• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Языковая норма и патология: континуум лингвистических эффектов

2013
Подразделение: Научно-учебная лаборатория нейролингвистики

Объектом исследования в проекте стали разномодальные манифестации лингвистических эффектов, наблюдаемых у здоровых носителей языка и пациентов с  языковыми нарушениями.

Изучен ряд аспектов понимания и порождения языковой формы на различных лингвистических уровнях: грамматическом, семантическом, дискурсивном. Выявленные эффекты успешности, скорости и качественных особенностей языковой обработки стали основанием для сопоставления здоровой и клинической популяций русскоговорящих людей. В основе исследования лежит фундаментальная проблема науки о языке: насколько лингвистические эффекты, наблюдаемые у пациентов с патологией речи, специфичны для этой клинической популяции и независимы от универсальных механизмов речевой деятельности, характерных для нормы.

Цель работы – доказательство континуальной природы речевой нормы и существования общих механизмов речевой деятельности в здоровой и клинической популяции. Гипотезы исследования базируются на функциональном подходе к языку, объясняющем речевые отклонения от нормы степенью проявления одних и тех же лингвистических эффектов и стратегий, свойственных также и норме. При этом механизмы речевой деятельности в ненормативных группах не рассматриваются как качественно специфичные, вместо этого подчеркивается континуальная природа языковой нормы. Частные задачи исследования связаны с эмпирическим определением параметров и объема варьирования речевой манифестации в норме и у пациентов с патологией речи – для последующего моделирования общих механизмов речевой деятельности в этих двух языковых популяциях.

Эмпирической базой исследования послужила серия психо- и нейролингвистических экспериментов, объединенных в пять направлений: поведенческое, глазодвигательное, электрофизиологическое, гемодинамическое и связанное с созданием батарей языковых тестов.  Такой подход позволил решить поставленную задачу мультимодально – с использованием разноуровневых показателей речевой деятельности. Каждое из пяти выделенных направлений  было основано на тщательном изучении зарубежной и отечественной литературы, опыте практического использования исследовательского инструментария (поведенческого психолингвистического и клинического тестирования, регистрации движений глаз, вызванных потенциалов мозга и функциональной магнитно-резонансной томографии), необходимого для успешного выполнения проекта, и собственном научном заделе коллектива по предлагаемому проекту. Поведенческое направление включило два поведенческих эксперимента, позволяющих оценить и сравнить характер проявления речевой деятельности в норме и патологии как в экологически валидных условиях спонтанной речи, так и в условиях строгого психолингвистического эксперимента. В рамках глазодвигательного направления был произведен анализ собранных в двух экспериментах данных движений глаз здоровых людей и пациентов с афазией, сопровождающих понимание речи и отражающих ее глубинные лексические и синтаксические механизмы, и в том числе, каузальную связь этих механизмов с другими когнитивными функциями – такими как рабочая память. Электрофизиологическое направление, целью которого было выявление электрофизиологических маркеров речевой деятельности (вызванных потенциалов мозга) и градуальной природы их утраты у пациентов с афазией, включило  три контрольных эксперимента и подготовку электрофизиологической парадигмы для параллельных – русского и испанского – экспериментов. Гемодинамическое направление, задачей которого было изучение пластичности мозгового субстрата, вовлеченного в языковую обработку, объединило один контрольный и три нейровизуализационных эксперимента. Наконец, направление, связанное с разработкой батарей языковых тестов, было сосредоточено на создании практического инструмента для стандартизированной оценки состояния речевой функции в различных популяциях носителей русского языка.

Результаты работы экспериментально подтвердили отсутствие качественной специфики механизмов языкового анализа и поведения у людей с языковыми нарушениями – по сравнению со здоровыми носителями языка. В поведенческих экспериментах были обнаружены сходные стратегии языкового поведения на дискурсивном и грамматическом уровнях – в группах пациентов с различными афазиями и здоровых людей.  В рамках глазодвигательного направления показано, что процессы языковой обработки происходят у здоровых людей и у пациентов с различными формами афазии с использованием качественно одинаковых механизмов, с различием лишь в степени эффективности и во временной динамике. Кроме того, подтверждено, чтообщекогнитивные процессы, такие как рабочая память, влияют на разные уровни языковой деятельности у пациентов с небеглыми формами афазии. В контрольных экспериментах электрофизиологического направления было показано, что понимание языковых категорий у пациентов с разными формами афазии и у здоровых испытуемых носит качественно сходный характер, различаясь лишь количественно, а также что их деградация наблюдается как у русскоговорящих монолингвальных пациентов с афазией, так и у билингвальных носителей русского языка. Полученные в этом направлении данные легли в основу долгосрочного проекта по исследованию языковой деградации у пациентов с афазией и билингвов на электрофизиологическом уровне, для которого были разработаны и подготовлены соответствующие электрофизиологические парадигмы. В рамках гемодинамического направления подтверждено, что и у пациентов с афазией, и у здоровых испытуемых проявляется эффект семантической сложности языкового выражения, только у пациентов он регистрируется уже на уровне правильности поведенческих ответов, а у здоровых людей выражается во времени реакции и в объеме мозговой активации. Наконец, для обеспечения текущих и будущих психо- и нейролингвистических проектов методологической базой в настоящем проекте был разработан ряд батарейязыковых тестов – для стандартизированной оценки состояния речевой функции в различных популяциях носителей русского языка.

Рекомендации по внедрению результатов исследования связаны с использованием полученных знаний о континуальной природе языковой нормы-патологии и разработанного методологического аппарата в клинической практике. Обнаруженные экспериментальные эффекты  имеют большое значение для уточнения теоретических моделей о механизмах функционирования языка на субстрате здорового и пораженного мозга, и, как следствие, могут быть использованы для усовершенствования дифференциальной диагностики и терапии пациентов с языковыми расстройствами.

Области применения полученных результатов – фундаментальные и прикладные исследования языка, а также реабилитация языковой функции. Результаты работы могут стать основой для дальнейших эмпирических научных изысканий, направленных на выявление новых манифестаций обнаруженного континуума языковой нормы-патологии, а также поиска новых практических инструментов для диагностики и лечения языковых расстройств.

Публикации по проекту:


CUNY2013, 26th Annual CUNY Conference on Human Sentence Processing. , 2013.
Bos L. S., Dragoy O., Stowe L. A., Bastiaanse R. Time reference teased apart from tense: Thinking beyond the present // Journal of Neurolinguistics. 2013. Vol. 26. P. 283-297. doi
Драгой О. В., Зинова Ю. А., Искра Е. В., Бастиаансе Р. Взаимодействие временной референции и вида в русском языке: данные пациентов с афазией и здоровых испытуемых // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Тезисы конференции (19 июня 2013 г.) / Науч. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2013. С. 109-112.
Юрченко А. Н., Драгой О. В., Стов Л., Хёксема Ж., ден-Оуден Д., Хёкс Дж. Различия в восприятии наречий отрицательной и положительной полярности: данные связанных с событиями потенциалов мозга // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Тезисы конференции (19 июня 2013 г.) / Науч. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2013. С. 341-345.
Dragoy O., Bos L., Stowe L., Bastiaanse R. Past and present: electrophysiological differences in processing time reference, in: Methods of data processing in EEG/MEG/ Applied aspects of magneto- and electroencephalographic neuroimaging. M. : MSUPE, 2013. P. 13-14.
Bastiaanse R., Dragoy O., Avrutin S., Iskra E., Bos L. Discourse-linking in agrammatic and fluent aphasia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 94. P. 179-180.
Yurchenko A., Den Ouden D., Hoeksema J., Dragoy O., Hoeks J. C., Stowe L. A. Processing Polarity: ERP Evidence for Differences between Positive and Negative Polarity // Neuropsychologia. 2013. Vol. 51. No. 1. P. 132-141. doi
Bos L., Dragoy O., Iskra E., Avrutin S., Bastiaanse R. Understanding discourse-linked processes in agrammatic and fluent aphasia: a threefold study in Russian // Steam-, Spreak- en Taalpathologie. 2013. No. 18. P. 160-163.
Bos L., Dragoy O., Avrutin S., Iskra E., Bastiaanse R. Understanding discourse-linked elements in aphasia: a threefold study in Russian // Neuropsychologia. 2014. Vol. 57. P. 20-28. doi
Akinina Y., Malyutina S., Ivanova M., Iskra E., Mannova E., Dragoy O. Russian normative data for 375 action pictures and verbs // Behavior Research Methods. 2015. Vol. 47. No. 3. P. 691-707. doi