 2012 году, как и в середине 2000-х годов, неформально платили около 66% плативших за данный вид услуг.

По данным специального опроса населения в 2013 г., доля тех пациентов, кто платил за медицинскую помощь в последние три месяца перед опросом, составила 44% в случаях получения амбулаторной помощи, 69% - стоматологической, 7% - скорой. О случаях оплаты стационарной медицинской помощи сообщили 32% респондентов, лежавших в больнице в течение последнего года.

23% пациентов от общего числа плативших в государственных амбулаторных медучреждениях, делали это неофициально (в руки медработникам). Теневой оборот присутствует и в частных поликлиниках: 7% пациентов здесь платили неофициально. В стационарах среди пациентов, плативших за лечение, 60% делали это неофициально.

Неформальная оплата редко выступает как дополнение формальной оплаты: большинство плативших делали это либо только «в кассу», либо только «в руки». Лишь незначительная часть респондентов указывала на то, что при оплате медицинской помощи они использовали и ту и другую формы оплаты. В целом, для большинства респондентов случаи официальной и неофициальной оплаты государственной медицинской помощи скорее взаимоисключающие, нежели дополняющие.

Платную медицинскую помощь чаще всего респонденты получали в государственных учреждениях. Единственное исключение – стоматологическая помощь, преимущество в предоставлении которой находится на стороне частных клиник.

Данные о распространенности официальной оплаты медицинской помощи свидетельствуют о том, что фактическая легализация оплаты медицинской помощи пациентами получила широкое распространение в государственной системе здравоохранения, и уже только на этом основании должна выступать предметом детального мониторинга и регулирования со стороны государства.

Анализ объемов официальных и неофициальных денежных потоков, которые возникают при оказании амбулаторных медицинских услуг, показывает, что на четыре пятых эти платежи оказываются легальными, оплачиваются в кассу медучреждений. При этом более половины (52%) официальных доходов при оказании амбулаторной медицинской помощи образуется за счет проведения платных диагностических процедур.

При получении стационарной помощи доля официальных платежей составляет 60% совокупной суммы денежных платежей. В составе официальных платежей пациентов за стационарную помощь 37% приходится на оплату лечения в целом, около 24% - на приобретение лекарств и медицинских материалов, 26% - на оплату операций. В общем объеме неофициальных платежей на первом месте оказываются платежи за операции (39%  неофициальных платежей.

Линейный регрессионный анализ показал, что среди респондентов, обращавшихся за государственной амбулаторной помощью, средняя частота платежей выше, если: у респондента высокий уровень дохода, есть хронические заболевания,  он проживает в г. Москве или Санкт-Петербурге.

Средний размер расходов домохозяйств на медицинскую помощь составляет менее трехсот рублей в месяц - около 2% среднемесячного семейного бюджета. Но за этими небольшими средними цифрами скрывается весьма значительный контингент населения, для которого такие платежи становятся основными в семейных бюджетах. В среднем около 5% населения тратят на медицинскую помощь более 10% семейных бюджетов, а почти полтора процента – свыше 30%.

Примерно две трети  опрошенных сообщают о своей готовности оплачивать услуги системы здравоохранения при тех или иных условиях, и только треть (32%) не готовы платить ни при каких обстоятельствах.

Полученные данные показывают, что практики оплаты населением медицинской помощи находятся в процессе динамичного развития, требуют постоянного мониторинга и проведения государством взвешенной, социально и территориально дифференцированной политики обеспечения доступности медицинской помощи и регулирования условий оказания платных медицинских услуг. Особую актуальность имеет проведение более глубоких исследований возможностей и условий развития практик оплаты медицинской помощи населением и форм их сочетания с бесплатным лечением.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты проведенного исследования могут быть использованы для уточнения приоритетов государственной политики обеспечения гарантий бесплатной медицинской помощи и развития форм участия населения в оплате медицинской помощи.

Область применения:

Финансирование здравоохранения.

Публикации по проекту:


Shishkin S., Burdyak A., Potapchik E. Patient choice in the post-Semashko health care system / NRU Higher School of Economics. Series PA "Public Administration". 2013. No. WP BRP 09/PA/2013.
Шишкин С. В., Бондаренко Н. В., Бурдяк А. Я. Отношение населения к гарантиям оказания медицинской помощи и участию в финансировании здравоохранения // В кн.: Развитие человеческого капитала - новая социальная политика / Науч. ред.: В. А. Мау, Т. Л. Клячко. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. Гл. раздел второй. С. 153-177.
Темницкий А. Л. Мотивация умеренных и завышенных притязаний медицинских работников к размеру заработной платы // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 223-234.