• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Разработка и апробация модели стандартизированного экзамена для выпускников-бакалавров в области управления, экономики, юриспруденции, социологии и педагогики

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2013
Руководитель: Подольский Олег Андреевич
Подразделение: Институт образования

Представлены материалы проекта «Разработка   и апробация модели стандартизированного экзамена для выпускников-бакалавров в области управления, экономики, юриспруденции, социологии и педагогики».

Объектом исследования являются стандартизированные методы оценки качества образования выпускников-бакалавров в области педагогики, юриспруденции, экономики, менеджмента и социологии.

Цель работы – разработка стандартизированного федерального экзамена для бакалавров.

В процессе работы проводилась экспериментальная апробация разработанной модели федерального экзамена для бакалавров.

В результате исследования была создана модель стандартизированного экзамена для бакалавров, позволяющая оценить не только фактические знания выпускников, но также уровень их базовых компетенций, таких как аналитическое мышление, умение работать с информацией, критическое мышление, выстраивание причинно-следственных связей.

Степень внедрения – согласно результатам апробации, модель федерального экзамена для бакалавров была признана удовлетворяющей основным требованиям к контролю качества образования, отраженным в №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. Описанная модель федерального экзамена для бакалавров рекомендована к внедрению после второго года обучения по направлениям педагогики, юриспруденции, экономики, менеджмента и социологии. Тем не менее, необходимо отметить, что внедрение подобной модели приведет к модернизации всей системы образования, что означает необходимость постепенной подготовки всех уровней образования, а также иных заинтересованных лиц и организаций, к реализации данного проекта.

Экономическая значимость работы – в результате проведенной апробации были выявлены как основные проблемы существующей системы оценки качества результатов образования, так и соображения представителей высших учебных заведений по модернизации существующей методики.

Помимо всего прочего были получены отзывы на разработанную модель федерального экзамена для бакалавра по направлениям педагогика, юриспруденция, социология, менеджмент и экономика. Внедрение федерального экзамена для бакалавров может быть решением таких острых проблем, как: коррупция и субъективизм при проведении итоговых испытаний в высших учебных заведениях, «колебания» уровня качества образования в различных высших учебных заведениях, низкий уровень качества образования по стране в целом. Эти проблемы могут быть решены при помощи стандартизированного экзамена для бакалавров, т.к. он обеспечит: повышение объективности контроля и оценки учебных достижений студентов, получение всесторонней образовательной информации о состоянии образования; создание многоуровневой системы мониторинга качества образования, которая способствовала бы выявлению учреждений, не отвечающих государственным стандартам по качеству предоставляемого образования; прогнозирование развития образовательных учреждений. Стоит отметить, что, несмотря на то, что внедрение федерального экзамена для бакалавров будет стрессом для всей системы образования, апробация модели подтвердила, что существующая система более не удовлетворяет потребностей 21 века, отраженных в ФГОС-3, в то время как федеральный экзамен для бакалавров восполняет множество пробелов прежней системы оценки и контроля качества образования выпускников высших учебных заведений.