• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка, апробация и экспертно-методическое сопровождение введения модели нормирования труда учителя в соответствии с квалификационными характеристиками и/или профессиональным стандартом в условиях реализации эффективного контракта в субъектах Российской Федерации

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2013
Подразделение: Институт образования

Объектом настоящего исследования являются регулирование нормирования труда и режима рабочего времени педагогических работников, а также практика нормирования труда учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

Цель исследования состоит в разработке и внедрении научно-обоснованной модели нормирования труда учителя в соответствии с квалификационными характеристиками и/или профессиональным стандартом в условиях реализации эффективного контракта в субъектах Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составляют:

 действующее трудовое законодательство и законодательство об образовании;

- тексты локальных нормативных актов общеобразовательных организаций, а также материалы судебной практики судов общей юрисдикции, опубликованные в печати и электронных справочных поисковых системах;

- анкетирование и интервью респондентов из пяти субъектов Российской Федерации;

- концепция нормирования труда учителя в условиях реализации эффективного контракта и макет профессионального стандарта учителя;

- модель нормирования труда учителя в условиях общеобразовательной организации.

Результаты исследования:

- анализ действующего законодательства и практики нормирования труда учителей для создания аналитического обзора;

- создание концепции нормирования труда учителя в условиях реализации эффективного контракта;

- создание предложений к содержанию профессионального стандарта учителя с целью подготовки формализованных предложений по внесению изменений в акты Министерства образования и науки Российской Федерации;

- создание «Дорожной карты» внедрения модели нормирования труда учителя в условиях общеобразовательной организации;

- разработка, апробация и экспертно-методическое сопровождение введения модели нормирования труда учителя в соответствии с квалификационными характеристиками и/или профессиональным стандартом в условиях реализации эффективного контракта в субъектах Российской Федерации.

Степень внедрения

Анализ недостатков действующего нормирования труда учителя обусловил постановку задачи внедрения и совершенствования системы оплаты труда, что нашло свое отражение в Концепции нормирования труда учителя в условиях реализации эффективного контракта. Согласно положениям Концепции целями нормирования труда учителей является создание условий работы, позволяющих стимулировать качество учительского труда. По мнению авторов проекта введение нормирования и, как следствие, штатно-окладной системы оплаты труда является значимой предпосылкой для качественного реформирования общего образования.

«Дорожная карта» внедрения модели нормирования труда учителя в условиях общеобразовательной организации определяет процесс подготовки перехода на нормирование труда (рабочего времени) учителей общеобразовательных организаций. Регламентация мероприятий по внедрению новой модели нормирования труда учителей в 2013-2014 г.г. предопределила создание пакета локальных актов и договорных конструкций по внедрению модели нормирования труда учителя в условиях общеобразовательной организации, среди которых необходимо отметить особую роль Примерного Положения о системе нормирования труда (рабочего времени) учителей в общеобразовательной организации. Данное Положение характеризуется высокой проработанностью, что подтверждается широким перечнем приложений, среди которых можно отметить: примерный годовой план работы учителя, примерный помесячный индивидуальный план работы учителя, примерный трудовой договор с учителем.

Представляется, что приведенные в исследовании пакет локальных актов и договорных конструкций, пакет формализованных предложений по внесению изменений в приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в постановление Министерства труда и социального развития, имеют важное прикладное значение и нуждаются в скорейшей реализации на практике на уровне образовательных организаций.

Область применения

В рамках создания методических рекомендаций по нормированию труда учителя в соответствии с квалификационными характеристиками и/или профессиональным стандартом в условиях реализации эффективного контракта была осуществлена апробация и экспертно-методическое сопровождение введения разработанной модели нормирования труда учителя в условиях реализации эффективного контракта в пяти субъектах Российской Федерации ( Москва, Московская область, Ивановская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Новосибирская область). Апробация разработанной модели нормирования труда в различных регионах Российской Федерации выявила достаточно большой уровень единообразия в восприятии проблем нормирования и оплаты труда педагогов, что позволяет констатировать важность отграничения понятий «нормирование рабочего времени» и  «нормирование результатов труда». Методические рекомендации по введению модели нормирования труда учителя в условиях реализации эффективного контракта в субъектах Российской Федерации разработаны на основе анализа результатов апробации указанной модели нормирования труда учителя (предложений по изменению, дополнениях индивидуального плана, а также заполненных листов индивидуального плана), а также по результатам анализа обращений за экспертно-консультационной помощью.

Разработанные в ходе исследования и основанные на результатах апробации методические рекомендации по нормированию труда учителя в соответствии с квалификационными характеристиками и/или профессиональным стандартом в условиях реализации эффективного контракта дают основания полагать, что новая модель нормирования труда учителя будет внедрена на практике.