• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая и социальная модель повышения доступности музеев Российской Федерации

Приоритетные направления развития: экономика, социология
2013
Подразделение: Институт образования

Область основных научных интересов данного исследования направлена на разработку экономической и социальной модели повышения доступности музеев Российской Федерации с учетом зарубежного опыта и использования современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий.

Объект исследования

Объектом исследования является повышение доступности музеев Российской Федерации. Основное внимание уделяется преодолению существующих барьеров повышения доступности российских музеев, связанных с низким уровнем обеспеченности музеев специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий и др., разработке предложений по интеграции и сотрудничеству музеев с образовательными учреждениями и организациями социальной сферы, и необходимости привлечения инвестиций, а также развитию механизмов частно-государственного партнерства.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка экономической и социальной модели повышения доступности музеев Российской Федерации на основе анализа лучших образцов российской и зарубежной практики и оценки возможностей использования современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий.

Основные задачи исследования включают в себя:

1. Анализ зарубежного и российского опыта по повышению доступности музеев.

2. Анализ существующих барьеров повышения доступности российских музеев: экономических; социальных; информационных; образовательных.

Оценка доступности музеев для посетителей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Обоснование перспектив повышения доступности для музеев по результатам фокус-групп профессиональных сообществ.

4. Разработка предложений по повышению виртуальной и интерактивной доступности музеев.

5. Разработка экономической модели повышения доступности музеев, включая механизмы финансовой поддержки, и предложения по развитию частно-государственного партнерства.

6. Разработка социальной модели повышения доступности музеев, включая предложения по повышению доступности музеев для людей с ограниченными возможностями здоровья.

7.  Разработка предложений по интеграции и сотрудничеству музеев с образовательными учреждениями и организациями социальной сферы.

Методология проведения работ

Разработка экономической и социальной модели повышения доступности музеев Российской Федерации опирается на методологию социально-культурного проектирования, методы социальной психологии, культурной идентификации и дифференциации, имитационного моделирования культурного поведения различных возрастных и образовательных групп, эконометрические модели по оценке взаимосвязей, влияющих на повышение доступности музеев. Для исследования была использована модифицированная функция Кобба-Дугласа объясняющая количественные соотношения между ресурсами музеев, факторами физического капитала и накопленного человеческого капитала в экономике регионов. Для оценки предложений по повышению доступности музеев применяются методы качественных исследований в социологии - фокус-группы.

Информационная база исследования

Использована информационная база исследования, которая сформирована за счет данных отраслевой статистической отчетности о деятельности музеев всех видов (художественных, естествоведческих, технических, исторических, этнографических, мемориальных и др.). В отчетности имеются сведения о численности и профессиональном уровне персонала музеев, источниках и основных направлениях использования финансовых средств.

Результаты работы

В результате проведенного исследования:

1. Представлен анализ зарубежного и российского опыта по повышению доступности музеев с оценкой возможностей использования современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий дляпреодоления существующих барьеров повышения доступности российских музеев.

2. Проведен и представлен анализ существующих барьеров на пути повышения доступности музеев: экономических; социальных; информационных; образовательных. Выделены несколько видов доступности: пространственная доступность, экономическая доступность, доступность образовательных возможностей, различные виды социально-психологической доступности. Выявлены отдельные проблемы по доступности музеев для посетителей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Проведено обоснование перспектив повышения доступности для музеев разных типов по результатам фокус-групп профессиональных сообществ и интервью с музейными специалистами. Проведение музейной и экспертной фокус-групп позволило выявить преобладающее отношение участников профессионального сообщества к вопросу доступности российских музеев, актуальную российскую и зарубежную практику, проблемные зоны обеспечения доступности для разных категорий публики.

4. Разработаны предложения и рекомендации по повышению виртуальной и интерактивной доступности музеев, которые учитывают: виртуальную доступность как часть цифровой стратегии музея; технологические платформы для сайтов; тексты, переведенные на английский язык; доступ к коллекциям; путеводители, инфографику и навигацию; интернет-магазины; сферические фотопанорамы; образовательные программы и игры и др.

5. Разработана экономическая модель повышения доступности музеев, включая механизмы финансовой поддержки, и предложения по развитию частно-государственного партнерства. Для оценки влияния на доступность музеев проведен факторный анализ, отобраны показатели, характеризующие различные аспекты функционирования музеев. Выявлены факторы, влияющие на повышение доступности музеев с помощью регрессионного анализа взаимосвязей ресурсной базы музейной деятельности, производственного и экономического потенциала развития регионов России. Разработаны предложения по перспективам развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, обеспечивающие устойчивое развитие музеев и тесно связанного с ними культурного туризма.

6.      Разработана социальная модель повышения доступности музеев, включающая оценку возможностей посещения людьми с ограниченными возможностями здоровья. Одной из причин, препятствующих адаптации архитектурной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями является недостаточность финансирования и отсутствие скоординированных усилий при реализации целевых программ.

7.  Разработаны предложения по интеграции и сотрудничеству музеев с образовательными учреждениями и организациями социальной сферы. Проанализирована практика взаимодействия музеев с образовательными учреждениями для повышения социально-культурного уровня, получения новых знаний, образования как подрастающего поколения, так и населения в целом.

Значимость работы

Проведенные исследования позволили установить сравнительные характеристики международных разработок в области использования современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий для повышения доступности музеев. Были выявлены лучшие образцы российской и зарубежной практики и возможности их использования для развития информационных технологий в сфере музейной деятельности и привлечения инвестиций на существующие объекты выставочных музейных комплексов. Разработаны экономическая и социальная модели повышения доступности музеев. Особое внимание в работе уделено развитию механизмов частно-государственного партнерства с организацией музейного менеджмента и маркетинга в региональных музеях.

Итоги внедрения результатов

Основные результаты работы по обеспечению разработок экономической и социальной моделей повышения доступности музеев на основе анализа лучших образцов российской и зарубежной практики получили распространение в виде периодических изданий и публикаций статей в ведущих российских профессиональных научных журналах, презентаций докладов на научных семинарах и международных конференциях.

Область применения

Область применения экономической и социальной моделей повышения доступности музейных благ и услуг направлена на использование широкого спектра аналитических методов, позволяющих обобщить лучшие российские и зарубежные практики музейной деятельности в современных условиях. Это будет способствовать развитию социально-культурного проектирования в условиях становления креативной экономики, организации музейного менеджмента и маркетинга в региональных музеях, стимулирующих привлечение внебюджетных средств (механизмы частно-государственного партнерства) для повышения доступности музеев Российской Федерации.

Публикации по проекту:


Абанкина Т. В. Финансирование организаций культуры: проблемы и перспективы в условиях кризиса // В кн.: Экономика культуры: новый ракурс старых проблем / Отв. ред.: А. Я. Рубинштейн, В. Музычук. М. : Институт экономики РАН, 2013. С. 136-163.
Abankina T. Models for Arts and Culture Financial Support // Journal of US-China Public Administration. 2016. Vol. 13. No. 3. P. 173-180. doi